Рисование жирафа в технике тингатинга
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Коношский районный Дом детского творчества»
Открытое занятие в детском объединении
«Цветик-семицветик»
«Рисование жирафа в технике
«тингатинга»
Педагог дополнительного образования
Кутилова Надежда Ивановна
2016 годРисование жирафа в технике тингатинга.
Цель: создание творческой работы в стиле африканской живописи тингатинга.
Задачи: - познакомить с историей возникновения техники тингатинга, отличительными особенностями этой техники;
- учить изображать силуэт, выделяя характерные очертания животного, создавать силуэтную композицию в формате А4;
- формировать навык владения художественными материалами (карандаш, ластик, гуашь, кисти);
- развивать творческие способности, художественно-эстетический вкус;
- воспитывать аккуратность и самостоятельность при создании художественного произведения, трудолюбие, адекватное отношение к миру прекрасного.
Планируемый результат:
Предметные умения: целостное представление о стиле тингатинга; умение создавать силуэтную композицию, различать данный стиль среди других стилей.
Личностные УУД: формировать устойчивый познавательный интерес к новой технике рисования, умение оценивать произведения искусства, вырабатывать свою позицию, отстаивать свою точку зрения, положительно относиться к роли ученика, к процессу обучения, уважение к художественному наследию.
Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу, формулировать тему и цель занятия, находить варианты решения творческой задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; осуществлять самостоятельный контроль за своей деятельностью, работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки, определять степень успешности своей работы, адекватно воспринимать оценку педагога и детей.
Познавательные УУД: логические – анализировать, выделять характерные признаки предмета; экспериментировать с силуэтом, чтобы создавать яркие силуэтные композиции; общеучебные – самостоятельно предполагать, что нужно для решения учебной задачи, определять эффективные способы достижения результатов, творчески реализовать собственные замыслы.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, допускать существование других мнений, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения.
Межпредметные связи: окружающий мир – знакомство с природой Африки.
Развитие речи – обогащение словарного запаса, расширение знаний устного народного творчества.
Музыка, живопись – восхищение художественным наследием.
Основные понятия и термины: стиль тингатинга, силуэтная композиция, точечная техника, тоновая растяжка.
Методы: (по классификации методов обучения, предложенной Ю.К.Бабанским)
Метод стимулирования – учебное поощрение.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций:
- словесно-наглядные: беседа, чтение произведений устного народного творчества, рассказ, показ слайдов, иллюстраций (активизирует внимание);
- практические: подбор иллюстраций, составление из частей целого, первичное закрепление знаний на пробнике, самостоятельное рисование;
- логические: проблемные вопросы к детям, аргументирование личного мнения;
- гностические – составление последовательности работы, определение темы, цели, задач;
- самоуправление учебными действиями: самостоятельная работа.
Метод контроля: устный контроль.
Репродуктивный метод: воспроизведение и закрепление полученных знаний.
Интегральный метод: использование разных видов искусств.
Здоровьесберегающие технологии: использование функциональной музыки; применение физкультминутки, направленное на двигательную активность и сбережение здоровья глаз, смена действий на занятии.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: урок изучения нового.
Форма урока: урок комплексного применения знаний, урок-практикум.
Структура занятия:
№ Структура урока Время проведения
1 Организационный момент. Сказка о жирафе. Определение темы занятия. 4 мин.
2 Актуализация опорных знаний.. 2 мин.
3 Введение нового учебного материала. 4 мин.
4 Определение цели занятия, варианты творческих задач. Объяснение последовательности работы, ТБ 3 мин.
5 Подготовка руки, первичное закрепление, работа в парах. 7 мин.
6 Самостоятельная работа по решению задач 20 мин.
7 Рефлексия. 5 мин.
Материалы и оборудование:
Для педагога: мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение в течение всего урока, образцы, технологическая карта, птица и перья хвоста красные и черные, презентация о живописи.
Для обучающихся: альбом, карандаш НВ, гуашь, кисти разных номеров, ватные палочки, шаблон жирафа, пробники, палитра, непроливайка, салфетка.
Ресурсы:
www.youtube.comlyuda-lisitsina.narod.ruwww.tingatinga.ru Шедевры глянцевой живописи Восточной Африки
http://www.tingatingastudio.com/http://stranamasterov.ruХод занятия:
1.Организационный момент.
- Я рада видеть вас. Какое у вас настроение?
Предполагаемые ответы обучающихся: – Хорошее.
Психологический момент: –Давайте подмигнём друг другу, улыбнёмся и сохраним хорошее настроение на целый день.
Заниматься творчеством нужно с хорошим настроением, тогда работы получатся красивыми и будут радовать не только вас, но и тех, кто на них будет смотреть.
- Присядьте на ковер, я хочу рассказать вам сказку.
Давным-давно в африканской саванне жили стада жирафов. Выглядели они не так, как сейчас, шея у них была не такая длинная. И похожи они были больше на лошадок или зебр. Кушали травку и иногда листочки на нижних веточках деревьев. Среди них был один неугомонный жирафёнок. Он всё время что-то находил, исследовал, придумывал, пробовал. Однажды он попробовал сочные нежно-зелёные листики мохалы*. Они ему так понравились, что он захотел ещё и ещё. Каждый день он кушал их с удовольствием, пока не съел все, что были на нижних ветках. Но малышу хотелось этих листочков снова. Он так старался достать очередной листик, что изо всех сил тянул к нему свою короткую шею. А жирафёнок был настолько упорным и настойчивым, что всегда добивался своей цели.
Братья жирафята тоже захотели иметь такую длинную шею, чтобы доставать самые вкусные и сочные листочки. Жирафенок их поддержал: «Надо просто очень сильно захотеть, - сказал он, - не отступать от своей мечты и всё получится! Ведь у меня же получилось!» С тех пор жирафы настойчиво стали тянуться за лучшими листочками и своим упроством тоже достигли цели.
- О ком вы узнали в сказке?
- Что можно сказать о нем, каким он был?
- Чему мы можем поучиться у жирафа? (упорству, настойчивости)
- Кто догадался, какая будет тема занятия? (рисование жирафа)
2.Актуализация опорных знаний.
- К какому жанру живописи будет относиться наша работа? (анималистическому) Анималистический жанр (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства[1], основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).
- Я приглашаю совершить виртуальную экскурсию в картинную галерею.
(подходят к телевизору)
3.Введение нового учебного материала.
Просмотр презентации «Картины, выполненные в стиле африканской живописи тингатинга»
-Живопись тингатинга появилась в Танзании в 60-х годах ХХ века, название получилапо имени основателя направления – Эдуардо Саиди Тингатинга. Первые картины рисовались на картоне, а прежде всего – на стенах домов. Изначально все работы были размером примерно 60х60, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратной живописью»
Африка – это загадочный и дикий континент, который всегда манил путешественников своей волшебной красотой, оранжевыми закатами и бурными реками, которые завораживают взоры, нетронутыми уголками дикой природы. Традиционными сюжетами являются изображения зверей, птиц или человеческих силуэтов. Несмотря на то, что это искусство постоянно развивается и приобретает новые сюжеты, выделяются некие общие черты:
-одноцветный фон с небольшим количеством оттенков (цветовая растяжка);
-основной мотив наносится с помощью простых и четких линий и, как правило, занимает почти весь фон;
-отсутствие перспективы;
- Силуэтное изображение заполняется линиями, точками, кругами динамичного характера, размашистость и зачастую повторяющийся рисунок линий придает изображению характер живого экспрессивного орнамента;
-декоративность.
Африканское искусство настолько притягательно, что моментально было подхвачено свободными художниками . Тем самым разнообразив стили и сюжеты, развивая и привлекая внимание к данному искусству. Живопись тингатинга являет собой гармонию мира и всего живущего в нѐм. Рассматривая эти добрые, причудливые сюжеты африканских картин переполняешься радостью и чистотой.
Рассмотрите жирафа. Как он изображен? (силуэтно)
-Что такое силуэт? (Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов. Силуэт - это изображение в виде тени, которое обязательно повторяет сам предмет)
- Где можно увидеть силуэт? (тень от дерева, растений, силуэт человека, животного)
-Что можем для этого использовать? (трафарет)
- Как будет называться композиция, если мы будем использовать силуэты? (силуэтная)
4.Определение цели и творческих задач. Последовательность работы.
- Чем эта живопись заинтересовала?
- Чем она необычна и привлекательна?
- Какие особенности этой живописи вы заметили? (фон выполнен тоновой растяжкой, силуэтная композиция, декоративность, оживка)
- Какую цель поставим? (рисование жирафа в технике тингатинга)
- Что нужно сделать, чтобы достичь цели? (познакомиться с техникой , ее особенностями, декоративно украшать силуэт жирафа)
Сегодня научимся рисовать жирафа в стиле декоративной африканской живописи.
Объяснение последовательности работы.
1.Расположим шаблон жирафа, обведем фигуру.
2.Нарисуем черной гуашью ветку дерева, в верхней части листа, примакиванием делаем листья.
3. Черной гуашью закрасим силуэт жирафа.
4. Белой гуашью и тонкой кистью рисуем узоры на силуэте жирафа и ветке дерева.
5. Переходим к детализации. Используя белый цвет, прорисуем мелкие детали. Сделаем белые капельки на спине. Оформим грудку и спинку жирафа в виде множества точек.
Детально прорисуем фон. Обведем листья, траву и камни. Нарисуем белые цветы. Работа готова.
Прежде чем вы преступите к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с красками. Как необходимо себя вести, если вы держите в руках кисть или ватные палочки.
-Не брать кисть в рот,
-Аккуратно обращаться с острыми предметами,
-Ватные палочки нельзя мочить и не толкать в уши,
-Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте
5.Подготовка руки, первичное закрепление, работа в парах.
Пальчиковая гимнастика «Кисточка»
Мы немного поиграем. Я читаю вам загадки, а вы рисуете ответы, в виде силуэта, используя только черную краску. (на пробнике нарисована тарелка, сначала отгадку рисуют те, кто слева сидит, потом те, кто справа)
Загадки:
Фрукт похож на неваляшку, Знают этот фрукт детишки,
Носит желтую рубашку. Любят есть его мартышки.
Тишину в саду нарушив, Родом он из жарких стран.
С дерева упала... (груша) Высоко растет (банан)
Желтый цитрусовый плод С виду он как рыжий мяч
В странах солнечных растет. Только вот не мчится вскачь.
А на вкус кислейший он. В нем полезный витамин,
Как зовут его? (Лимон) Это спелый (апельсин)
- Молодцы, все справились с заданием. Посмотрите, какие рисунки у вас получились. А как вы думаете, красочные, нарядные получились силуэты?
Силуэты - это, как правило, темное пятно на светлом фоне. Изображение в виде силуэта выглядит скучно, не красочно.
Игра «Установи последовательность работы» - расставляют по порядку образцы технологической карты.
Приступая к детализации в работе, подумайте, чем будете рисовать: кистью или ватными палочками? Каждый решает сам, какими художественными средствами воплотить свою задумку, идею в силуэтной композиции, используя технику Тингатинга. Возможно, у кого-то лучше получится рисовать ватными палочками, кто- то кистью будет выводить круги разного размера.
6.Самостоятельная работа по решению задач. (звучит африканская музыка)
1. Тоновая растяжка сделана заранее.
2.Итак, ребята, у вас на столах приготовлены шаблон жирафа . Размещаем шаблон и аккуратно обводим по контуру.
3.Теперь настала очередь черного цвета, предыдущий слой краски уже совсем просох, можно смело рисовать вверху листа черной краской длинную ветку, пересекающую весь лист - слева направо, и несколько других веточек. Примакиванием изображаем на ветках листья.
4. А теперь приступаем к раскрашиванию силуэта самого жирафа, мирно гуляющего по саванне. Даем время подсохнуть.
Физминутка «Жирафики»
5.Тонкой кисточкой и белой краской рисуем различные узоры на жирафе, и той же белой краской рисуем цветы на ветках дерева.
6.И завершающий этап: с помощью чистой ватной палочки (ее мочить в воде нельзя) изображаем точки на всем теле жирафа. Тонкой кисточкой нам только остается прорисовать глаза, уши, морду зверя, копыта.
Наша творческая работа в стиле африканской живописи готова.
- Заканчиваем, наводим порядок, работу размещаем на выставке.
7.Рефлексия.
Ребята, вы работали активно, с фантазией. Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились.
- Как вы считаете, мы выполнили поставленную цель?
Обратите внимание, что на доске у нас расположилась птица, выполненная в технике Тингатинга. Как вы думаете, чего еще не хватает птице?
Птице не хватает красивого хвоста из ярких перьев. Я предлагаю вам на выбор перья, которые лежат у меня на столе, кому понравился урок, тот пусть возьмет яркое перо и прикрепит к хвосту птицы, у кого были затруднения в работе, тот прикрепит черное перо к хвосту.
- За ваше творчество я подарю вам маленького жирафика, чтобы вы помнили, что упорством и настойчивостью можно многого в жизни добиться.
ФизминуткаСилуэт мы рисовали, пальцы рук у нас устали,
Мы немного их встряхнем, рисовать потом начнем.
Посмотрели мы в окно,
Что там видим далеко?
Силуэты облаков и еще много домов.
Мы немного поиграли, пальцы рук поразминали1.Расположить лист бумаги в вертикальном формате, простым карандашом наметить линию горизонта.
2.Приготовить краски двух цветов – фиолетовый и синий – выполнить тоновую растяжку, начнем это делать с фиолетового цвета, а закончим синим.
3.Останавливаемся на линии горизонта, кисти хорошо промываем, приготовим теперь изумрудный (можно зеленый) –это трава, раскрашиваем нижнюю часть листа.
4.Дадим просохнуть красочному слою, использованные вами краски можно пока или убрать, или просто отложить, чтобы не мешали.
5.Итак, ребята, у вас на столах приготовлены шаблоны леопарда. Размещаем шаблон внизу листа и аккуратно обводим его по контуру.
6.Теперь настала очередь черного цвета, предыдущий слой краски уже совсем просох, можно смело рисовать вверху листа черной краской длинную ветку, пересекающую весь лист - слева направо, и несколько других веточек. Примакиванием изображаем на ветках листья. Добавим теперь несколько несложных силуэтов птиц, хорошо устроившихся на ветках.
6. А теперь приступаем к раскрашиванию силуэта самого зверя, мирно гуляющего по саванне.
7.Ждем, пока высохнет, а затем тонкой кисточкой и белой краской рисуем различные узоры на птицах, с помощью ватной палочки (ее мочить в воде не надо) и той же белой краски рисуем цветы на ветках дерева.
8.И завершающий этап: с помощью чистой ватной палочки изображаем точки на всем теле леопарда, для этого нам понадобится желтая краска. Тонкой кисточкой нам только остается прорисовать глаза, уши, морду зверя, а также его острые когти.
Наша творческая работа в стиле африканской живописи готова.