Статья Межпредметная интеграция в преподавании математики на начальной ступени обучения
Чуносова Валентина Михайловна,
учитель начальных классов,
МОБУ «СОШ №10 им. Д.Г.Новопашина», г.ЯкутскМежпредметная интеграция в преподавании математики на начальной ступени обучения
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в школе, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом и которые отражены в ФГОС НГОО.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину (2).
Однако, самостоятельность предметов в современной школе, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.
Именно интеграция предметов призвана расширить у младших школьников кругозор, научить переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.
Стремление к интеграции учебного материала, является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса. И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и воспитания.
Интеграция (лат.) (Толковый словарь Д.Н.Ушакова) - объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития.
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:
во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
По существу, интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития.
Используя интеграцию, следует соблюдать дидактические требования к межпредметному уроку: 1. Межпредметный урок должен иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других источников. 2. На межпредметном уроке должна быть обеспечена высокая активность учащихся по применению знаний из других предметов. 3. Осуществление межпредметных связей должно быть направлено на объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений. 4. Межпредметный урок должен содержать выводы обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов. Учащиеся могут осознать объективность таких выводов, лишь убедившись в необходимости привлечения знаний из других предметов. 5. Межпредметный урок, в конечном итоге, должен вызвать положительное отношение учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из разных курсов.
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:
внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;( содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.
Особенности: исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний; соотношения элементов все больше усложняются, познания углубляются.
межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин.
Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную. Горизонтальное интегрирование: линейная структура; за содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин.
Особенности: материал других предметов включается эпизодически; сохраняются самостоятельность каждого предмета, цели, задачи, программа; в целом сохраняется программа урока; тема может быть рассмотрена и только на программном учебном материале, и с введением дополнительного материала.
транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Преимущества интеграции на урок
Мир познается в многообразии и единстве
Потенциал учащихся
Самореализация, самовыражение, творчество учителя
Комплексность
Нестандартная форма уроков
Рассмотрим примеры применения некоторых направлений интеграции на уроках математики:
1 КЛАСС «прибавление и вычитание числа 2» + материал по краеведению
СООБЩЕНИЕ подготовленного ученика
Главной достопримечательностью, расположенной по берегу реки Лена, является природный парк Ленские столбы.
Целенаправленное осуществление связи уроков математики и окружающего мира позволяет в доступной и интересной форме показать роль математики в углублении знаний по окружающему миру и в то же время дает возможность повысить воспитательные и развивающие функции обоих предметов.
Межпредметную связь использую при решении задач различных видов: «В парке посадили 30 дубов, а елей на 10 меньше. Сколько дубов и елей посадили в парке? Для чего в городах разбивают парки и высаживают зеленые насаждения?». В данном случае решается задача предмета математики: закрепить решение текстовой задачи. А дополнительный вопрос решает задачи предмета «Окружающий мир»: рассмотреть способы охраны окружающей среды, научиться беречь и охранять природу. Также, включаю материал по краеведению: какие природные памятники есть на территории нашей республики с показом презентации. Такой материал обогащает урок математики, делает его занимательным и интересным для маленьких школьников.
Интеграция математики и русского языка:
при изучении темы «Устные вычисления» во 2 классе я предлагаю своим ученикам следующие задания: решите примеры и расположите ответы в порядке возрастания, узнаете название самой большой звезды.
27+2 (О) 13+6 (С) 30+14 (Л)
56+30 (Е) 3+46 (Н) 53+10 (Ц)
19 29 44 49 63 86
С О Л Н Ц Е
Далее провожу работу, интегрируя тему уроков русского языка и окружающего мира:
- сколько букв и звуков в слове «солнце»?
- почему букв больше, чем звуков? На сколько больше?
- где будет «опасное место» в слове «солнце»? – произносим и сравниваем написание и произношение (непроизносимая согласная в корне слова);
- что знаете о солнце? (подготовленное сообщение ученика, презентация).
В 1 классе целесообразно использовать малые формы фольклора в обучении математике. Загадки, пословицы, поговорки, сказки.
Так, загадку я использую, как исходный материал для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и другие понятия.). Например, при знакомстве с числом и цифрой 5 можно использовать такую загадку: «Что стоит в конце страницы. Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой...» (Пять.)
Отгадав загадку, дети продолжают работать над цифрой и числом 5.
Предлагаю такие задания:
- покажите числовую карточку, соответствующую числу 5;
- назовите соседей числа 5 в числовом ряду;
- объясните, как можно получить число 5 (состав числа) и др.
Интегрируя урок математики с ИЗО, технологией можно предложить украсить вырезанную из альбомного листа цифру 5 узором из осенних листьев, украсить природным материалом и др.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:– предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;– логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;– большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
Наметить главную цель интегрированного урока.
Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
Определить допустимую нагрузку
Спланировать действия
Определить форму интегрированного урока
Таким образом, интеграция должна быть не самоцелью, а определенной системой в деятельности учителя, которая предполагает и конечный результат такого обучения:
облегчает учение и формирует представление о целостности мира
формирует исследовательский тип личности;
помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию напряжения и утомляемости;
позволяет ученикам применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств.
Список литературы:Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения.//Начальная школа 2003.№9, с.28-31.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии http://www.selevko.net/1contents.php, 21.12.2011.
Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе: Ростов на /Д: Феникс 2003 г. 1 серия «Учение с увлечением»;
Ятайкина А. А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии.2001 – № 6.