Особенности преподавания русского языка и литературы в классах коррекционного обучения
Особенности преподавания русского языка и литературы
в классах коррекционного обучения
В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, продолжают дальнейшее обучение в классах коррекционного обучения.
Я 4 год преподаю русский язык и литературу в классе коррекции VII вида. Класс является малокомплектным – 7 человек, все мальчики. Количество часов русского языка – 6, литературы 2+1 коррекционный час.
Прежде всего я выявила проблемы учащихся 5 б класса:
низкая учебная мотивация,
неумение работать самостоятельно,
низкая техника чтения,
непонимание заданий,
отсутствие познавательных интересов и др.
При этом наблюдалась повышенная отвлекаемость, импульсивность, возбудимость. Всё это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их развитии.
Сразу появилась проблема: как сделать обучение учащихся наиболее эффективным, а мне, в свою очередь, успеть поработать и с классом в целом, и с каждым учеником в отдельности. Решение проблем нашла в применении разнообразных современных технологий на своих уроках.
На сегодняшний день существует большое многообразие педагогических технологий, которые можно использовать для преподавания уроков в коррекционном классе:
игровые технологии;
технологии уровневой дифференциации;
ИКТ-технологии;
технологию индивидуализации обучения и др.
Одним из принципов работы в коррекционных классах является индивидуальный и дифференцированный подход. Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Очень важно, чтобы материал соответствовал уровню учащихся. Также одна из задач коррекционного обучения – воспитание самостоятельности. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.
Необходимо поддерживать и развивать у ребят интерес к учению. Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, способствуют более успешному обучению школьников.На «стандартных» уроках начинает «хромать» дисциплина, дети с ОВЗ утомляются от однообразных видов деятельности, от неинтересных заданий.
Конечно, уроки по ТИО требуют очень большой подготовки. Каждый урок должен чем-то отличаться от предыдущего. Поэтому отбираю именно такой материал для заданий, который будет отвечать всем требованиям современного урока в коррекционном классе. В самом начале урока я должна психологически подготовить учащихся к общению и обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы.
На этапе подведения итогов урока и рефлексии нужно обязательно дать качественную оценку работы каждого учащегося, похвалить тех, кто в этом особенно нуждается (например, учащихся-меланхоликов), посмотреть, что не получилось у других. Иными словами, помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке.
Очень важен и гигиенический режим, он предполагает соблюдение требований к организации рабочего места ученика, его посадке, расположению тетради, определению объема работы, выполняемой письменно; обязательное чередование труда и отдыха для руки ребенка; смену динамической позы в течение урока. В случае индивидуальных затруднений, возникающих у учеников из-за нарушения быстрой утомляемости, замедленного темпа работы, заранее планирую помощь таким детям. В каждом конкретном случае ее приемы должны быть строго индивидуализированы. Так, зная о медленном темпе работы некоторых детей, разрешаю им пропустить одно-два предложения, нахожу возможность за что-то похвалить ребенка с нарушением работоспособности.
Стараюсь организовать учебный процесс таким образом, чтобы он не навредил здоровью ребёнка. Для этого использую доступные средства сохранения здоровья школьника: 1) оптимальная плотность урока; 2) рациональное чередование видов учебной деятельности; 3) уважительный стиль общения; 4) эмоциональная разрядка; 5) физкультурная пауза; 6) правильная рабочая поза; 7) положительные эмоции. Кроме того, считаю не менее важным при выборе форм, методов и средств обучения учитывать возрастно-половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности.
На уроках русского языка и литературы учащимся приходится достаточно много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки. В таких случаях я даю детям возможность передохнуть, переключаю на другой вид деятельности. Эффективны в этом физкультурные минутки, которые являются одной из составляющих здоровьесберегающего подхода.
Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они бывают полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания.
Оценивание уровня знаний происходит так же с учетом того, что главное в работе с этими классами не прохождение программного материала в полном объеме, а в адаптации ребенка к самостоятельной жизни.
Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы для детей с ОВЗ, применяю компьютерные технологии на всех этапах обучения. Использую иллюстративный и наглядный материал, тренажеры, опорные схемы, таблицы, тренинги, презентации, тестирование при изложении нового материала, в закреплении изученного материала, в системе контроля умений и навыков учащихся, при повторении и систематизации знаний учащихся, при самостоятельной работе. Использование ИКТ на уроках позволяет мне разнообразить формы работы и активизировать деятельность учащихся, их внимание, повысить качество усвоения материала, наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяют формировать ключевые компетенции учащихся с ОВЗ, повышает их творческий потенциал.
На уроке литературы учу детей высказывать свои мысли. Если педагог запрещает говорить, постоянно делая замечания: «Замолчи, тишина в классе и т.п.», то как развивать речь ученика? Поэтому при подготовке к уроку составляю перечень вопросов. Например, вопрос «Какое сейчас время года?» подразумевает односложный ответ, или же дети отвечают «Сейчас время года зима». Поэтому прошу ученика: «Расскажи о зиме, какая она, чем тебе нравится зима и т.п.», то подобного рода задания заставляет ребенка думать, рассуждать, говорить. При таком общении на уроке учитель становится для ученика партнером и собеседником. Говоря о последнем этапе урока рефлексии, хотелось бы обратить внимание на форму задаваемых учащимся вопросов. Если спрашиваем детей, что мы делали сегодня на уроке, то получаем типичные ответы: читали, писали, считали. Вопрос, что нового мы узнали на уроке, подчас является весьма затруднительным для учащихся коррекционной школы. Поэтому задаю вопросы типа:
- Какое задание было самым интересным (сложным, легким)?
- Кто сегодня на уроке работал у доски? Какое задание выполнял? Как справился? (происходит самооценка, оценка класса)
Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию
Использование различных приёмов, форм, методов на уроках ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.
Подготовила Бояринцева О.В., учитель МКОУ СОШ №5
15