Использование игровых технологий на уроках ОБЖ при изучении правил дорожного движения.
Н. И.Ахметзянова
Нижневартовск МБОУ "СШ №43" - учитель начальных классов
Использование игровых технологий на уроках ОБЖ при изучении правил дорожного движения.
Проблема защиты подрастающего поколения от опасностей возникла одновременно с зарождением человечества. Первоначально людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.
В настоящее время рост количества автомобилей и скоростных возможностей делают дорогу всё более опасной и транспортная культура пешеходов совсем не идеальна. Статистика дорожно-транспортных происшествий говорит, что школьники нередко оказываются в аварийных ситуациях и причиной многих ДТП чаще всего становятся они же сами.
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности, а вопрос о состоянии работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является очень актуальным, появилась необходимость поиска механизма для формирования у детей и подростков сознательного отношения к вопросам личной безопасности в окружающей среде, в том числе в дорожном движении.
Ситуация на дорогах обязывает взрослых обратить внимание на обучение детей дорожной грамоте. Обучение школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах одна из главных составных частей общей воспитательной работы каждого образовательного учреждения.
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах.
В школе каждый учитель ищет такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышающие авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи очень хорошо решаются через различные педагогические технологии.
Одной из них является игровая технология. Игра – это один из основных видов деятельности человека.
Развитие и формирование умений и навыков безопасного поведения на дорогах является довольно сложным, долгим учебно-воспитательным процессом, которые требуют определенных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов. Можно использовать такие формы организации занятий, как ситуативная игра, сюжетно-ролевая игра, викторины, КВН, игры-драматизации, театрализованные игры и т.д.
Игровая форма занятий является, как средство стимулирования обучающихся в учебном процессе. Все игровые формы обучения позволяют использовать уровни усвоения знаний. Обучающимся интересно обучаться в игре, так как именно в такой форме информация, которую они получают воспринимается доступнее и у них появляется интерес. Применение различных игровых технологий способствует развитию у обучающихся логического мышления, познавательных интересов, обучающиеся учатся обобщать, классифицировать, рассуждать, развивать внимательность, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.
Игровые технологии - это игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные. При обучении детей правилам дорожной безопасности используются самые разнообразные игры:
- с элементами физических упражнений и спорта;
- ролевые и ситуативные игры;
- дидактические игры;
- театрализованные и игры-драматизации, театр дорожных миниатюр;
- компьютерные игры, игры с использованием технических средств обучения;
- настольно-печатные, игры с предметами;
- минутки безопасности;
- интеллектуально-познавательные игры.
Учитель должен организовывать игру так, чтобы она, включая разнообразные движения, носила соревновательный характер. Можно проводить игры-эстафеты с использованием физического оборудования: «Кто быстрее соберёт дорожный знак», «Кто больше назовёт дорожных знаков», «Дорожный баскетбол» и др.
Игровые технологии укрепляют здоровье, создают устойчивое настроение, доставляют удовольствие.
Ролевая игра – это одна из форм моделирования обучающимся социальных отношений и импровизация. Когда разыгрывается какая -то ситуация, обучающиеся чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей.
Ситуативные игры и сюжетно-ролевые учитель может проводить на территории детского автогородка или же в помещении, используя магнитную доску. Дети могут разыгрывать проблемные ситуации. В играх-драматизациях и театрализованных играх дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.
Дидактические игры – одно из средств обучения. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей и подростков. У обучающихся развиваются зрительные, слуховые и осязательных ощущения, развиваются сообразительность, смекалка, речь, умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. К дидактическим относятся игры: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Дорожный узелок»), можно собирать пословицы «Семь раз погляди, а потом иди», «Опасностей много, а жизнь одна», «На дороге шутить — себе навредить», «Дорожный знак не говорит, правилу учит» и др.), «Подбери символ к дорожному знаку», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки, наборы кубиков разных размеров), «Собери транспорт», «Собери светофор», «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др. Можно широко использовать дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс), серия дидактических игр по правилам дорожного движения в 5-6 классах на этапе повторения, закрепления, контроля знаний и многое другое. Для активизации мыслительных процессов можно предложить обучающимся разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, которые пробуждают интерес к учению. Решение логических задач по темам, минутки безопасности, которые связанны с изучением правил дорожного движения, способствуют закреплению полученных знаний.
Компьютерные игры и использование интеллектуально-познавательных игр способствуют закреплению пройденного материала. Использование игровых технологий на уроках соответствует познавательным потребностям обучающихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, а также возрастает мотивация школьников к формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, формируют различные умения и навыки: прежде всего, коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Игры развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.
Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в процессе обучения Правилам дорожной безопасности в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности. Игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении, при формировании у школьников навыков безопасного поведения в окружающей среде. Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Используемая литература:
1. Журнал «ОБЖ. Основы Безопасности Жизни» октябрь 2009 Автор статьи: Тронева Л. Ф. «Использование современных технологий на уроках ОБЖ» с. 25
2. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009
3. Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации. 5-11 классы / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев и др.; Под общ. ред. А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.
4.Соколова, Т.А. Педагогическая образовательная технология «Педагогический театр» / Т.А. Соколова // Методист. – 2010. – №7. – С. 62 – 64.
5.Формирование и функционирование системы обучения без опасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Методические рекомендации: для органов управления образованием и образовательных учреждений. —М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. - 20 с.