Презентация педагогической идеи Веселые запоминалки как средство развития орфографической зоркости


Веселые запоминалки как средство развития орфографической зоркости. Учитель МБОУ СОШ №17Г.Волжского Волгоградской областиШестопалова Н.В Проблема правописания и произношения в русском языке заключается в том, что запоминание слов не поддается логике. Слова можно сравнить с телефонными номерами. Если часто набирать один и тот же номер - он в конце концов сохранится в долгосрочной памяти. Но опять же - не навечно. Самое интересное - не поможет многократное повторение и переписывание  слов вместе со всеми его однокоренными собратьями. Пройдет три месяца - и вероятность правильного написания снова будет равна 50%. К счастью, мозг устроен так, что поступающая в него информация может связываться с другой информацией многочисленными связями. Психологи называют их ассоциативными связями (примером могут служить анаграммы, ребусы, весёлые стихотворные «запоминалки»). Многие стихи о русском языке не только помогают ребенку развивать память и правильно говорить , но и наглядно демонстрируют особенности языковых правил. Приятные звуки речи, производимые при чтении стихов, всегда приходятся детям по душе. Ко всему прочему, они оказывают благоприятное влияние на развитие ребенка. Литературные произведения в стихах развивают воображение, тренируют память, речевые навыки. Внимание — включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? — Фи!" Тут они все, и запомнить несложно. Первокласснику сложно запомнить все глухие согласные. Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц —ф. Трудновато, да? На уроках русского языка я использую различные «запоминалки»:орфоэпическиеорфографическиеграмматические Грамматические «запоминалки» С утра перепалкиИз-за ключей в коммуналке.Забудьте склоки,Купите брелОки! Для верного определения начальной формы глагола: вид не менять, -СЯ не терять. Вопросы, на которые отвечают обстоятельства.Семь вопросов – просто чудо,Их запомнить просто так:где? куда? когда? откуда?почему? зачем? и как? Множественное числоВ детской сказке Колобокпо траве катиться могбез ботинок, без сапог,без носков и без чулок. Шесть гектаров апельсинов,Яблок, груш и мандаринов,баклажанов – грядок пять,помидоров не собрать Уважают человекау туркмен, татар, узбеков,у таджиков и армян,у монголов и цыган, . у якутов и тунгусов,у башкир и белорусов,у киргизов и грузин,у бурят и осетин. . Орфографические«запоминалки» ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал Если буква гласная вызвала сомнение –Ты ее немедленно ставь под ударение! О-Е после шипящих Шомпол, чопорный и шоры,шов, крыжовник и обжоры,шорох, с куртки капюшон,шоколад, шоссе, шофер –вот и весь набор В трудном слове «рассчитать»Будем мы две «C» писать.А в «расчётливый", «расчёт»Пишем только корень «чёт».  Коль есть к искусству интерес –То научись писать в нём «С».На первом месте – «С» одно,Про это знают все давно.А если место второе –То «С» там уже двойное. Во мне два «К» не забывайте,Таким, как я, всегда бывайте:Красивым, чистым и опрятным –Одним же словом – аккуратным. Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненьяВсе глаголы, что на -ить,   Исключенье: брить, стелить.А еще: смотреть, обидеть,Слышать, видеть, ненавидеть,Гнать, дышать, держать, вертеть.И зависеть, и терпеть. Двойное Н в прилагательных с суффиксом -ян(н)Посмотрите на окно:В окне стеклянное стекло,Рамы деревянные, Ручки оловянные Кое, либо, то, нибудь Черточку-то не забудь,А частицы же, ли, быТы раздельно запиши. Орфоэпические «запоминалки» баловАть пломбировАтьДетей не нужно баловАть, чтоб зубки не пломбировАть! бАрмен фенОмен Есть фенОмен, есть спортсмен, бАрмен есть и бизнесмен. бухгАлтеровБез бухгАлтеров у насне подводится баланс. включИшь позвонИшьВ дом зайдешь и свет включИшь,маме сразу позвонИшь. Учитесь с улыбкой,Учитесь без скуки!Боятся ошибкиВесёлой науки. Использованные ресурсы Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы: Ок. 65 000 слов/С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова.Волина В.В. Русский язык (Серия «Учимся играя»).Соболева О.Л., Агафонов В.В. Когда правила улыбаются. http://zanimatika.narod.ru/ www.Animashki.ru http://www.clipart.net.ua/ http://anstars.ru/ http://pro-udarenie.ru/