Формирование орфографической зоркости в начальной школе.
Орфографическая зоркость -
это способность,
умение быстро обнаруживать в тексте,
в словах и их сочетаниях орфограммы,
а также определять их типы.
Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она нелегко. Из-за ошибок школьник теряет веру в себя.
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:
углубление познавательных интересов;
чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Задания на развитие внимания, зрительной памяти.
1. Расшифруй слова
Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос, цедолом
2. Раздели склеенные между собой слова
Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец
3. «Спрятались слова»
(3 слова: весело, вдруг, ветер. )
- Привет Ерёма!
- Привет Фома.
- Идём в лес за шишками.
- Нет, боюсь.
- Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной.
Пошли друзья в лес, набрали много шишек.
- Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется?
- Тяжело.
4. Найди ошибки, объясни их правописание.
Марос, вараби, канки,
Сарока, снишки, девачка.
5. Письмо по памяти:
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
6. Исправь допущенные ошибки, объясни.
Белый снек на ветке,
Иней на стикле.
Ель дражит от ветра
Холодно и мне.
Вставь пропущенные буквы.
Со.сна, в л.су, д.р.вья,ств.лы,пч.ла,сл.ны, х.лмы.
Выбери правильную букву:
Д(о,а)ждливый, св(и,е)стеть, гр(и,е)бешок, б(о,а)льшая.
7. Вставить слово или букву (развивающий канон, ученик должен увидеть логику, связь между предыдущими парами и дополнить ту пару, возле которой стоит знак вопроса):
5 п жарко х Анна ? корова т собака л
6 ш хорошо п Москва г лошадь ? кошка м
7 ? много ? Енисей р курица ц корова ?
Данное упражнение хорошо тем, что отрабатывается сразу несколько тем: словарные слова, безударные гласные, парные согласные, антонимы и синонимы, написание числительных, расширяются знания об окружающем мире.
8. Прочитать три раза слова:
мама дети человек брат
доброта тетя мужчина ребенок
Затем слова закрываются и ученики отвечают на следующие вопросы:
сколько букв в предпоследнем слове?
сколько слов, состоящих из двух слогов?
назовите третье слово;
сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
сколько слов заканчивается на букву «а»?
какие слова женского рода?
сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
9. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
10. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды, гр.бы Объясни, почему вставили такие буквы.
11. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
12. Игра «Доскажи словечко и запиши его»:
Вяжет мама длинный шарф,
Потому-то сын жираф
Если мы растём на ели,
Мы на месте и при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек
Считаю, что огромную роль в формировании орфографической зоркости играет организация работы над ошибками. Необходимо детей научить контролировать свою работу, уметь проверять и исправлять ошибки. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены. Очень полезно использовать памятку «Работа над ошибками», которая выдаётся каждому ученику. (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Изучая правила, в памятках постепенно появляются новые записи орфограмм. Такая работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. Используя разнообразный по содержанию дидактический материал, опорные схемы, таблицы, карточки, всё это помогает развивать интерес к предмету, позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость.
Большую помощь в работе оказывают презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе
- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
- В работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)
Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. .Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.
- Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества.
Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:
- Списывание слов с доски с пропуском букв.
- Работа в паре с последующей проверкой.
- Использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц, поговорок.
Зимою шу(б,п)ка не шу(т,д)ка.
Ко(ш,ж)ке игру(ш,ж)ки, а мы(ш,ж)ке слё(з,с)ки.
Ш.ла в ме(ш,ж)ке не утаишь.
Не сп(е,и)ш. языком, тор(о,а)пись делом.
Ч.жой славой не прож.вёшь.
Кроссворд
Загадки:
Что растет на грядке? (Назови одним словом)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
Голова на ножке, в голове горошки.
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
5. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом ...
6. Как на нашей грядке
Выросли загадки.
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Начинаю в 1 классе работу по развитию орфографической зоркости, продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.
Работа по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы, использую следующее стихотворное правило:
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.
Или такое стихотворение:
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна,
Шуя и Москва.
Правописание ЖИ-ШИ
ЖИ и ШИ , ЖИ и ШИ
С буквой И всегда пиши:
Мыши, ежики , моржи,
Лыжи, лужи, камыши.
Правописание безударных гласных
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.
На уроках использую :
Орфографические пятиминутки.
Падежные окончания имён существительных.
Сколько раз твердили кошк.:
Некрасиво есть без ложк..
Только я вбегаю в дом,
Л.. жет кошка языком.
Солнце брызнуло сквозь ветк.,
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки,
Серебром по серебру.
Два бельчонка на опушк.
Ск..л..тили две кадушки,
Положили в бочку – м..тные л..сточки,
Кр..сную бруснику, чёрную ч..рнику,
Клали понемножку ж..лтую морошку.
Работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.
ЗАДАНИЯ НА ЗАМЕНУ РАЗВЕРНУТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯОДНИМ СЛОВОМ
1. О т в е т и т ь п и с ь м е н н о о д н и м с л о в о м:
– комната для занятий в школе;
– человек, который едет в поезде;
– перечень номеров, с которыми выступают на концерте;
– дорога с рядами деревьев по обеим сторонам;
– место рождения, возникновения чего-нибудь;
– учащийся средней школы;
– длинная коробочка для ручек, карандашей;
– ребенок женского пола;
– человек, который учится чему-нибудь у кого-нибудь;
– топкое место, избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью;
– тот, кто выполняет в порядке очереди какие-нибудь обязанности;
– первый месяц года;
– страна, расположенная в Европе и Азии;
– совокупность предметов для защиты тела от холода, осадков;
– движение потока воздуха в горизонтальном направлении;
– домашнее животное, родственник волка;
– крестьянское сельское поселение;
– домашнее крупное рогатое животное;
– двенадцатый месяц календарного года;
– группа учеников одного года обучения;
– занятие, труд, деятельность;
– мышечный орган в полости рта;
– национальность и язык основного коренного населения России;
– домашняя птица с красным гребнем на голове;
– предметы, из которых едят, пьют и в которых готовят пищу;
– станция метрополитена;
– человек, который учит кого-нибудь в школе;
– маленькая серо-коричневая птичка, живущая обычно вблизи домов;
– водитель комбайна;
– верхний слой коры березы;
– хлебный злак, из которого приготовляют муку;
– шестой день недели;
– желание есть;
– белое сладкое вещество, получаемое из сахарной свеклы и сахарного тростника;
– военный человек;
– цвет сажи, угля;
– водитель автомобиля;
– злак, зерна которого идут обычно на корм лошадям, птицам, а также на крупу;
– часть горизонта, где заходит солнце;
– день перед сегодняшним;
– организм, получающий питание из почвы и воздуха;
– огородное растение, растущее обычно кочаном;
– площадка, с которой производится посадка на поезд.
2. П р и с п и с ы в а н и и в с т а в ь т е в м е с т о т о ч е к н у ж -н ы е п о с м ы с л у с л о в а:
– сообщение по телеграфу –
– килограмм – это тысяча
– смотр готовности войск –
– крупное дикое животное с длинной шерстью, толстыми ногами, впадающее в зимнюю спячку, –
– полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения –
– промышленное предприятие –
– человек, который трудится на заводе, фабрике, строительстве –
– птица семейства вороновых с белыми перьями в хвосте –
– второй месяц осени, десятый месяц года –
– столица России –
– столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном –
– приветствие при встрече –
– горящие дрова, хворост, сложенные в кучу, –
– огородное растение, корнеплод оранжевого цвета –
– томат –
– сильный ветер со снегом –
– срок в 30 суток, 1/12 часть года –
– в этом месте –
– вечерняя еда –
– группа людей, объединенных общей работой, учебой, интересами, –
– тонкий слой ледяных кристаллов на охлажденной поверхности –
– высокая обувь, охватывающая голени, –
– отечество, родная сторона –
– письменная принадлежность – деревянная палочка с графитовым стержнем –
– средство общения –
– сшитые листы чистой или разлинованной бумаги в обложке –
– огородные плоды и зелень –
– школьная комната для занятий –
– всеядная птица семейства вороновых, серая с черным или черная –
– преподаватель в средней школе –
– погода с низкой температурой воздуха –
– подземная, наземная, надземная городская электрическая железная дорога –
– крепость в старых русских городах –
– крупный населенный и торговый пункт –
– продукт питания, получаемый от домашних коров и коз, –
– ручное изделие с рукояткой и широким плоским отточенным концом для копания –
– специалист в области земледелия и сельского хозяйства –
– огородное растение, растущее кочаном, –
– старый воин или человек, который долго где-либо работал, –
– учреждение, в котором собирают, хранят и выдают книги, –
– крупный ароматный плод оранжевого цвета –
– сумка для ношения книг и тетрадей –
– книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года и события, –
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
1. Выпишите из словаря пять существительных, пять прилагательных, пять глаголов.
2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.
Воробей (какой?) , корова (какая?) , газете (какой?) , ракетой (какой?) .
4. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.
Машина остановилась ... (дом).
Машина подъехала (дом).
Ребята читают книги (космонавт).
Заяц быстро бежал (лес).
5. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.
интересный случай.
аккуратный ученик.
березовая аллея.
русский язык.
6. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.
Кто живет в лесу?
В чем хранятся ручки и карандаши?
Какой овощ растет на огороде?
ЗАГАДКИ ДЛЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА
· Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Подчеркните орфограмму в словарном слове.
Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус, троллейбус.)
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль.)
На окне стеклянный пруд,
А рыбачить – не дают.
(Аквариум.)
Полосатое ядро,
Кумачовое нутро.
Хвостик, как у хрюшки,
В виде завитушки.
(Арбуз.)
Тра-та-та, тра-та-та!
Сверху кожа, снизу тоже,
В середине пустота.
(Барабан.)
Стоит Аленка –
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
(Береза.)
Живей отгадайте, девчонки, мальчишки, –
Светланы, Татьяны, Артемы и Кости:
Где ваши друзья живут – добрые книжки?
Куда вы частенько приходите в гости?
(Библиотека.)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(Березы.)
Не вода и не суша,
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
(Болото.)
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги.
(Болото.)
Сверху ряска,
А наступишь – вязко.
(Болото.)
На весенних полях
Бродит стадо черепах
И совсем не на ногах,
А на собственных зубах.
(Борона.)
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
(Бульдозер.)
Они бывают разные –
Зеленые и красные.
Они по рельсам вдоль бегут,
Везде встречают их и ждут.
(Вагоны.)
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо,
А коль засветится окно,
Его починит мама.
(Варежка.)
Хворым – на леченье,
Всем – на угощенье.
(Варенье.)
Держусь я только на ходу,
А если стану – упаду.
(Велосипед.)
Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок;
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять секунды не могу.
(Велосипед.)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
(Ветер.)
В открытые окна
Нежданно влетит.
То что-то пошепчет,
То вдруг загудит.
(Ветер.)
Неизвестно, чем он горд, –
Тем ли, что имеет горб?
Он – как памятник себе,
Только листик на губе.
(Верблюд.)
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб – не горб, амбар!
Еды в них – на семь суток!
(Верблюд.)
Я фигурка небольшая.
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберетесь –
Без меня не обойдетесь.
(Вопросительный знак.)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
По полям кочует –
Зернышки ворует.
(Воробей.)
Птичка-невеличка,
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
(Воробей.)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
А кто она? (Ворона.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат:
– Карр! Карр! Карр! Карр!
(Ворона.)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
У нее ряд в ряд
Буквы к буквам стоят.
Грамотным без робости
Рассказывают новости.
(Газета.)
Он и летом и зимой –
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он все будет впереди.
(Горизонт.)
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.
(Горох.)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(Горох.)
Кто приходит первым в класс,
Моет доску он для нас,
Все растения польет,
Мусор с пола уберет.
Следит за порядком,
Раздает тетрадки?
(Дежурный.)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь.)
Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел.)
Черный жилет,
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как упор.
(Дятел.)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел.)
Не живая –
А идет.
Неподвижна –
А ведет.
(Дорога.)
Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
(Дорога.)
Вьется лента через лес
И доходит до небес.
(Дорога.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полет
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок.)
Осень краску принесла
Цвета солнца и тепла.
Цвет тот золотистый,
Яркий и лучистый.
(Желтый.)
Мне запомнить нужно это,
Получив отметку «пять»:
Как зовем мы ту часть света,
Куда уходит солнце спать?
(Запад.)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц.)
Бежит с горушки,
Прижав ушки.
(Заяц.)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
(Заяц.)
Через поле напрямик
Скачет белый воротник.
(Заяц.)
Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля.)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля.)
На лесной полянке
Красуется Татьянка –
Алый сарафан,
Белы крапинки.
(Земляника.)
На зеленой кочке
Живут дочки,
Сами аленькие,
И большие и маленькие.
(Земляника.)
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
(Земляника.)
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней.)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
(Календарь.)
Если дождик,
Мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
(Калоши.)
Я реке и друг и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу!
(Канал.)
Семьдесят одежек,
И все без застежек.
(Капуста.)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста.)
Грамоты не знаю,
А весь век пишу.
(Карандаш.)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш.)
Он признался ножу:
– Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог.
(Карандаш.)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель.)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну рассыпчата, вкусна!»
(Картофель.)
Что за комната такая!
Очень светлая, большая.
Парты ровными рядами,
А за партами – мы сами.
(Класс.)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.
(Колос.)
Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один.
(Комбайн.)
Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток.
(Компас.)
Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мною пойдешь –
Дорогу обратно найдешь.
(Компас.)
Льется речка – мы лежим.
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки.)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лед.)
Не спрашивая броду,
Лезу смело в воду –
На всякой глубине
Лишь по пояс мне.
(Корабль.)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова.)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт.)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь.
(Костер.)
В моей комнате стоит
И к себе меня манит.
Если вдруг устану –
Ночи ждать не стану:
Лучше лягу я бочком
И забудусь сладким сном.
(Кровать.)
Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене,
Найдется сразу дело мне.
(Лестница.)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лисица.)
Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
(Лисица.)
Рядом с дворником всегда я.
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
(Лопата.)
Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду плюх!
(Лягушка.)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка.)
Красненька Матрешка,
Беленько сердечко.
(Малина.)
Сладкая, душистая,
Выросла в саду тенистом.
Состою из долек малых,
Очень сочных, вкусных, алых.
(Малина.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина.)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр.)
Была телега у меня,
Да только не было коня.
И вдруг она заржала,
Заржала – побежала.
Глядите: побежала телега без коня!
(Машина.)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Медведь.)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу.
(Медведь.)
Где встречается
Такое,
Что земля
Над головою?
(Метро.)
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро.)
Этот длинный темный ход
Роют люди, а не крот.
Скоро поезд повезет
Здесь под городом народ.
(Метро.)
Сдунул ветер шапку на ходу,
Тучку-шапку с рога,
И горит уже в пруду
Рог тот, недотрога,
Блещет рыбкой золотой:
Не схватить его рукой!
(Месяц.)
Двенадцать братьев мчат вперед,
Всегда вперед, за годом год.
Но им друг друга не догнать.
Скажи: как братьев этих звать?
– Какие названия месяцев пишутся с мягким знаком на конце?
(Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)
Рогатый, а не бодается.
(Месяц.)
От него – здоровье, сила
И румяность щек всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода.
(Молоко.)
Всем нам пригодится
Белая водица.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в нашу кашу,
Творожок на пирожок.
Кушай сытно, дружок.
Ешь да пей, гостям налей
И коту не пожалей.
(Молоко.)
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь.)
Сам деревянный,
А голова железная.
(Молоток.)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки.
(Морковь.)
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
(Мороз.)
У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
(Мороз.)
Кто мост мостит без топора,
Без ножа, без клиньев,
Без подклиньев?
(Мороз.)
В синеве высоко
Разливалось молоко,
Расползалось ватой
Бело-синеватой.
(Облако.)
Все поле в сережках.
(Овес.)
Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами.
(Овес.)
Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.
(Огурцы.)
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет –
На зубок он попадет.
(Орех.)
Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке, –
Берегите, детки, зубки!
(Орешник.)
На носу сидим,
На мир глядим,
За уши держимся.
(Очки.)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился (Парашют.)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки, –
Что угодно для души.
(Пенал.)
Он желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать –
Замки строить и играть.
(Песок.)
Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает?
(Петух.)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет.
(Петух.)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
(Петух.)
В деревне есть часы такие,
Не мертвые, а живые.
Ходят без завода.
Они – птичьего рода.
(Петух.)
Честен, смел, трудолюбив,
Аккуратен, бережлив –
Смена братьев и отцов, –
Он к борьбе всегда готов.
(Пионер.)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое?
(Полотенце.)
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
– Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
(Полотенце.)
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
(Помидор.)
Есть у Савки пятачок,
Два блинка и кренделек.
Без шнурков на нем ботинки,
А костюмчик из щетинки.
(Поросенок.)
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель.)
В поле – метелкой,
В мешке – жемчугом.
(Пшеница.)
Весной – зеленая и пушистая,
Летом – желтая и ершистая.
(Пшеница.)
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета.)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка.)
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
(Рябина.)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина.)
Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость,
И садам – украшенье,
И дроздам – угощенье.
(Рябина.)
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на них голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми –
Разноцветными.
(Салют.)
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
(Самолет.)
Добротно сшили их из кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге
Не промокнут наши ноги.
(Сапоги.)
В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.
(Сахар.)
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал.
(Сахар.)
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?..
(Соловей.)
Верещунья, белобока,
А зовут ее
(Сорока.)
Как сажа, черна,
Как сметана, бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать, где была.
(Сорока.)
За трактором по полю ходит она,
Отборного ей насыпают зерна.
А где ее след чуть заметный ложится,
Там буйно потом урожай колосится.
(Сеялка.)
Поверчу волшебный круг –
И меня услышит друг.
(Телефон.)
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка,
По дороге той ползет,
Весь обоз один везет.
(Тепловоз, вагоны.)
Замечательный дружище:
Деревянная ручища
Да железный гребешок.
Он у плотника в почете,
Каждый день с ним на работе.
(Топор.)
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор.)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит.
(Трактор.)
По улице, как два ручья,
Течет стальная колея.
Куда ведет та колея,
Туда за ней бегу и я.
Бегу, конца не нахожу,
Людей по городу вожу.
Держусь за провод я рукой,
Качусь-катаюсь день-деньской
По городу, из края в край!
А кто же я такой?..
(Трамвай.)
Из края города в другой
Ходит домик под дугой.
(Трамвай.)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус.)
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
(Циркуль.)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(Цыпленок.)
Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы.
(Червяк.)
Отгадайте, это кто
Ходит в костяном пальто?
(Черепаха.)
Панцирь каменный – рубаха,
А в рубахе
(черепаха.)
Какая водица
Только для грамотных годится?
(Чернила.)
Хоть и полон этот пруд,
Воду каплями берут.
Не ведром
И не ковшом,
А пером-малышом.
(Чернильница.)
Когда приходим в свой мы класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывает нам дорогу.
(Учитель.)
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(Шоссе.)
Встану утром спозаранку,
Сразу сяду за баранку
Я баранку покручу
и по свету полечу!
Удивляются соседи:
– Ох-ох-ох! Ах-ах-ах!
На четырех баранках едет,
Держит пятую в руках!
(Шофер.)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль.)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот.
(Экскаватор.)
– Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
– Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
(Экскаватор.)
Тружусь я без устали, милые детки,
Кручу вентилятор и грею утюг.
И вилкой меня достают из розетки,
Хоть я не селедка, не перчик, не лук.
(Электричество.)
Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву. (Яблоко.)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык.)
Всегда во рту, а не проглотишь.
(Язык.)
Я, нырнув, на дне лежу,
На цепи суда держу.
И послушные суда –
Ни туда и ни сюда.
Стоит мне на борт взобраться –
По волнам они помчатся
С ветерком вперегонки.
Мной довольны моряки.
(Якорь.)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь.)
Список литературы:
1. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников. Начальная школа. – 2000. - № 6.
2. Морозова М.Я., Петрова Е. Н. «Грамматические игры для начальных классов» Москва 2007.
3. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.
4. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа. - 2001 №5
5. Хотенцева Г.И. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.
6. Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся. Начальная школа. – 2002. - № 8.
(ПРИЛОЖЕНИЕ).
Памятка по работе над ошибками.
№
Орфограмма
Запомни!
Как работаем
1
Большая буква в начале предложения.
Начало предложения пишу с заглавной буквы.
Напиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.
2
Пропуск, замена буквы.
Лишние буквы.
Напиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
3
Деление на слоги.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Напиши слово. Обозначь гласные. Раздели слово на слоги.
4
Перенос слова.
Нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
Напиши слово, разделяя его чёрточками для переноса.
5
Мягкий знак -
показатель
мягкости.
Напиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6
Гласные после шипящих.
жи - ши пишу с и
ча - ща пишу с а
чу - щу пишу с у
Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7
Сочетания чк, чн, чт, нщ, щн.
Пишу сочетания без мягкого знака.
Напиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
8
Ударение.
Напиши слово. Поставь в нём ударение правильно.
9
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Корни однокоренных слов пишутся одинаково.
Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Поставь ударения. Подчеркни орфограмму.
10
Слова с непроверяемыми написаниями.
Посмотри в словарик. Запомни, как оно пишется.
Напиши слово два раза. Если можешь, подбери и запиши 2 однокоренных слова. Выдели в словах корень. Обозначь ударение. Подчеркни орфограмму.
11
Парные звонкие и глухие согласные.
Согласные в конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.
Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Подчеркни орфограмму.
12
Заглавная буква в имени собственном.
Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную букву.
13
Разделительный мягкий знак.
Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму.
14
Удвоенные согласные в слове.
Напиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Подчеркни удвоенную согласную.
15
Знаки препинания в конце предложения.
Напиши предложение. Прочитай с правильной интонацией. Поставь знак препинания.
16
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Корни однокоренных слов пишутся одинаково.
Подбери и напиши проверочное слово. Напиши слово с орфограммой правильно. Выдели орфограмму.
17
Гласные и согласные в приставках.
Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от произношения.
Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Выдели орфограмму.
18
Правописание приставок со словом.
Приставка - это часть сова. Она пишется слитно со словом.
Напиши слово правильно. Образуй от этого слова 2 однокоренных слова с другими приставками. Выдели приставки.
19
Правописание предлога со словом (орфограмма - пробел)
Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Запиши ещё 2 слова с таким предлогом. Выдели орфограмму.
20
Разделительный твёрдый знак.
Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я
Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
21
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
На конце имён существительных женского рода в ед. числе пишется мягкий знак.
Определи род имени существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.
22
НЕ с глаголами.
НЕ с глаголами пишется отдельно.
Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
23
Правописание родовых окончаний имени существительного
М.р. – нулевое , -а, -я
Ж.р. -а, -я
Ср.р. -о, -е
Определи род существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
24
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
1скл кскл
2скл скл
3скл скл
Р.п.
-и
-и
Д.п.
-е
-и
П.п.
-е
-е
-и
Определи склонение и падеж. Вспомни окончание в этом склонении и падеже. Напиши слово правильно. Проверь окончание с помощью слова-помощника. Выдели орфограмму.
25
Правописание родовых окончаний имени прилагательного
М.р. – ой, -ый, -ий
Ж.р. -ая, -яя
Ср.р. -ое, -ее
Задай от существительного вопрос к прилагательному. Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.
26
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных
Поставь от существительного вопрос к прилагательному. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Напиши слово правильно. Выдели орфограмму.
27
Предлог с местоимением
Предлоги с местоимениями (как и с другими словами) пишутся отдельно
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.
28
Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов.
Если вопросе к глаголу заканчивается на –ТЬ, то в глаголе пишется –ТЬСЯ.
Задай к глаголу вопрос. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.
29
Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак.
Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
30
Правописание безударных личных окончаний глаголов
У глаголов I спряжения в окончании гласные е, у, ю.
У глаголов I I спряжения в окончании гласные и, а, я.
Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола. Назови гласную, которую следует писать в этом спряжении. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.
МБОУ Хлебодарная СОШ №18
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«
Доклад подготовила
учитель начальных классов
Переверзева Нина Александровна
2014 год
Объект 1Рисунок 115