«Формирование орфографической зоркости в начальных классах»
Статья «Формирование орфографической зоркости в начальных классах»
До сих пор одним из «больных» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, и, видимо, причина кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в несовершенстве методики обучения. Поэтому работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости.
Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению.
Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить следующие действия:
1.Увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте.
2. Определить ее вид.
3. Определить способ ее решения в зависимости от орфограммы.
4.Определить “шаги” решения, алгоритм.
5. Решить задачу.
6. Написать слово в соответствии с решением.
В помощь учащимся я вывешиваю памятки – алгоритмы. Какую роль они выполняют? Это, прежде всего точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа, При точном соблюдении всех “шагов” алгоритма всегда приведет к правильному решению задачи. Приведу примеры алгоритмов.
Алгоритм проверки безударной гласной корня.
1 шаг. Найти в слове корень.
2 шаг. Есть ли в корне безударный гласный?
да нет
3 шаг. Измене слово или подбери родственное.
4 шаг. Сравни проверяемое или проверочное слова.
Скажи, как надо писать корень. Проговори
Отчетливо. Проверь написанное.
Такое предписание я использую в конце второго класса для проверки простейших случаев, таких как, вода, сады, коза, грачи и т.д.
Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания приставки, предлога.
1 шаг. Употребляется ли проверяемое слово без предлога, приставки?
да нет: пиши слитно, это приставка
2 шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово?
Да, можно: пиши раздельно, это предлог, а не приставка Нет, нельзя: пиши слитно, это приставка
Слова для проверки алгоритма: набережная, на берегу реки, нарисовал.
Есть также алгоритмы:
проверки безударных падежных окончаний имен существительных (-и, -е)
употребление Ь после шипящих и на конце имен существительных
проверки употребления разделительного Ъ и другие.
Применение их идет в основном в третьем и четвертом классах.
Но далеко не все правила мне удалось свести к алгоритмам. Есть более простые алгоритмы (всего один шаг), есть слишком сложные (например, безударные личные окончания 1 и 2 спряжений глаголов).
Особое внимание я уделяю правописанию безударных гласных. Хочу предложить методику, по которой я работаю с 1 класса. Работа над безударными гласными начинается тогда, когда изучены гласные звуки и буквы А,О, И, Ы, У и согласный Н; слог и ударение также уже известны. Строго придерживаюсь следующей разработки:
№/№ ТЕМА Работа над безударными гласными
1 Знакомство с ударением. Ударная гласная пишется так, как слышится. Графическое обозначение ударного гласного на письме.
2 Разделение гласных и согласных звуков и букв. Наблюдение над произношением гласных и согласных звуков, их особенности.
3 Подвижность ударения в слове. В ударном и безударном слогах пишется одна и та же гласная. Сравнение написания гласных в ударном и безударном слоге одних и тех же слов (стол – столы)
4 Выделение безударных гласных в словах. Развитие орфографичес-кой зоркости. Нахождение и выделение в слове безударной гласной, проверка ее написания (подбор проверочных слов), написание слова.
5 Знакомство с родственными словами. Составление гнезд родственных слов при подборе нужного проверочного слова (много – один; один – много).
Сразу выделяю группу слов для уровня 1 класса:
бегу – бег, бегаю; болит – боль, больно; варить – варит, варится; вода – водный, воды; гора – горы, горный; добро – добрый; зима – зимний; коза – козы, козочка; пишу – пишем; светло – свет; тепло – тёплый; солить – соль.Если у детей возникают трудности при изменении слова так, чтобы безударная гласная стала ударной, то я сама произношу это слово. Вся работа в первом классе идет от игры к ученью. Игры такого плана: “Подбери букву”, “Помоги Незнайке вставить букву” и т.д.
Во втором классе работа над безударной гласной уже усложняется, основными этапами становятся следующие:
выделение ударного слога ( в 1 классе – звука)
выделение безударного слога (в 1 классе – звука)
несовпадение звука и буквы в безударных слогах
умение видеть безударные слоги, безударные гласные
быстрота реакций у детей на изменение слова (к-са – косы, р-са – росы и т.д.).
Дети второго класса могут сами сформулировать правило безударной гласной. Затем правило читается по учебнику. Со второй четверти я ввожу понятие “однородные слова” и “корень”. Это значительно облегчает работу по проверке безударных гласных. Соответственно расширяется алгоритм по проверке безударной гласной. Расширяется и группа слов для работы над безударной гласной; добавляю слова такие как: бачок, ведро, голосок, голубка, игра, листопад, овца, пахать, волосок, новогодний, доска, значок, почтальон, сидел, тишина, ходить и другие.Предлагаю тексты, в которых нужно найти слова с проверяемой безударной гласной: По синим волнам океана, В тот год осенняя погода
Лишь звезды блеснуть в небесах, Стояла долго на дворе.
Корабль одинокий несется, Зимы ждала, ждала природа
Несется на всех парусах. Снег выпал только в январе.
Даю задания такого вида: составить рассуждение для объяснения и проверки 5 безударных гласных; привести примеры; среди данных слов найти проверяемое и проверочное слово; подобрать родственные; найти орфограмму в словах; подобрать слова с безударной гласной (о, а, и, е, я).
Игры во втором классе уже предлагаю такого вида: “Подбери слово”, “Кто больше”, “Третий лишний”, “Кто выбыл?”.
Проверка безударных гласных в третьем классе переходит на морфемную, морфологическую основу: безударные гласные в корне слова проверяются путем подбора родственных, однокоренных слов, в приставках и суффиксах – на основе других приемов (запоминание); безударные окончания проверяются через форму падежа. Основная тема в третьем классе – это корень и приставка. Поэтому большое внимание я уделяю составу слова.
Основные приемы работы учащихся в третьем классе:
- обнаруживание в тексте слов с безударной гласной; указание её места;
выделение ударного гласного; тренировка орфографической зоркости;
морфемный анализ слов;
словообразовательные упражнения;
использование “Орфографического словарика”, выработка привычки пользоваться словарем;
построение алгоритмов проверки безударных гласных в корне слова;
постепенный переход к сокращенным рассуждениям.
Предлагаю работу с такими словами и корнями слов как:
-боль- -бел- -жар- городить ремешок
-больш- -земл- -бок- колотить соловей
-брос- -кат- -лов- молодой олово
-вал- -клев- -свет- полоса выздороветь
-вар- -коп- -пис- хорошенько пепелище
-верт- -креп- -жив- дорогой топорище
-вод- -мер- золотой полоскать -гас- -мир- решето -год- -сел- розоветь -гол- -работ- говорить -дав- -лом- зеленеет -бедн- -тер- холодает В четвертом классе работа по теме “безударная гласная усложняется, так как вводятся темы: правописание безударных падежных окончаний имен существительных; прилагательных; личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. Здесь я уже большое внимание уделяю морфологическому разбору и падежам русского языка. Так же составляю алгоритм для проверки безударных гласных (уже конкретно по частям речи), отрабатываю их и сокращаю до минимума.
Использую все виды деятельности с первого по четвертый класс. Приведу примеры учебных видов деятельности по классам.
Первый класс:
звуко-буквенный разбор
списывание с печатного текста
списывание с проговариванием
запись под диктовку
нахождение орфограмм
исправление ошибок
Второй класс:
фонетический разбор
грамматический разбор слов (по частям речи)
синтаксический разбор предложения
изложения, сочинения (обучающие)
диктант “проверяю себя”
словарно-орфографическая работа
морфологический разбор (корень, окончание )
Третий класс: (к изученному ранее добавляется)
морфологический разбор слова
комментирование
свободные диктанты
обобщение материала
применение алгоритмов
самостоятельное письмо
таблицы приставок, суффиксов и другие
Четвертый класс: ( использую все приёмы, которые имели место ранее)
все виды языкового анализа
списывание
диктанты разных видов
изложения, сочинения
решение орфографических задач
самопроверка
исправление ошибок и другие
На основании проделанной работы провожу исследования по формированию орфографической зоркости отдельно по безударным гласным и другим орфограммам русского языка. Цель – увидеть, как дети вычисляют и видят орфограммы.