Статья «ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Проблема повышения грамотности учащихся всегда волновала и будет волновать учителей словесников. И может быть поэтому выбрала тему "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка".
Работая над данной темой в течение ряда лет считаю, что обучение орфографии - одна из сложнейших методических проблем.
Такие методические журналы как "Русский язык в школе", "Русский язык и литература в казахской школе", "Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины" очень помогают в работе над данной темой и способствуют непрерывному поиску интересных упражнений для закрепления и формирования орфографических навыков.
Решение проблемы предполагает основную цель: в занимательной, увлекательной форме преподнести учащимся правила орфографии.
На некоторых методах, приемах, способах формирования орфографической зоркости на уроках русского языка хотелось бы остановиться подробнее.
Принимая в начале учебного года новый класс, с первой же недели стараюсь выявить наиболее слабых учащихся, чтобы, не теряя времени, начать с ними индивидуальную работу. В тетради учета успеваемости на отдельной странице записываются фамилии слабых учеников, а затем первые ошибки, ими допущенные. После каждой письменной работы записи пополняются. Это дает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть их причину допущения в одном и том же случае.
В начальных классах часто провожу контрольное списывание, предупреждая четвероклассников, что за одну ошибку при списывании ставится неудовлетворительная оценка. Результаты первой стадии работы были довольно слабыми. Но постепенно дети становятся более внимательными.
Текст для переписывания представляет пять-шесть печатных строк, так как длительное впечатление утомляет ученика и свежесть восприятия теряется. Размер букв должен быть крупным. Содержание текста интересным. Переписывание должно быть медленным, выполняться каллиграфическим почерком.
Такое переписывание может сопровождаться дополнительным заданием. Например, подчеркнуть слог или букву, которая соответствует какому-либо правилу. До сих пор мною проводились две подобные работы каждую четверть.
Очень результативна работа по карточкам, на которых даны несколько картинок с изображением предметов, явлений, действий, называемых словами с трудными орфограммами. Ученик, получая карточку-задание, записывает слова на доске и выделяет орфограмму. Оценки за ответы обычно бывают положительные.
Следующий вид работы "Диктант с последующей самопроверкой". Данный вид работы способствует развитию у учащихся навык самоконтроля, учит находить собственные ошибки, исправлять и объяснять. Методика проведения такова: диктую связный текст пли же словосочетания, насыщенные необходимыми орфограммами. Ученики пишут, а затем проверяют его сами. Дается каждому текст, отпечатанный на отдельных листках. Затем ученики проверяют свой диктант, находят ошибки, зачеркивают ошибочную форму и над ней указывают правильный вариант. Это способствует запоминанию верного написания того или иного слова.
Существенным приемом повышения орфографической грамотности считаю предупредительные диктанты, небольшие по объему, состоящие из нескольких законченных по смыслу предложений. Сущность этого диктанта заключается в том, что текст предварительно разбирается с учениками, анализируется. Ученики находят необходимые орфограммы, объясняют правило их употребления, уточняют в орфографическом словаре, а затем под диктовку учителя записывают текст. Данный вид работы вырабатывает у школьников умение выделять орфограммы на определенные правила и устанавливать их верное написание.
В классе постоянно проводится работа над ошибками. Некоторым ученикам после проведенных диктантов предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам. Например:
1 .Найди и объясни ошибки в словах с безударными гласными.
2. Правописаниепредлогов.
Найди ошибку в тексте, найди еще 2-3 примера из текста.
3. Какпишется не с глаголами? Найди ошибку в тексте.
Подобные задания можно дать ученику на уроке, а можно - для работы дома.
Такие карточки для индивидуальной работы очень помогают повысить грамотность.
Мною была сделана попытка ознакомить только с некоторыми методами, приемами, видами работ, которые дают эффективную возможность формирования орфографической зоркости на уроках русского языка.
Главное - работа над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку.
Г.Т.Ибраева,
учитель русского языка
и литературы СШ №26
г.Семипалатинска.