Тема самообразования Формирование орфографической зоркости в начальных классах
Тема над которой мы работали «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе» 1.Актуальность
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой в соответствии ФГОС, принадлежит изучению родного языка. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.
Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. \
Цели изучения выявить:
1. эффективные способы формирования орфографической зоркости;
2. выявить систему орфографических упражнений для ее выработки;
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
В начальных классах три линии овладения правописанием:
1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;
2) обучение правописанию на основе запоминания;
3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.
Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:
чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
положительную самооценку:
усиление практической направленности обучения русскому языку
Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух.
Развивать фонематический слух нужно с1 класса.
С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Существует несколько опознавательных признаков, с которыми знакомятся учащиеся, уже начиная с 1 класса. С другими идёт знакомство во 2 и 3 классах.
Один из опознавательных признаков – это несовпадение буквы и звука, написания и произношения.
Второй опознавательный признак орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые создают опасность ошибок. Стараясь с первых же дней обращать внимание детей на «опасные» звуки и буквы в словах: гласные а-о, и-е; парные звонкие и глухие согласные; сочетания чк-чн, жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Так постепенно в памяти у ребят накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. В результате многократных упражнений у детей появляется определённый автоматизм - основа орфографической зоркости. Работа над второй группой признаков направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода «бдительность» в отношении орфограмм.
Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах. Овладение этим признаком обеспечивается морфемным анализом слов. Зная, какие трудности могут встретиться в приставке, корне, суффиксе, окончании, ученик целенаправленно ищет орфограмму. Работа над третьей группой признаков подготавливает ребят к решению грамматико-орфографических задач.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
2.Факторы формирования орфографической зоркости 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Поэтому мы не берем такого рода упражнения, как» исправь ошибки»
2.Слуховой фактор.Развитие фонематическго-учить слушать и слышать,т что говрит учитель
Быстрый диктант:запись только св на заданную орфограмму.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 4.Комметирование с проговариванием. Объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
Стоит Антошка на тонкой ножке. (Гриб.)
Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:1) увидеть орфограмму в слове;2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет
Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы.
1. «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - ши
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины, шины, камыши -
запомни слоги жи и ши с И2. «Рифмовки – тренажёры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала.
Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».
Кошка Маринка,
котёнок ….,
щенок Дружок,
цыплёнок….,
корова Бурёнка,
коза ….,
поросёнок Хрюша,
и бычок ….
Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.
Достаточно долго работая над приемами развития орфографической зоркости, для становления соответствующего умения считаю целесообразным проводить следующие игры или упражнения.
1. «Зажги маячок». Проводим звуковой анализ слова или списывание слов и предложений в прописях. Под «опасным местом» дети ставят зеленые кружки.
2 «Буквы рассыпались»: составь слово из букв лошкаАнаграммы.
3.. Шарады
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
4. «Грамматическая арифметика»
БА + большой деревянный сосуд = ?ба
БА + пресноводное животное с клешнями = ?барак
БА + музыкальный звук = ?батон
5. «Путаница»: составить из слогов и предлога с народную примету о весенних месяцах: МАРТ АП ГРО РЕЛЬ ЗОЙ МАЙ ВО ТРА ДОЙ ВОЙ СУпражнения:
6.Угадайте сказкую. Расшифруй сказку (по тексту «Репки»)
Псдл дд рпк. Врсл рпк бльш-прбльш. Стл дд рпк з змл тщть. Тнт птнт, втнть н мжт. Пзвл дд ббк. ББк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл ббк внчк. Внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл внчк Жчк. Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл Жчк кшк. Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл кшк мшк. Мшк з кшк, Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Втнл рпк!
.7. Шифровщик
Найди на странице букваря (азбуки) слова и зашифруй их, записав только буквы гласных или согласных звуков.
8. Найди опасное место
Хлопай, как только услышишь звук, которому нельзя доверять.
9.Часто проводим зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.
10.Игра «Лесенка». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…
российский фла.. тяжёлый гру…
больной зу.. спелый арбу.
11.Письмо с пропуском орфограмм.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделив орфограмму
Мир, прим…рение, мирный, пом…рить, всем…рный.
К…тать, к…ток, прок…тит, к…тание, нак…тался.
12.Спишите. Перед словами с безударными гласными в корне пишите проверочные слова.
посидела в саду – давно поседела
запивать лекарство – запевать песню
проживать в городе – прожевать пищу
свила гнёздышко – свела по ступенькам
13.Алгоритм работы со словарными словами
14.Использование перфокарт, тренажеров
15. Распредели слова по группам и вставь пропущенные буквы. Подпиши название каждй группы:
16.Памятки
Конечно, больше внимание уделяю памяткам .Ведем папки
Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
Приёмы исправления орфографических ошибок используют разные. Ошибки на изученные правила я не исправляю, а лишь зачеркиваю. У более сильных детей подчеркиваю всё слово с ошибочным написанием или просто на полях ставлю палочку. Цель этой работы: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её.
Ученик, получив тетрадь, принимается за поиск ошибок. Затем это слово ученик выписывает, подчёркивает ошибочно написанную букву, приписывает проверочное слово и подбирает ещё два слова на это же правило.
У более слабых учащихся на полях выношу подсказку – значок: или учащийся вспоминает правило написания данной орфограммы.
Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Проблема орфографической зоркости учащихся связана с особенностями сохранения материала в памяти и его воспроизведением, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. Именно поэтому без знания и учета индивидуальных особенностей младших школьников, организации продуктивной деятельности на уроке нельзя добиться решения основных задач, сформулированных в ФГОС НОО.
Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Н.С. Рождественский