Конспект урока по ОБЖ на тему Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека»
Урок ОБЖ в 8 «Б» классе
Учитель: Кириченко Алексей Валерьевич
Тема: «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека»
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о загрязнении окружающей природной среды, причинах их возникновения и возможных последствиях для здоровья человека.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать знания о факторах загрязнения окружающей среды.
Познакомить с причинами их возникновения и возможных последствиях для здоровья человека.
Развивающие:
Развить навыки ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью.
Воспитательные:
Воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе;
Оборудование: учебник, тетрадь, карта.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие, фиксация отсутствующих.
2.Проверка домашнего задания.
Учащиеся были разделены на группы, и каждой группе было дано задание:
1 группа подготовила сообщение и иллюстрации на тему 10 самых загрязненных городов мира.
2 группа подготовила сообщение и иллюстрации на тему 10 самых загрязненных городов России.
3.Актуализация знаний, формулировка темы и цели урока.
Просмотр иллюстраций и прослушивание сообщений домашнего задания.
Учитель: Почему эти города являются самыми загрязненными?
Ученики: Большое количество разнообразных выбросов из огромного количества предприятий.
Учитель: А как вы думаете, влияет ли на здоровье жизнь в этих городах?
Ученики: Думаем, что, да, так как на многих иллюстрациях люди пытаются защитить органы дыхания масками.
Учитель: Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Ученики: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.
Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Ученики: Изучить факторы загрязнения окружающей среды и их последствия для здоровья человека. Слайд 4.
4. Изучение нового материала.
Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва — все это необходимо людям для полноценного и здорового существования. Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания. Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи. Все это представляет угрозу для здоровья человека.Слайд5.
Термином природная среда (природа) чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. Популяции растений и животных обитают в среде, состоящей из неживых компонентов (вода, воздух, почва). Оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов, называется биосферой.
Однако человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека.
В результате такой деятельности происходит постоянное загрязнение атмосферы, почв, природных вод, а это отрицательно сказывается и на здоровье человека.
Рассмотрим виды загрязнения.
Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Так, были разработаны предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безопасности населения и развития производственной деятельности, т. е. учитывалась неизбежность выбросов вредных веществ в природную среду при производственной деятельности, но были определены и максимально допустимые их концентрации, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают каких-либо болезненных изменений в организме человека.
Обобщение усвоенного и изученного материала, включение его в систему ранее усвоенных знаний.
Подведение итогов урока. Формирование выводов исходя из полученных знаний.
Рефлексия деятельности.
Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют, все ли успели и усвоили в процессе урока.
Домашнее задание.
1.Придумать, как каждый из нас может помочь своему городу стать чище.
2.Найти альтернативные пути решения проблемы загрязнения окружающей среды.