Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком: традиции и современность.
Конспект урока технологии в 7 классе
Тема урока: «Вязание крючком: традиции и современность».
Цель: познакомить учащихся с новым видом рукоделия: с историей развития и применения в современной моде.
Задачи:
изучить основные материалы и инструменты для вязания крючком;
научить приёмам вязания крючком основных видов петель;
развивать координацию движений;
прививать навыки эстетического художественного вкуса;
формировать навыки по организации пространства рабочего места.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный.
Формы: практическая.
Технологии: здоровьесберегающие.
Оборудование для демонстрации: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, аудио аппаратура); образцы готовых изделий, связанных крючком (игрушки, одежда, изделия для домашнего уюта); набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи.
Материалы и инструменты для учащихся: крючки, различная пряжа, цветной картон для основы панно, клей, ножницы.
Словарь терминов: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие)
Проверка готовности учащихся к уроку.
Изучению нового материала.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
А) Беседа
-Без каких предметов не может обойтись современный человек?
-Почему человек не может без одежды?
-без еды, воды, воздуха, без одежды и т.п.
- Одежда – это безопасность (спасает от холода), красота (изменяет внешний вид человека), это признак воспитания…
- Какие поговорки, пословицы, присказки про одежду вы можете вспомнить? Объясните, что они означают.
Вывод: Одежда играет важную роль в жизни любого человека -Одет как капуста
-По одежке встречают…
-Не одежда красит человека…
(дают пояснения)
Подумайте как и с использованием каких материалов может изготавливаться одежда? - шитье из различных тканей
-вязание на спицах
- вязание крючком
Сегодня мы свами познакомимся с одним из древнейших видов рукоделия – вязание крючком Б) Демонстрация презентации с комментариями учителя (история вязания и современное применение) (слайды 1-13)
Как мы с вами убедились, вязание крючком и по сей день остается любимым занятие многих женщин. Как вы думаете, почему? Дети дают ответы на основе первых ощущений или жизненного опыта.
В) знакомство с инструментами и материалами: (слайд 14)
На демонстрационном столе лежат различные инструменты и материалы. Подойдите, пожалуйста, к столу, рассмотрите поближе все материалы, попробуйте их на ощупь.
Посмотрите, на каждом крючке обязательно указан номер. К номеру крючка подбирается пряжа соответствующей толщины, тогда изделие получится очень красивым и качественным. -Крючки бывают сделаны из разных материалов (пластик, металл, дерево), разной толщины. Пряжа тоже разной толщины и разная по составу.
Правильно. Используя такие различные инструменты и материалы можно создавать совершенно неповторимые изделия. Что можно связать? -одежду, игрушки, предметы интерьера.
Г) Инструктаж по технике безопасности при работе с крючком. (продолжение презентации, комментарии учителя и детей, слайды 15)
Оборудование рабочего места и техника безопасности при работе с крючком.
Не кладите крючок в портфель без пенала.
Крючок храните с специальном футляре или шкатулке.
Клубок ниток при вязании положите в ёмкость с ровными краями, чтобы он не укатился.
Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать с левой стороны.
При вязании сидите удобно: откиньтесь на спинку стула, не ставьте локти на стол, не горбитесь.
Делайте перерывы во время вязания, выполняйте упражнения для снятия усталости мышц глаз.
Вяжите без спешки так, чтобы движения были плавными и равномерными. На рабочем месте должен быть порядок.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи
Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.
Практическая работа. (слайд 16-18)
А) Изучение основных видов петель (продолжение презентации с комментариями учителя и выполнение практической работы учащимися – вязание основных петель крючком)
Положение крючка в руке. Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш . При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож . При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Начальная петля.Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .
Воздушная петля. Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.
Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.
Цепочка воздушных петель. Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”), в подсчет не включаются.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
Б) Выполнение творческой работы - изготовление панно из воздушных петель. (слайд 19)Деятельность учителя Деятельность учащихся
Из самых простых петель и воздушных цепочек разных цветов можно создать необычную интерьерную картину – панно. Примеры таких панно вы видите на слайде. Попробуйте включить фантазию и создать свой шедевр! - учащиеся делятся на группы, обсуждают идею и из предложенных материалов (крючок, пряжа разных цветов, цветной картон для основы панно, клей, ножницы) создают свои шедевры.
Закрепление изученного материала.
Давайте еще раз повторим основные моменты работы с крючком:
-Как правильно подобрать крючок для будущего изделия?
-Как нужно держать крючок?
-Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с крючком?
-Есть ли определенные требования по выполнению вязаных крючком изделий? (нет, только фантазия!)
5. Итог урока. (Выставка творческих работ учащихся, обсуждение)
Перед вами панно, изготовленные с помощью техники вязания крючком. То, что мы сейчас с вами сделали – называется очень модным словом – хэнд-мейд (творчество, креатив, фантазия). Каждый из вас постарался вложить в эту работу частичку своей души. Получилось здорово!
Домашнее задание. Закрепить навык вязания воздушных петель, создать картину из цепочек воздушных петель для оформления интерьера собственной комнаты.