Конспект урока математики в 4 классе по теме Пирамида
Тема: Пирамида.
Тип урока: Изучение нового материала.
Педагогическая цель: Создать условия для формирования представления о новой пространственной фигуре - пирамиде.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: научатся распознавать, называть, отличать от других многогранников новый вид многогранника - пирамиду, получат возможность характеризовать пирамиду (название, число вершин, граней, ребер, основание), узнать разные виды пирамиды (треугольная, четырехугольная, пятиугольная, шестиугольная и т.д.). Метапредметные УУД:
регулятивные: самостоятельно определяют цель своей деятельности; планируют ее достижение; самостоятельно двигаются по заданному плану; оценивают и корректируют полученный результат; познавательные: различают обоснованные и необоснованные суждения; определяют этапы решения учебной задачи; производят анализ и преобразование информации (используя при решении разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания);
коммуникативные: высказывают суждения с использованием математических терминов и понятий; формулируют вопросы и ответы в ходе выполнения действия; обосновывают этапы решения учебной задачи.
Личностные УУД: самостоятельно определяют и высказывают простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Организационная структура урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке нас с вами ожидает интересное открытие в мире геометрических пространственных фигур.
- Можете назвать многогранники? Какие фигуры не являются многогранниками? Почему?
- Назовите известные вам многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед)
2. Актуализация опорных знаний:
- Что общего у куба с прямоугольным параллелепипедом?
- Сколько граней имеют куб и параллелепипед? 6 Какую форму имеет каждая грань? Сколько вершин? 8 Сколько ребер? 12 Сколько ребер выходит из каждой его вершины? 3
3. Постановка учебной задачи.
- Уточните, какое задание мы выполняли?
- Можем назвать другие фигуры, имея уже знания о кубе и прямоугольном параллелепипеде?
- Чем вас не устраивает имеющийся эталон?
- Поставим перед собой цель.
4. Освоение нового материала.
- Сейчас узнаем, какова тема урока, если правильно выполните задание:Самостоятельная работа.
20 * 1000 856 - 216 47 + 467 100 * 895 640 : 8 (36 + 14) * 20 (50 - 22) * 5 90 : 15
П - 6 И - 20 000 Р - 140 А - 640 М - 1000 И - 514 Д - 89500 А - 80
- Какой литературой можно воспользоваться, чтобы проверить ваши предположения?
- “Пирамида” - слово греческого происхождения, означает “костер”, “огонь”.Путешествие в прошлое - стр. 138 Выступление Андронова Влада
Одним из интересных фактов является то, что продукты, находящиеся в упаковке в виде пирамиды, лучше и дольше сохраняются.Важным и интересным семейством многогранником являются пирамиды.- Кто из вас встречал или видел подобные фигуры? Ответы: На уроках (пирамида Хеопса), в архитектуре (крыши домов, музей современного искусства в Париже), также можно встретить пирамиду в виде сувениров, свечей.
Работа с моделями пирамид исследовательская работа - работа в группе. Использую технологию педагогических мастерских.У пирамиды различают боковые грани - треугольники, сходящиеся в одной вершине и основание - многоугольник, противолежащий этой вершине. В основании пирамиды может лежать многоугольник с любым количеством сторон. Называют пирамиду по числу сторон ее основания: треугольная, четырехугольная, шестиугольная и т.д.Записать на доске и сравнить: ПП Число граней - 6 П число граней -
число вершин - 8 число вершин -
число ребер - 12 число ребер -
число ребер из одной вершины - 3 число ребер из одной вершины - Простейшей пирамидой и даже простейшим многогранником является треугольная пирамида Какую форму имеют ее грани? ( Треугольники).
Сколько граней у пирамиду? (4) Назовите их.
Сколько боковых граней у пирамиды? ( 3) Назовите их.
Назовите основание пирамиды.
Сколько ребер у пирамиды? (6) Назовите их.
Сколько боковых ребер у пирамиды? ( 3) Назовите их.
Сколько вершин? (4) Назовите их.
Сколько ребер выходит из каждой вершины? (3)
Каждую грань можно считать основанием. Ни у одного многогранника не может быть меньшего числа граней, вершин или ребер, чем у треугольной пирамиды. 5. Первичное закрепление.
- Обсудим вместе: В чем отличие пирамиды от прямоугольного параллелепипеда? № 3 стр. 139
- Найти площадь основания четырехугольной пирамиды, зная длину ребер: 4 дм, 7 дм.
S = 4 * 7 = 28 кв.дм
- Основание пирамиды Хеопса квадрат, длина стороны которого 27 м. Найдите периметр.
- Что такое периметр? Как найти? Запишите решение.
Р = 27 х 4 = 108 м.
6. Самоконтроль и самопроверка по эталону. Взаимопроверка в паре.
Самостоятельное выполнение заданий в тетради - стр. 80 №256, 257, 258.
Самопроверка и взаимопроверка, оценивание
7. Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала.
- Ребята, где вы можете использовать полученные знания?
- Знаменитую пирамиду Хеопса строили 4000 человек в течение 30 лет. Сколько понадобилось бы работников, чтобы построить пирамиду за 5 лет? Повторите условие задачи, пользуясь краткой записью.
4000 чел. – 30 лет
? – 5 лет
- Начертить пирамиду в тетради.
- Работа с таблицейЧисло вершин пирамиды на _______________ больше числа вершин в ее основании.Ребер боковых граней _________________, сколько их в основании.Число боковых граней _________________ числу сторон основания.После выполнения задания проверить выводы. Листочки собрать.Ответы:Число вершин пирамиды на единицу больше числа вершин в ее основании.Ребер боковых граней столько же , сколько их в основании.Число боковых граней равно числу сторон основания.
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Вспомните тему урока.
- Зачем нужно иметь представление о пирамиде? Зачем нужно уметь изображать пирамиду на чертеже?
- Как вы работали на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?