Литературное чтение 1 класс Русская народная сказка «Петух и собака»


Предмет: Литературное чтение
Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со сказкой «Петух и собака» как жанром фольклора, научить анализировать поступки и образы героев.
Тип урока: открытие нового знания. На уроке использована «Технология развития критического мышления»
Планируемые результаты:
Предметные: научатся читать выразительно, плавно, целыми словами произведение устного народного творчества; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; получат возможность научиться: назвать героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
УУД:
Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общие и отличие.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора, умение высказывать своё отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнёра.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» Л.Ф Климанова; В.Г.Горецкий; выставка книг с произведениями устного народного творчества; компьютер, проектор, презентация к уроку; Листы самооценки (на каждого ученика).
Ход урока.
(Вводное слово учителя. Сообщение цели, предстоящей работы и формы проведения урока).
1)Приветствие
Ну-ка всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
-Сегодня у нас необычный урок.
На нём подведём мы работы итог, о жанрах устного народного творчества поговорим.
I этап урока: « Стадия Вызова»(4 мин).
(под лёгкую мелодию из балета «Жар-птица»)
Учитель: «Во саду ли, в огороде (слайд 1)
Жар – птица летала
Во саду ли, в огороде
Цветочки собирала
Один цветок принесла
И нам в класс передала»
(на доске появляется волшебный цветок).
-Лепестки на нашем цветке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному цветку русского фольклора.
-Попробуем ребята? (да).
-А для этого нам надо выполнить задания, которое приготовила Жар- птица.
-Вы готовы? (да).
-Продолжите четверостишие:
1)Мы не щёлкаем орешки,
А читаем на уроках
Интересные………(потешки)
- Что такое потешки? ( Потешка- это песенки или стишок для игр с маленькими детьми, это игры с пальчиками, руками).
- Молодцы! Вы справились с первым заданием и жар- птица открывает 1 лепесток.
2) – Один, два, три, четыре, пять.
Кто умеет здесь считать?
-Рассчитайте- ка ребят,
Что за партами сидят.
- Как называется этот жанр народного творчества (считалка )-Открывается 2 лепесток.
3)Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку.
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.
-А как называется этот жанр? (небылица)
-Что такое небылица? ( это выдумка, это то чего не бывает).
-Открывается 3 лепесток.
4) – На уроке мы ребятки,
Отгадали все ….. (загадки)
-Открывается ещё один лепесток.
- Кто догадался, название, какого жанра зашифровано? (сказка)
- Вот и раскрыли наш волшебный цветок устного народного творчества.
- С каким жанром устного народного творчества познакомились на уроке? (со сказкой).
- Что же такое сказка (слайд 2)
- К нам в гости пришла наша знакомая Лиса Патрикеевна и принесла свои знания об этом жанре литературы.
Посовещайтесь в паре, что вы знаете о сказке? (на столах у каждой пары лежат карточки «сказка»).
Расскажите Патрикеевне, какие знание вы положите в эту корзинку (ответы детей)
- Патрикеевна довольна вашими ответами
- Что вы ещё хотите знать о сказке?
(слайд 3) сказка- это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
- Итак, слово «сказка» от слова «сказывать, рассказывать». Значит, это повествовательный текст, где главное – описываемые событие. Но событие эти были вымышлены. Рассказывались сказки народом с целью развлечения. Сказки бывают литературные, бытовые, о животных.
Физминутка: Вот голодная лиса
(ходьба на листе).
Грустно смотрим в небеса.
(Протягивают – руки вверх).
Тяжело вздыхает,
(глубокие вдох и выдох).
Садится, отдыхает.
(дети садятся за парты).
II этап урока: «Стадия осмысления».
1)Работа по сказке «Петух и собака».
-Ребята, сегодня мы будем читать сказку о животных. А о каких вы узнаете, отгадав загадки?
- Не ездок, а со шпорами (слайд 4)
Не сторож, а всех будет. (Петух)
- Гладишь- ласкается,
Дразнишь- кусается. (собака).
- О каких животных будем читать сказку? (о петухе и собаке).
- Откройте учебник по закладке на стр.54.
- Прочитайте название сказки.
- Знакома ли эта сказка? (нет).
- Сегодня будем читать русскую народную сказку « Петух и собака» (слайд 5).
1)Подготовка к восприятию:
- Сказки – кладезь народной мудрости, каждое слово имеет своё, особенное значение. -Давайте обратим внимание на сложные для чтения слова (слайд 6 читают по слогам).
Словарная работа: Про- да- дим Ис- пу- гал- ся Рас- ска- зал
Раз- ли- ва- ет- ся2) Первичное восприятие:
Чтение русской народной сказки « Петух и собака» (учитель начинает, хорошо читающие дети).
- С каких слов начинается сказка? (слова, с которых начинается сказка, называется зачином.)
( после прочтение сказки).
- Объясните значение слов и выражений (слайд 6).
Занялась заря- рассвело .
Масленый праздник- праздник Масленицы.
Припасла- заготовила про запас.
Счастье привалило- появилось неожиданно.
- Почему Петух ушёл от старика со старухой?
- Кто помог уйти со двора в лес?
- Как Петух навлёк на себя опасность?
- Чем Лиса хотела заменить к себе Петуха?
3) Вторичное восприятие текста.
( выборочное чтение)
- Найдите в тексте и прочитайте, почему Петух испугался и к кому он обратился за помощью?
Прочитайте, как Лиса расхвалила Петуха.
-Чуму обрадовалась Лиса?
Инсценирование отрывка сказки.
- Теперь попробуем ответить на вопрос «чему учит сказка» (составление на доске «Рыбьего скелета» смысла сказки)
- Почему Петух ушёл от старика со старухой? (испугался).
- К кому обратился за помощью? (к собаке)
- Какая была собака? (добрая).
- Можно ли собаку назвать настоящим другом? (да).
- Почему? (она спасла Петуха дважды, от старика со старухой, а потом от Лисы).
- Почему лиса расхвалила Петуха? (Хотела им полакомиться).
- Что придумала Лиса? (Позвать в гости, на масленый праздник).
- Чему учит сказка? (дружбе).
Чему учит сказка?
( нужно помогать друг другу, нужно дружить, и тогда не страшна никакая беда. Друзья всегда помогут найти выход).
испугался рассказал ,обратился к собаке
добрая смелая, настоящий друг
Дружбе

полакомиться в гости на масленый праздник
III этап урока: Рефлексия.
Итог урока:
- Итак, с каким жанром литературы мы работали на уроке? (со сказкой)
- Вспомним, что вы знали о сказках?
- Что узнали о сказках?
- Какое знание вам захотелось положить, добавить в «корзину» Лисы Патрикеевны?
( Мы учимся жить на поступках героев сказки, это поучительные истории).
Рефлексия:
- Чтобы вам было легко было рассказать дома, как вы работали на уроке, заполните лист самооценки: если вы делали часто и правильно, закрасьте кружок ;
Если редко- ; не делали совсем -
-У кого получились все кружки зелёными- выйдите к доске. У кого только 4 кружка зелёных- встаньте. У кого только 3- поднимите руки.
- Давайте похлопаем лучшим мыслителям и исследователям!