Тема: Развитие познавательных интересов младших школьников
Развитие познавательного интереса младших школьников.
Новые рыночные отношения, современное экономическое положение поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок обеспечить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы развитие у них интереса к учебной деятельности, самостоятельности и творчества.
Необходимым условием деятельности учителя является вовлечение учащихся в такие виды учебной деятельности, которые способствовали бы развитию познавательных процессов, таких как память, мышление, речь, внимание и др.
Труд детей начальных классов должен быть радостным, а уроки - интересными.
Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит его судьба в течении всего школьного возраста.
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников, следовательно, необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять его.
К сожалению, ко второму году обучения проходит первоначальная тяга к учению.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания. Вот почему продуманный отбор содержание учебного материала, показ богатства заключенного в научных знаниях, является важным звеном формирование интереса к учению. Но познавательный интерес к учебному материала не может поддерживаться все время яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь от части нов, а от части знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.
Огромное значение для повышения познавательного интереса имеет – игра.
Игра является одним из методов обучения и воспитания личности ребенка как индивидуума, так как она, выполняет мотивационно – побудительную, образовательно – обучающую, воспитательную функцию.
Используя на уроках дидактические игры, игровые ситуации, ребусы, головоломки, загадки, занимательный материал, внеклассные мероприятия, задания последовательного характера, разноуровневые проверочные работы, викторины, конкурсы, индивидуальную работу со слабоуспевающими, тем самым, повышая уровень качества знаний и умений.
Навыки учащихся, активность детей тоже повышается, их самостоятельная практическая работа носит осознанный характер.
Урок необходимо строить так, чтобы каждый ученик был занят и выполнял сою работу с удовольствием. Например на уроке чтения: это чтение «цепочкой», выборочное чтение, чтение по ролям, чтение по абзацам, комбинированное чтение, нахождение ответов на вопросы по тексту, и много других видов работ. Задача учителя здесь: правильно дифференцированно распределить задания. Учителю следует соответствующим образом организовать учебную деятельность учащихся, если это задание – распределение от простых к сложным, т. е. разноуровневые задания. Это дает возможность большему числу учеников испытать ощущения успеха в учебе, обрести уверенность, положительные эмоции. Т. е. создаем ситуацию успеха, страх плохой оценки – устраняем!
По данным психологов, формирование мышления происходит интенсивно в младшем возрасте: так, к 4 годам интеллект формируется уже на 50%, а в начальных классах уже на 80 - 90 %.
Для развития познавательных процессов, учитель может использовать разнообразный занимательный материал, который лучше запоминается в виде занимательных заданий, стихотворений, пословиц, кроссвордов, познавательных игр, экскурсий и др.
Ребенок с радостью познает то, что для него представляет интерес. Поэтому при изучении нового материала, по познанию мира можно использовать загадки:
Мордочка усатая, шубка полосатая.
Часто умывается, а с водой не знается.
(кошка)
Среди двора стоит копна
Спереди вилы, сзади метла.
· (корова)
Четыре ноги, пятый хвост
Шестая грива. (лошадь)
Повышают информативную емкость урока и схемы – сигналы, кластеры, составленные как учениками, так и учителем, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и речи:
Например, «Природа»
Живая Неживая
? ?
Так же эффективны для запоминания зарисовки сделанные учащимися по данной теме.
Оживит опрос и активизирует работу учащихся на уроках могут занимательные формы проверки усвоения материала. Например – кроссворды. И.т.д.
Использование нестандартных уроков так же вызывают познавательный интерес у учащихся. Потому, что такой урок – это игра, только игра «большая, на весь урок».
Примером нестандартных уроков, увеличивающих уровень познавательной активности учащихся, являются: урок-путешествие, урок-сказка, урок-аукцион, урок-«дублер учителя», урок-турнир, урок- «Эврика», урок- «Пресс - конференция», игра- «Что где когда», «Счастливый случай», «Поле чудес»и др.
Таким образом, практика работы показывает, что использование занимательного материала должно быть неотъемлемой частью каждого урока. Так как он эффективно формирует познавательный интерес, умение и навыки школьников. Исходя из результатов, можно сделать следующие выводы:
1. Занимательный материал развивает интерес учащихся к урокам, умение анализировать,
сравнивать, обобщать.
2. Развивает память, речь, мышление, внимание и другие познавательные процессы.
3. Повышает мотивацию при изучении программного материала, осознанность, умение слушать товарища, логично излагать свои мысли.
4. Целесообразность включения занимательного материала для активизации деятельности учащихся на уроках.
На основе данных видов были разработаны проблемы познавательного интереса:
Изучить историю развития проблемы познавательного интереса.
На уроках применять дидактические игры и наглядные пособия в соответствии с познавательными потребностями детей, уровнем развития каждого школьника, особенностями учебного материала.
На уроках литературного чтения знакомить детей с дополнительной информацией из биографии писателя, историю создания его произведения, литературные игры, чтение по ролям, чтение с сокращением, игры и упражнения на развитие фантазии и литературных способностей, например: - применение сказочно – игровой ситуации, когда предметы оживают.
Использовать занимательные упражнения для индивидуальных заданий школьникам, имеющим трудности в обучении.
Рекомендуем применять разнообразные формы самостоятельных работ, использование разнообразные формы проверки.
На уроках познания мира чаще давать задания исследовательского характера.
На уроках русского языка и литературы использовать: словарные диктанты, шифрограммы, ребусы, анаграммы, кроссворды, написание работ творческого характера (мини-сочинений, сочинений, изложений), «бесконечное предложение», каждый прибавляет слово, но фраза не должна потерять смысл (Внезапно налетел ветер,Однажды мама послала меня в магазин), сочинение сказок, составление кроссвордов, эссе по опорным словам.
На уроках математике: тестирование, решение занимательных задач, решение задач на логическое мышление, арифметические диктанты, математические викторины, игры, олимпиады.
Данная система работы будет способствовать развитию познавательных интересов у младших школьников.
Выступление на научно – практической конференции
тема: Развитие познавательных
интересов младших школьников
Учитель нач. классов
Гайворонская.С.В
Караганда
15