Развитие познавательных интересов младших школьников
Развитие познавательных интересов
младших школьников
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Существенный признак наличия у ребёнка познавательного интереса – появление у него желания задавать вопросы по собственной инициативе. Психологи определяют вопрос как словесный сигнал, с которого начинается процесс мышления. Именно с помощью вопросов ребёнок исследует окружающий мир.
Познавательный интерес ощутимо влияет на успешность обучения в школе, поэтому важно знать показатели познавательных интересов детей. С этой целью необходимо понаблюдать за ребёнком в процессе деятельности, в общении со взрослыми. Обратить внимание на следующие моменты:
часто ли ребёнок задаёт вопросы, каково их содержание; стремится ли он пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит рассказать, самостоятельно наблюдает, проводит опыты, смотрит телепередачи, обращается к периодике и т. п.);
рассказывает ли ребёнок взрослым, сверстникам о своих интересах; участвует ли в беседах о том что его интересует (проявляет при этом активность, инициативу, охотно делится своими знаниями и т. п.);
способен ли ребёнок к длительному сосредоточению внимания, часто ли отвлекается, умеет ли планировать свою деятельность, пытается ли преодолеть возникшие затруднения;
как ребёнок относится к выполнению домашних заданий (проявляет инициативу, творчество и т. п.);
любит ли ребёнок играть в интеллектуальные игры, решать необычные задачи и т. п.;
любит ли ребёнок читать, в том числе научно-познавательную литературу.
Как же развивать познавательный интерес?
Основной «питательной» средой для развития детской любознательности является общение с взрослыми. В процессе общения у ребёнка возникают первые вопросы. По мнению психологов, лучше помочь найти ответ ребёнку самостоятельно, потому что стремление многих родителей тут же отвечать на вопросы подавляет познавательную активность, приводит к лености мысли.
Часто бывает и так, что родители просто отмахиваются от многочисленных детских «почему», «зачем», «как». Ребёнок постепенно привыкает к такой форме общения и всё реже обращается за помощью к взрослым. А нет вопросов – нет стремления познавать мир. Что же делать родителям?
Бережно, уважительно относится к детским вопросам.
Отвечать на них ясно, кратко, учитывая уровень развития ребёнка.
Отвечая на вопрос, побуждать малыша к новым размышлениям, иногда вместо ответа предлагать встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?»
Приучать детей искать ответы в словарях, энциклопедиях, детской периодике, читать их вместе с ребёнком, разговаривать по поводу прочитанного, уточнять детали, побуждать к новым вопросам, догадкам и т. п.
Играть с ребёнком в игры, в которых нужно задавать вопросы. Например: «Вопрошай-ка» (при помощи вопросов узнать, что лежит в коробке), «Что задумано?» (при помощи вопросов узнать задуманное слово) и др.
Больше разговаривать, общаться с ребёнком, вместе с ним обсуждать возникающие проблемы, обмениваться впечатлениями и пр.
Вопросы возникают тогда, когда дети начинают активно взаимодействовать с окружающим миром. Задача родителей – организовать разнообразные виды деятельности, в которых ребёнок смог бы открывать для себя новое, необычное. Богатый материал для открытий дают совместные прогулки, поездки за город, наблюдения за природой, жизнью растений и животных. Родители, в свою очередь, задавая ребёнку вопросы, делают эти наблюдения более целенаправленными. Кроме того, они побуждают младших школьников сравнивать. Анализировать, делать соответствующие выводы. Немало интересного можно увидеть даже в своей квартире. Неограниченные возможности для размышлений, выводов, открытий даёт живая природа.
Во 2 – 3 классах многие школьники начинают увлекаться коллекционированием. Старшие члены семьи могут превратить это занятие в средство развития детской любознательности. Коллекционирование марок расширяет представление детей о мире, разных странах, об отдельных отраслях знаний.
Чрезвычайно велика в этом плане роль таких видов творческой деятельности детей, как конструирование, лепка, рукоделие, рисование, сочинительство. Всё это несложно организовать в своей семье. Хорошо развивают познавательный интерес разгадывание и придумывание загадок. Загадка – средство развития мышления и речи, но при условии, что взрослый побуждает ребёнка обращать внимание на её образность. Поэтому надо не просто предложить отгадать загадку, а обязательно просить ребёнка объяснить, как догадался. Тогда он воспринимает образ, а за образом – мысль. Очень полезно учить детей придумывать загадки.
Психологи выделяют следующие условия для развития познавательных способностей:
полноценное использование сензитивного периода для развития интеллектуальных способностей (возраст от 3 до 12 лет, т.е. дошкольный и младший школьный);
высокая познавательная активность. Для успешного развития способностей необходимо наличие у ребёнка стремления учиться, узнавать новое;
демократическая система воспитания. Преобладание в семье авторитарного стиля не способствует развитию детей;
включение ребёнка в интеллектуальную деятельность. Следует предлагать соответствующие его возрасту задания и упражнения, причём деятельность должна быть эмоционально приятной;
самостоятельное чтение. Если ребёнок начинает активно читать до 9 лет, это стимулирует развитие его способностей;
высокая самооценка. Именно она позволяет ребёнку приступать к новым, более сложным заданиям, играм, упражнениям, что, в свою очередь, развивает его способности;
ситуация успеха. Это условие теснейшим образом связано с предыдущим. Ситуация успеха ведёт к росту самооценки у ребёнка. Если такая ситуация не создаётся, самооценка остаётся низкой и не обеспечивает развития способностей;
пример родителей. В семье, где любят читать, заботятся об интеллектуальном росте ребёнка. Способности его развиваются быстрее.
Стиль жизни семьи, её интеллектуальная атмосфера во многом определяют развитие познавательных интересов детей. Там, где с уважением относятся к знаниям, к книге, интересуются научными открытиями, жизнью общества, миром природы, горячо обсуждают события, происходящие вокруг, дети также проникаются интересом ко всему, что их окружает. К факторам воспитывающей интеллектуальной среды можно отнести и традиции семьи. Одна из самых ярких традиций – совместные праздники, на которых присутствуют дети и взрослые. Для них разрабатываются программы, включающие интеллектуальные и развлекательные игры, сюрпризы, выпускаются газеты, готовится спектакль и т. п. Дети – активные участники подготовки и проведения подобных праздников.
Таким образом, родители могут через организацию интеллектуальной деятельности семьи, её традиции влиять на развитие познавательных интересов детей.
Сегодняшняя реальность не лишена агрессии, жестокости, антигуманности. Эти негативные процессы проникают и в мир детства. В силу своей физической, психической и социальной незрелости дети часто оказываются беззащитными и беспомощными, подвергаются насилию со стороны взрослых.
Идея ненасилия лежит в основе гуманистического воспитания, которое предполагает открытость взрослого к диалогу с ребёнком, внимательное восприятие каждого слова малыша, принятие решений самим ребёнком, эмпатию (эмоциональную отзывчивость) взрослого по отношению к ребёнку, ненасильственный тон общения. В системе гуманных отношений к ребёнку три составляющих:
понимание ребёнка – проникновение в его внутренний мир;
признание ребёнка – его право быть самим собой;
принятие ребёнка – безусловно, положительное к нему отношение.
Эти условия тесно связаны с соблюдением прав ребёнка, и их выполнение даёт детям возможность расти и развиваться в атмосфере добра и терпимости, учиться уважать себя и окружающих людей. При этом главенствующую роль играет отношение родителей к своему ребенку, в какой мере они предоставляют ему возможность раскрыть свой внутренний мир, продемонстрировать свои индивидуальные качества. Для самого ребёнка важно умение родителей выслушать его, понять его чувства, переживания и страхи, не навязывая при этом своего мнения, не высказывая осуждения, т. е. умение принимать его в семье.
Понятие «семья» предполагает равенство его членов – родителей и детей, отношения между которыми строятся на принципах личной свободы, доверия и любви. Задача родителей – создать своему ребёнку необходимые условия для полноценного развития, помочь ему осознать свою неповторимость, индивидуальность, реализовать личностный потенциал. Семья должна стать тем жизненным пространством, в котором маленький человек будет чувствовать себя спокойно и комфортно. Не следует подавлять инициативу, волю и чувства ребёнка. Он лучше подготовится к самостоятельным действиям, если ему предоставлять право выбора.
Авторитарный стиль воспитания, основанный на принуждении, в некоторых случаях заставляет ребёнка сопротивляться, защищаться от грубости и несправедливости взрослых, прибегать к агрессии. Детская агрессия – это попытка изменить сложившуюся ситуацию.
Стремясь подчинить детей своим требованиям, некомпетентные в вопросах воспитания взрослые используют по отношению к сыну или дочери различные виды насилия (физическое, моральное, психологическое).
Для маленького человека одинаково обидно, оскорбительно и унизительно физическое, психологическое и моральное наказание. Но, к сожалению, рано или поздно каждый родитель сталкивается с необходимостью наказания.
Жестокое наказание не воспитывает, а лишь вынуждает поступать по-другому. Один проступок заменяется другим, а суть деяния по-прежнему остаётся неправильной. Наказание должно помочь осознать, что плохо в поступке, избавить от чувства вины, научить правильному поведению: попросить помощи, исправить последствия, извиниться.
Агрессивное поведение родителей, жестокость по отношению к детям часто вызваны их собственными неудачами, усталостью. Ребёнок попадает в зависимость от эмоций, настроения своих родителей, что недопустимо. Порицать нужно в спокойном расположении духа, при этом стараться вникнуть в причины, которые привели ребёнка к ошибке.
Даже понеся наказание, малыш должен чувствовать уважение к себе со стороны родителей, их желание помочь, ощутить справедливость наказания.
Родители, предъявляя требования, должны быть последовательны, тактичны, учитывать возраст и индивидуальные особенности ребёнка, соизмерять проступок и меру наказания.
Иногда ребёнок переносит агрессивное состояние, спровоцированное родителями, на своих сверстников: оскорбляет, унижает, кричит и дерётся. У него складывается представление, что насилие, принуждение – удобный и верный способ разрешения конфликтов, споров и разногласий.
Насилие над детьми может привести к негативным последствиям: потере у ребёнка аппетита, энурезу, депрессии, отчуждению, вранью, воровству, замыканию в себе. Иногда даже к суициду.
Поведение родителей – лучший пример для сына или дочери. Очень важно выражать свои негативные чувства открыто, но и доброжелательно, например: «Я недоволен этим поступком», «Мне это неприятно», «Я расстроен тем, что» и т. п.
Каждый ребёнок хочет чувствовать себя уверенно, спокойно, знать, что его защитят от зла и насилия. Именно на родителях лежит основная ответственность за соблюдение прав ребёнка, за его безопасность.
Ели между родителями и детьми существуют неподдельная любовь, духовная близость, взаимное уважение, доверие, то такие дети будут в жизни твёрдо стоять на ногах и станут прочной опорой родителям в будущем.