Конспект урока по чтению на тему Считалки. Заклички-приговорки. Потешки (5 класс)


Тема: Считалки. Заклички–приговорки. Потешки.
Дата ________________________________________
Цель: Познакомить учащихся с разными жанрами устного народного творчества.
Задачи: 1. Вырабатывать навык правильного, сознательного, выразительного чтения.
2. Развивать произвольное внимание, долговременную память, наглядно-образное мышление, связную речь.
3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, уважение к культуре своего народа.
Оборудование: Петрушка
Ход урока: I. Орг. момент
II. Актуализация имеющихся знаний
Сообщение темы и целей урока.
К устному народному творчеству относятся: сказки, загадки, пословицы, поговорки. Их создавал, сочинял народ. Они никем не записывались, и не читались. Они только рассказывались и передавались устно из уст в уста. Всё это мы слышим самого рождения.
Сегодня мы с вами познакомимся с такими жанрами устного народного творчества, как считалки, заклички-приговорки, потешки. Раньше простой народ собирался на ярмарке, где оживленно шла торговля различным товаром. А развлекал всех на ярмарке Петрушка. Вот кто действительно знал великое множество считалок, приговорок и потешек.
III. Изучение нового материала
Сейчас мы познакомимся со считалкой. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов и со строгим соблюдением ритма.
Чтение учителем - стр. 3 «Считалки»
Работа над содержанием прочитанного:
- В каких играх дети используют считалки?
- Играя в различные детские подвижные игры, вы становитесь ловкими, шустрыми, быстрыми, выносливыми и сильными. Надеюсь, что вы играете в подвижные игры в ГПД и с друзьями во дворе дома.
- Какие слова в считалке помогают распределить роли в игре?
- Как связаны слова и жесты в считалке?
- Грустными или веселыми являются считалки по своему содержанию?
4. Чтение учащимися.
Динамическая пауза
5.Чтение учителем – стр. 3 «Заклички-приговорки».
6. Работа над содержанием прочитанного:
- Почему эти стишки называют закличками?
- К кому обращаются в закличках? Найдите в текстах закличек слова-обращения.
- Докажите, что наши предки любили природу, относились к ней как к живому существу, верили в её силу.
- Как надо читать заклички (чётко, ритмично, отчеканивая каждое слово, или напевно, сопровождая слова заклички плавными танцевальными движениями)?
7. Чтение учащимися.
Динамическая пауза
8. Потешки – песенки, сопровождающие игры маленького ребенка ручками и ножками (например, «Ладушки», «Сорока»)
9. Чтение учителем – стр. 4 «Потешки».
10. Работа над содержанием прочитанного:
- Что обозначает слово потешки? Подберите к нему родственные слова.
- Докажите, что в потешке весело, с юмором осуждаются плохие черты характера: лень, изворотливость; показывается находчивость, остроумие человека.
11. Чтение учащимися.
IV. Итог урока
Д/з: 1 гр.- стр. 3-5, отвечать на вопросы – стр.8-9
2 гр. – стр. 3-5, выразительно читать
3 гр. – стр. 3-4, читать
Оценивание учащихся.