Урок развития речи на тему Невыдуманный рассказ о себе 5 класс

Тема урока: Невыдуманный рассказ о себе

ЦЕЛЬ: Знакомство со структурой устного рассказа и ролью неязыковых (мимики, жестов) средств в нем. Работа с текстом на интерактивной доске. Формирование умения составлять устный, письменный рассказ на основе собственного жизненного опыта.
Оборудование: ПК, ММК, интерактивная доска, ЭОР по русскому языку 5 кл.
Ход урока:
Организационный момент.
1. Беседа:
Что такое рассказ?
Рассказ - повествование о каком-либо событии.

Какова его структура? Рассказ имеет сюжет.
В сюжете выделяют несколько структурных частей: завязку (начало действия), развитие действия, кульминацию (наиболее острый момент, "вершина") и развязку (завершение действия). Кроме того, рассказ может иметь вступление, которое повествует о том, что предшествовало основному событию, и заключение, в котором подводятся итоги и делается вывод.

Что необходимо, чтобы устный рассказ хорошо слушали?
Рассказать нужно понятно, живо, ярко, а то собеседник просто слушать не станет.
2. Работа с текстом-образцом.




Прочитайте текст про себя (распечатан).
Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.
День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисли на траве, на ветках кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.
Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. «Погляди, Юра, как красиво», сказала мама. Я взглянул. Через все небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один ее конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами, медом и земляникой. (По Г. Скребицкому)
Задания.
1) Озаглавить текст.
2) Определить тип речи.
3) Передать в 2-3 предложениях содержание текста. Что в нем описывается?
Можно ли его назвать рассказом? Свое мнение обоснуйте.
4) Какие прилагательные использует автор, чтобы образно и ярко описать дождь?
5) Найти в тексте слова-формы одного и того же слова и однокоренные слова. Обозначьте в них корень.
6) Указать, какой частью речи являются выделенные слова. Укажите грамматические признаки, которые помогают определить часть речи.
7) Выделить грамматическую основу в последнем предложении. В чем ее своеобразие?
3.Редактирование сочинения учащегося (текст распечатан).

Однажды в лесу случился интересный случай. Об этом случае мне рассказала мама.
Когда мама была маленькой, она часто с подружками ходила в лес за ягодами и грибами. Она взяла с собой большую корзинку. Вот идет она по лесу, собирает землянику. А подружка вдруг как закричит! Подружка чего-то испугалась. Оказывается, ее испугал маленький лисенок. Он рыженький и пушистый. Он, наверное, заблудился. Они решили взять его домой. Они посадили его в корзинку и понесли домой.
Дома мама дала лисёнку поесть, но лисёнок был ещё маленький и не умел есть. Тогда она подсунула лисёнка собаке, у которой были щенки. Собака стала кормить лисёнка. Потом лисёнка выпустили в лес.
Исправить повторы и ошибки. Пересказать текст в исправленном виде.
4.Подготовка письменного рассказа о себе:
-Как начнете свой рассказ?
-Что в нём будет главным, а что второстепенным?
-Какие слова вы будете употреблять? В какой момент воспользуетесь словарями?
-Чем закончите своё повествование?


5. Составление собственного рассказа в тетрадях.
6.Итоги урока. Домашнее задание. Упр. № 658 (редактируем текст, записываем исправленный вариант текста).









Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Невыдуманный рассказ о себе»
Учитель русского языка и литературы гимназии №11 Буланова Наталия Александровна.
25 апреля 2013г.




15