Рефлексивный отчет по практике в школе


Абильдаева Г.С.Рефлексивный отчет по практике в школе.
Детальный анализ воздействия преобразований на обучение учеников и развитие учителей необходимо начать с организации исследовательской деятельности, в рамках которой была сформирована команда развития в соответствии с требованиями к компетенциям педработников и на основе диагностической карты рейтинга учителей. Таким образом были определены творчески работающие учителя и учителя, прошедшие 3-х уровневые курсы повышения квалификации по прорамме ЦПМ. После определения команды развития был составлен совместный план действия, выбрана тема работы – «Внедрение новых подходов в образовательный процесс с целью улучшения процесса обучения и преподавания », сформулирована цель работы –совершенствование процесса обучения и преподавания путем совместной работы участников образовательного процесса:учитель-ученик-родитель.
Почему тема триединства? Потому что по всем проведенным анкетированиям учителей, учеников и родителей всех участников образовательного процесса волнует качество и пригодность образования в жизни, чего и требует сама жизнь. Принцип«обучение всю жизнь» возобновляется. Команда,чтобы поддержать участников образовательного процесса, решила провести ряд коучингов и тренингов по конкретно продуманному плану(среднесрочному плану развития). Это решение совпало со временем осенних каникул, и мы решили обновить портфолио каждого учителя новой практической информацией, а каждого педагога – новыми практическими навыками. В среднесрочном плане развития учитывались запросы учителей и родителей, соблюдалась последовательность тем.
Сам процесс коучинга и менторинга для коллектива не новость, потому что до моей практики в школе были проведены коучинг-сессии учителем 2 уровня (с 2012 года), можно считать, что суть самого обучения большинству коллектива уже ясна. Мне со своей командой оставалось сконцентрировать внимание педагогов на темах коучингов, в которых ярко выражены проблемы обучения и преподавания, такие как взаимообмен опытом (исследование в действии),планирование обучения ипреподавания, развитие креативности, методика оценивания. После проведения каждого коучинга – а их проводили члены команды развития - была налажена обратная связь, в рамках которой участники оставляли предложения и пожелания по поводу сессии. Мы выяснили, что на обычных семинарах для всех участников образовательного процесса бывало очень скучно и не всегда пути решения проблем искали в группе, можно сказать, в группе единомышленников, хотя бы в момент работы в группах.
Первое коучинг занятиебыло посвящено подходу “LessonStudу ” при планировании уроков. На этом коучинге моя подопечная познакомила учителей с новым подходом в обучении “Lesson Studу ”. После коучинга мы с подопечной собрали группу учителей, так как работа в группе является необходимым фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга.Когда более опытные учителя делятся своим опытом с другими это замечательно. Вся группа берет на себя ответственность за процесс преподавания и оценивания. После коучинга мы определили две группы учителей для проведения четырех серий последовательных уроков. Одна группа учителей разработала серию уроков для 4 класса (с казахским языком обучения), другая разработала серию уроков по казахскому языку для 5 классас русским языком обучения).Таким образом, у нас появились классы для проведения исследования в действии .Команда составила детальный план проведения циклов, и по плану было проведено исследование в действии, получены интересные доказательства процесса. Были услышаны «голоса» детей, мы увидели компетентности учителей, необычные подходы в обучении, и главное, удовлетворенность обучением и преподаванием всех заинтересованных сторон. После проведения серий последовательных уроков мы научили детей рассуждать, размышлять и аргументировать свои ответы, их речь стала более грамотной, они научились диалоговому обучению в группе, классе, такие занятие углубили развитие учеников.Группы учителей, которые разрабатывали серии последовательных уроков заметили, что в процессе урока при выполнении ответственных заданий, например, роли наблюдателя, дети с низкой мотивацией и небольшим словарным запасом стали больше говорить, вступать в диалог и спор и пытались ответить на вопросы учителя -«почему?».Следовательно, сокращение монологов учителя повлияло на такой результат. А самим детям очень понравилось говорить, за роль спикера даже развернулось соревнование. Почему? Да потому что мы привыкли только давать указания, часто даже не слышим голос ученика, на замечаемего трудности и барьеры, стоящие перед ним. Действительно, работа в группах даёт свой результат, например, когда учитель даёт задание – составить кластер или концептуальную схему. Здесь происходит взаимообучение, обмен мнениями и идеями, работа в команде. Дети начинают прислушиваться друг к другу. В интервью после серии уроков они сказали: «Нам понравилось работать в команде, потому что мы помогаем друг другу и нам намного комфортнее работать в группе, чем в традиционной форме».Мы использовали не только исследовательскую беседу, но и критическое мышление, в результате у детей появляется интерес к творчеству, развивается познавательная деятельность, повышается активность. На уроке были такие задания, при выполнении которых дети учатся размышлять и рассуждать.
А как же изменились наши учителя!Они не только поняли, что меняться необходимо, но и образовали группу, направленную на создание доверительных и положительных отношений на основе сотрудничества и взаимодействия. Нам удалось сплотить учителей в единое целое, и это способствовало успешному проведению работы. После каждого урока наблюдался рост динамики активности учащихся с 20 % до 40%, улучшения настроения с 50% до 70 %, понравилась групповая работа от 60% до 80%, усталость на уроке снизилась с 10% до 8% .Все это доказывает эффективность внедрения нововедения,т.е.преобразований в обучение и преподавании.\s
На следующем коучинге«Планирование обучения и преподавания» подопечная показала учителям, как действует на качество и рост успеваемости класса среднесрочное планирование последовательных уроков по всем предметам. Сам состав и количество учителей, участвовавших на этом коучинге,их выводы после каждого задания для группы говорили о том,что правильная постановка цели и разработка плана являются гарантом успешного обучения и преподавания. В конце мы решили предоставить участникам коучинга формат планов.
Коучинг «Развитие креативности через применение заданий критического мышления» предполагал креативность мышления, видения, суждения. Подопечная четко продумала все детали проведения коучинга:вступление, мозговой штурм, задания, работа групп, защита и.т.д.Все это способствовало следующему выводу участников коучинга: креативность способствует развитию у детей необычного и интересного видения, представления.
Следующий коучинг мы посвятили оцениванию в учебном процессе. Если судить по листам оценивания, сделанными учителями, коучинг занятие прошло на очень хорошем уровне. Все были вовлечены в работу, изучили такие виды оценивания, как суммативное, формативное и критериальное, выявили различия между данными видами оценивания. Все это вдохновило педагогов на внесение изменений в собственную практику преподавания и обучения. Было много предложении со стороны участников продолжить эту тему в следующих циклах коучинг- сессии.Меня радовало,как наблюдателя, что каждый раз качество и количество участников коучинга повышалась и увеличивалась, а значит, идеи и предложении были разнообразны и жизненно важны .
Результативность каждого проведенного коучинга в столь короткий срок еще раз доказала успешность деятельности педагогического коллектива по развитию школы, по поднятию имиджа нашего учреждения.
Следующие коучинги на темы «Групповая работа» и «Диалоговое обучение» настолько сблизил участников образовательного процесса,что последующие дни месяца, помимо коучингов для учителей, были проведены родительские собрания, где были предложены очень интересные идеи по развитию школы.

Так как этот коучинг был последним из серии, то прозвучал вопрос: «Были ли вам продемонстрированы новые подходы в преподавании и обучении?». Все учителя единогласно ответили «да». Мои подопечныесмогли показать новые подходы в учебном процессе и практически, и теоретически. Работа в команде еще раз доказала свою плодотворность.
Использованная литература:
АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы» (2013 г). Руководство для руководителя. Первый (продвинутый) уровень, первое издание.
АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы» (2013г)Задания для выполнения в период практики в школе.
Учебные материалы 1 этапа курса «Лицом к лицу», для руководителей (продвинутый) уровень.