Урок биологии для 5 класса по теме «Как развивалась жизнь на Земле»
Как развивалась жизнь на Земле.
Цели урока.
Образовательные: организовать деятельность учащихся по формированию представления о происхождении жизни на Земле. Дать знания о живых организмах на разных стадиях их развития.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с биологическими текстами, учебником, разнообразными источниками информации, делать обобщения и выводы; развивать умение работать творчески, умение мыслить и рассуждать.
Воспитательные: воспитать культуру слушателя. Формировать уважительное отношение ко всему живому на Земле, способствовать развитию коммуникативных умений.
Планируемые результаты.
Личностные: осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование познавательного интереса.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником; составление модели развития жизни на Земле.
Предметные: знание этапов развития жизни на Земле, использование их для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 4 рабочих группы), индивидуальная.
Оборудование для учителя: - презентация к уроку;
- видеофрагмент «Развитие жизни на Земле»;
- компьютер, проектор.
Оборудование для учеников: - компьютер и файловые папки с дидактическим и справочным материалом на столе у каждой группы; учебник Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию: 5 класс» - М.: «ДРОФА», 2012; дополнительные источники информации (энциклопедии, справочники, ресурсы интернета); заготовки для создания модели развития жизни.
Ход урока.
Организационный этап.
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Учитель: Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас на уроке биологии!
Когда-то, миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невидимых существ на этом свете.
Учитель: Прослушав данное четверостишие, какие мысли возникают у вас о теме сегодняшнего разговора (дети выдвигают свои предположения и пытаются сформулировать тему урока).
А теперь давайте просмотрим видеофрагмент и убедимся, на правильном ли мы пути (дети смотрят видеофрагмент).
Да, действительно, сегодня речь пойдет о зарождении жизни на Земле.
Слайд 1. «Как развивалась жизнь на Земле».
Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, подвести их к формулировке задач на данный урок.
Учитель: Ребята, вспомните, а сразу ли возникло то разнообразие живых организмов, которое существует сейчас? (Рассуждают).
И действительно все происходило поэтапно. Главной целью нашего урока будет выяснить: когда и как появлялись живые организмы на Земле. И в итоге мы должны будем создать с вами модель развития жизни на Земле в процессе совместной работы.
(На доске расположены заготовки для создания модели).
Для этого я предлагаю посетить виртуальный музей времени, в котором работают 4 зала. В каждом зале представлен определённый временной период. Не случайно вы сидите сегодня группами, именно вам и придется сегодня побывать музейными работниками. В первом зале можно будет увидеть картину, происходящую 500 млн лет назал, во втором зале – историю, которой 350 млн лет, в третьем – грандиозные события, возраст которых 225 млн лет, в четвертом – появление предков современных организмов, происходящее 65 млн лет назад. (На каждый стол расставляются таблички с указанием временных рамок и файловые папки, в которых находится все необходимое: подробные инструкции и источники информации для работы, набор картинок, набор карточек с порядковыми номерами для закрепления нового материала).
Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно - поисковой работы с изменениями в облике Земли, происходящими на каждом этапе развития жизни.
А теперь определимся с заданиями для каждой группы:
В течении 3-4 минут учащимся предлагается, используя все необходимое, выполнить следующие задания:
1 зал: используя текст учебника на стр. 52 определить – где появились первые живые организмы на Земле и отобрать из набора картинок тех животных и растений, которые относятся к вашему периоду - 550 млн лет назад. И затем представитель от группы формирует первую часть создаваемой модели, размещая отобранные картинки на своей заготовке.
2 зал: используя в качестве источника информации энциклопедии, отобрать живых организмов, которые существовали в период – 350 млн лет назад. При размещении изображений организмов на заготовках указать их названия. Указать сущственные отличия в размещении живых организмов данного периода. Свою часть модели представитель группы добавляет на доску.
3 зал: работая с информацией из «Копилки знаний» (подбор иллюстраций и материалов на рабочем столе ноутбука) отобрать организмы своего периода - 225 млн лет назад.. какие животные повсеместно заселяли Землю в данный период. По окончании работы создаваемая модель дополняется третьим звеном.
4 зал: работая с ресурсами интернета, ребята ищут ответы на вопросы: какие живые организмы исчезают в этот период и с чем это связано? Какие животные пришли на смену вымершим? И на какой период приходится появление высшего существа природы - человека? Размещением результатов своей работы на доске, участники группы завершают создание модели развития жизни.
Каждый этап создания модели иллюстрируется слайдами с изображениями внешнего облика Земли на каждом этапе развития. (Слайды 2 - 5).
- Закрепление материала по развитию жизни на Земле.
В качестве закрепления знаний, полученных в ходе сегодняшней экскурсии по виртуальному музею времени, поиграем в игру «Четвертый - лишний». На слайдах (6 - 9) - по 4 изображения растений и животных определенного периода развития мира. Ребятам предлагается найти лишний элемент и, используя карточки с порядковыми номерами, указать ошибочное изображение. Группа совещается 15 – 20 секунд и представитель от группы поднимает карточку с номером. Количество слайдов соответствует количеству сменяющих друг друга периодов.
- Рефлексия.
Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке следующим образом:
в последнем файле папки каждой группы лежат воздушные шарики зеленых и черных тонов. Каждому в группе предлагается выбрать и надуть соответствующий шарик. Если человеку было интересно, он работал и разобрался с материалом, то он может надуть зеленый шар; а если человеку было скучно, безразлично и он на уроке отдыхал, то цвет его шарика будет черным. Каждая группа формирует из своих шариков частичку органического мира.
По цвету образованных структур можно сделать вывод об активности и интересе у учащихся в 5 классе к концу урока.
Слайд 10. Домашнее задание.
Параграф 9 учить и пересказывать.
Желающим: составить кроссворд « Развитие жизни на Земле» с использованием названий представителей органического мира. ( 11-12 слов – на «5», 9-10 слов – на «4»).
- Выставление оценок за урок.
Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем, - нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!