Социально-педагогическое занятие по предупреждению злоупотребления наркотиками и иными психоактивными веществамиЖизнь-дорога, которую мы выбираем
Социально-педагогическое занятие
по предупреждению злоупотребления наркотиками
и иными психоактивными веществами
Тема: «Жизнь – дорога, которую мы выбираем»
Цель: научить старшеклассников делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях, изучение причины и последствий возникновения и распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Задачи:
формирование навыков принятия решения, умения сказать “нет”;
развить негативное отношение к опасным привычкам;
воспитать устойчивое отношение к первой пробе наркотиков среди подростков.
Оборудование: ватман (ЗОЖ, негативные привычки), ватман, диаграммы с итогами анкет, листовки, плакаты, высказывания великих людей.
Предварительная подготовка:
Анкетирование среди обучающихся 5 – 11-х классов;
Подготовка экспертных групп (диаграммы, подведение итогов анкетирования и социологического исследования "Представление о здоровом образе жизни (ЗОЖ)" и др.);
Напечатание ролевых ситуаций;
Подготовка цветных картинок (вырезок) из журналов и газет с изображениями людей, видов спорта и т.п.
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Заранее было дано домашнее задание, разбиться на две группы и приготовить небольшую презентацию команд: название, девиз.
II. Выполнение заданий.
Ведущий. Вы вступили в эпоху нового тысячелетия, и каким ему быть, зависит только от вас.
Пятнадцать – возраст откровенный,
Пора влюбленности и грез,
Пора волнений и сомнений,
И нежных встреч, и тайных слез.
Такая волнующая жизнь у вас сейчас. Я сказала – жизнь, а что это такое? Послушайте известную притчу. Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты». Вот так грустно сказал человек о жизни.
Попробуем и мы с вами ответить на этот вопрос.
В о п р о с 1. Что такое жизнь? Каждая команда должна ответить на этот вопрос. Напоминаю, думаем и обсуждаем не более трех минут.
В о п р о с 2. Какие пороки и вредные привычки мешают человеку жить долго, счастливо и красиво? (Табак, алкоголь, наркотики.)
В о п р о с 3. Почему они ему мешают? (вызывают привыкание, создают проблемы).
Демонстрация на примерах о зависимости от вредных привычек. Одного из участников обернуть в два рулона туалетной бумаги. Человек опирается на стол. Если убрать стол – человек упадет. Все это зависимость.
Задание 1. Каждая группа в зависимости от распределения находит свои «причины» злоупотребления табаком, алкоголем, наркотиками. Время работы групп – 5 минут.
Причины употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения:
– любопытство;
– подражание;
– потребность в самоутверждении;
– желание следовать правилам компании;
– желание испытать необычные ощущения;
– для завоевания популярности;
– безделье, скука;
– для облегчения контактов;
– страх перед жизненными трудностями, конфликтами.
Классная доска делится на три части, и представители каждой группы записывают свое решение.
Задание 2. Разнести по трем колонкам таблицы проблемы, возникшие у человека со злоупотреблением табаком, алкоголем, наркотиками.
ПРОБЛЕМЫ
медицинские
социальные
правовые
Время работы групп – 7–10 минут.
Каждой группе раздается лист с таблицей, которую участники заполняют по мере обсуждения. Затем представитель каждой группы защищает свое мнение по выбранному типу зависимости. Остальные участники могут дополнять или выразить свое несогласие. Заполненные и обсужденные таблицы вывешиваются на доске.
(Вывешивается на доске плакат)
Проблемы, которые возникают при злоупотреблении
алкоголем, наркотиками, табакокурением
Медицинские
Социальные
Правовые
Психические расстройства
Прогулы в школе
Хулиганство
Слабоумие
Уход из школы
Воровство
Поражение всех систем и органов
Суицид
Грабеж
ВИЧ / СПИД
Проблемы в семье
Убийство
Резкое уменьшение продолжительности жизни
Проституция
Нанесение телесных повреждений
Проблемы со здоровьем будущих детей
Изготовление, хранение и продажа алкоголя (наркотиков)
Склонение к употреблению алкоголя (наркотиков)
Задание 3 – ролевая игра. Каждая группа анализирует ситуацию по выбранному типу зависимости, определяет пути разрешения этой ситуации. Время работы группы – 5–7 минут.
III. Анализ ситуаций. СИТУАЦИЯ – ПРОБА “Вам предлагают наркотики”
Ситуация 1.
В дверь позвонили, Инга открыла дверь – на пороге стояла Даша, ее давняя подруга. Девушки стали оживленно обсуждать новости:
– Слушай, Инга, давай покурим.
– Давай, – согласилась Инга, – сейчас только сигареты принесу.
– Не надо, у меня есть. Ты такие еще не пробовала.
– Нет, – растерялась Инга.
– Слушай, такой кайф и неопасно совсем! На, попробуй! – и Даша протянула Инге сигарету.
Ситуация 2.
После школьных соревнований ребята пошли на дискотеку. Потанцевали, выпили немного пива. Один из ребят предложил попробовать таблетки LSD. Одни приняли это предложение, другие отказались. «Вы нам больше не друзья. Трусы вы. Попробуйте нас заложить», – услышали они вслед.
По истечении времени ситуации проигрываются и принимают решение (выход из этой ситуации) «Как бы они поступили, на месте тех, кому предлагали сигареты, психотропные таблетки». Обсуждаются участниками, вносятся поправки и дополнения.
Учитель. Отказ может звучать по-разному и не всегда убедительно. Вот восемь способов сказать «нет». (Демонстрация плаката «Восемь способов сказать «нет»»)
1. – Ты хочешь выпить?
– Нет, спасибо.
2. Объясни причину отказа.
– Нет, спасибо. Я не пью вина потому что...
3. Повтори несколько раз свой отказ.
– Нет.
– Нет.
– Нет.
4. Уходи.
– Нет, я ухожу.
5. Смени тему разговора.
– Нет, пойдем лучше ко мне, посмотрим новый видеофильм.
6. Избегай критических ситуаций.
– Нет, я туда не пойду.
7. Не поддавайся.
– Я не трус, просто мне не нравится.
8. Сила в друзьях.
– Дружи с теми, кто тебя понимает и кто поможет тебе в трудный момент.
IV. Творческая работа. Рефлексия.
– Итогом сегодняшнего разговора является выпуск коллажа из цветных картинок журналов и газет под названием “Скажем ДА своей жизни!” и составим 10 заповедей здоровья или рецепт долголетия, а затем защита своего проекта по группам.
Ведущий: «Каждый человек – кузнец своего счастья». Он может и должен САМ сделать свой выбор. Живите и будьте здоровы!
Приложение 1.
Анкета
1. Почему подростки употребляют алкоголь?
для повышения настроения;
для того чтобы вести себя раскрепощено;
«за компанию»;
для согревания организма;
для предупреждения и лечения болезней;
для повышения аппетита;
как энергетически ценный продукт;
для того чтобы заглушить голос совести.
2. Что вы знаете об алкогольных напитках?
а) пробовал один раз;
б) употреблял легкие спиртные напитки (пиво, джин-тоник) неоднократно;
в) пью пиво систематически.
Приложение 2.
Социологический опрос учащихся 5-11 классов
Причины употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения:
– любопытство;
– подражание;
– потребность в самоутверждении;
– желание следовать правилам компании;
– желание испытать необычные ощущения;
– для завоевания популярности;
– безделье, скука;
– для облегчения контактов;
– страх перед жизненными трудностями, конфликтами.
Приложение 3.
«Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти всегда ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна. Под влиянием хмельного мы теряем истинные представления о ценности вещей.
Помните, что здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках».
Джека Лондон
***
Уверенность – вот фактор, который гарантирует эффективный путь сопротивления давлению к употреблению наркотиков, алкоголя, табака.
***
Спросят, как перейти жизнь, отвечайте: как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно.
Н. Рерих
***
«Жизнь даётся на короткий срок, и она сама по себе величайшее счастье». С. Н. Сергеев-Ценский
Двадцать первый век – проблемный век!
Об этом помни, человек!
Токсикоманы, наркоманы
Переступили жизни край,
Хотелось им всех благ честивых,
Но их душа не божий рай.
Людьми вновь стать
Предельно трудно.
Дурман приходит лишь на миг,
И вот тогда услышать можно
Их сердца стук, сознанья крик.
Предать, убить, унизить могут,
Велик звериный их удел.
Кто виноват? Кто прав? Не знают!
Их жизнь – тупик!
Их жизнь – предел!
Не допустить такое можно,
Так нужно, важно и возможно!
Об этом помни, человек.
Двадцать первый век, проблемный век!
Елена Быкова
15