библиотечно-библиографического урока О бережном отношении к книге (1 класс)


Урок о бережном отношении к книге
Библиотекарь рассказывает детям сказку.—    Это было давно. В те годы в библиотеке работала Наталья Сергеевна. Однажды она задержалась на работе очень поздно. В школе стояла тишина, так как и дети, и учителя разошлись по домам. И вдруг Наталье Сергеевне показалось, что скрипнула дверь. Подняв голову, она никого не увидела и продолжила свою работу. Но тут ей послышалось, что кто-то тихонько плачет. Наталья Сергеевна вышла из библиотеки, но за дверью никого не было. Вернувшись в библиотеку, она вдруг заметила в уголке у двери... книгу!Наталья Сергеевна тут же её подняла. У книжечки был плачевный вид: уголки загнуты, кое-где виднелись пометки, а некоторые листы даже разорваны!— Бедная ты, бедная, — сказала Наталья Сергеевна. — Кто же тебя так изуродовал?Ничего не ответила книжечка. А Наталья Сергеевна продолжила:—    Ну, ничего, не печалься. Наши книжные айболиты тебя вылечат.И она отнесла книжечку в шкаф, а сама, закончив дела, ушла домой. Книжечка слышала, как щёлкнул ключ в замке. Стало совсем тихо. Но через некоторое время ей послышалось, как рядом кто-то тяжко вздыхает. Она не знала, что попала не в обычный книжный шкаф, а в книжкину больницу. Она не знала, что с нею будет и, как невидимые соседки, вздыхала.Но вот она заметила в щёлочку, что на улице посветлело: это наступило утро. А вскоре послышались голоса. Это дети поднимались по лестнице. Потом прозвонил звонок. Начались уроки, и в школе снова стало тихо. В этой тишине она услышала щелчок дверного замка: в библиотеку пришла Наталья Сергеевна.Уже на первой перемене книжечка поняла, что в библиотеку пришли читатели. Она слышала их негромкие голоса, но к шкафу, где она лежала, никто, не подходил. Так было и на следующих переменах.—    Забыли обо мне, — горестно подумала книжечка. — Но тут совсем близко раздались шаги и голоса:—    Давай посмотрим, что у нас тут делается.Дверцы шкафа распахнулись, и два мальчика увидели «гостью».—    О, да у нас здесь новенькая. — Один из них взял книжечку и, совсем как Наталья Сергеевна, сказал:—    Бедная ты, бедная! Кто же тебя так изуродовал?А другой добавил:—    Да не грусти, мы тебя вылечим.Мальчики расправили загнутые уголки, положили книжечку под небольшой пресс и ушли. А на следующий день снова пришли.—    Хорошо, — сказал один, — уголочки распрямились.А другой добавил:—    А теперь сотрём карандашные пометки.Стёрли и ушли. А книжечка осталась в книжкиной больнице. Но теперь уже не волновалась, она поняла, что книжные айболиты ей обязательно помогут. И они не подвели. В третий приход мальчики проклеили разорванные страницы. А когда привели книжечку в порядок, поставили её на полочку рядом с другими книгами. Наша гостья снова заволновалась:—    Меня же здесь никто не заметит! А я так люблю, когда меня читают, люблю ходить в гости к детям, наблюдать за всеми, набираться знаний, а потом об увиденном и услышанном рассказывать читателям...Но напрасны были волнения. Уже в этот день её заметил один мальчик и, рассмотрев, выбрал для чтения. Дома мальчик вынул книжечку и положил на свой стол, а сверху учебники и тетрадки. Опять книжечка встревожилась:—    Столько сверху тетрадей и учебников! Когда же меня будут читать?Но и на этот раз её волнения были напрасны: когда мальчик сделал все уроки, он стал её читать. Было видно, что книжечка ему нравится. Так было каждый день. Когда книжечка была прочитана, мальчик вернул её в библиотеку. И тут же прямо со стола библиотекаря её выбрала девочка. Девочке книжечка тоже понравилась. Новая читательница сделала для неё красивую закладку, да так и сдала в библиотеку.У многих читателей побывала книжечка, и всюду с нею бережно обращались, читали, а когда надо было заняться другими делами, дети убирали её в ящик стола или в шкаф. Особенно ей нравилось стоять за стеклянной дверцей: и малыши не достанут, и щеночек (она видела его в одном доме) не погрызёт, ей же отсюда хорошо было видно, что происходит в доме.Однажды, когда книжечку вернули в библиотеку, никто не заметил её среди других книг. Вечером Наталья Сергеевна хотела поставить её, как и другие книги, на полку, и вдруг услышала:—    Не ставьте меня, пожалуйста, на полку.—    Почему? — удивилась Наталья Сергеевна.—    Я от вас уйду.—    Почему? — ещё больше удивившись, спросила Наталья Сергеевна, — тебя кто-то обидел?—    Нет.—    Так почему же ты хочешь уйти?—    Я хочу пойти к другим детям и рассказать им, как надо обращаться с книгами.—    И что же ты им расскажешь?Книжечка стала говорить. Её речь была неторопливой, и Наталья Сергеевна сумела всё, что она говорила, записать. А потом попросила:—    Подожди немного. Я возьму большой лист и нарисую тебя.Наталья Сергеевна вышла в другую комнату, а когда вернулась, книжечки в библиотеке уже не было. Тогда она по памяти нарисовала её, а затем написала те слова, что произнесла эта удивительная гостья. Вот что у неё получилось.Библиотекарь показывает плакат и обращается к ребятам.—    Давайте прочтём, что здесь написано.Дети читают. Можно предложить сделать книжные закладки и даже устроить конкурс на лучшую закладку. Если до этого никто в школе не делал с детьми книжные закладки, надо сначала провести такое занятие, а потом объявлять конкурс.—    Итак, вы поняли, что книгу надо беречь. Вы готовы бережно с нею обращаться? Тогда давайте дадим клятву. Прошу всех встать. Я буду говорить слова клятвы, а вы — дружно произносить слово «клянёмся!».Ребята с помощью библиотекаря приносят клятву.—    Брать книги только чистыми руками.—    Клянёмся!—    По возможности, пользоваться при чтении закладкой.—    Клянёмся!—    Не перегибать книгу при чтении.—    Клянёмся!—    Вовремя возвращать книгу в библиотеку.—    Клянёмся!Текст плакатаПОЖАЛУЙСТА,Не трогайте меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями.Не пишите, не рисуйте на моих страницах.Когда читаете, не ставьте на меня локти.Не кладите меня раскрытой листами] вниз.Если вы начали читать и боитесь потерять место, где остановились, вложите в меня закладку. Кстати, я люблю красивые закладки.Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам стать умными и хорошими людьми.