Технологическая карта по окружающему миру на темуКто такие насекомые?
Технологическая карта урокаКто такие насекомые?
Цели деятельности учителя
Формировать представления об отличительных особенностях строения насекомых
Тип урока
Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Методы и формы обучения
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Образовательные ресурсы
Презентация на тему «Что такое насекомые?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1097
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1 Организационный момент : Проверка готовности к уроку, создание положительной эмоциональной атмосферы.
Психологическая установка
·
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! Подтянитесь, улыбнитесь И тихонько все садитесь. Будем отвечать , трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики.
Учащиеся приветствуют учителя и друг друга.
На закрытой доске фотографии цветущего луга, насекомых.
2 Актуализация знаний учащихся: Выявить знания детей по изученной ранее теме, контроль за уровнем усвоения пройденного материала, исправление и пояснение ошибок
-Как всегда спешит с вами встретиться Муравьишка вопросик .Он приготовил для вас задания и сложил их в конверт. Это не просто заданияэто
Игра «Закончи предложения»
1.Все деревья можно разделить на ....группы.
2. Лиственными называются .
3. Хвоинки –это
4. Как различить ель и сосну?
Игра «Узнай хвойное дерево»
Работа в паре. Учащиеся совещаются с соседом по парте и приходят к общему ответу. Отвечает одна группа, остальные соглашаются или нет с помощью сигнальных карточек: красного и зеленого цвета
На 2 группы: лиственные и хвойные
Деревья, у которых листья имеют вид пластинок
Листья хвойных деревьев, имеющие вид иголок.
По форме расположения веток на стволе, по расположению хвоинок на ветке, по строению шишек
На слайде изображение Муравьишки-вопросика и конверта.
Коррекция в случае затруднения - обращение к учебнику с. 30-31
Слайд № 1
Слайд № 2
3 Целеполагание: мобилизация, настрой на работу, выявление знаний детей о том, кого они считают животными, постановка учебной задачи, выдвижение предположений и их проверках, выявление первоначальных знаний детей по теме "Насекомые"; подготовка к восприятию новой темы.
Дидактическая игра «Разыгрывание игровой ситуации»» постановка игровой задачи.
А сейчас я предлагаю вам путешествие.
Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке, именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Кто же они? Догадайтесь! В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики. Откройте глаза .
· Посмотрите вокруг. К нам в класс вернулось лето. Вот веселое солнышко. А здесь расцвели цветы. Где мы?
· Муравьишка Вопросик нам приготовил подсказку. Л ? Г
· Как мы будем вести себя на лугу?
· Ой, а кто спрятался в траве? Кто здесь летает?
· Назовите одним словом товарищей Муравьишки?
· Как вы думаете, почему этих животных называют насекомыми?
Целеполагание
· Определите о ком сегодня будем говорить на уроке ?
· Что бы вы хотели узнать о насекомых? Какую цель деятельности поставим?
- Проверь, правильно ли определил тему учебные задачи урока. Проверив себя по учебнику с.32
Ученики представляют под музыку
Предположения учащихся
На поляне, в лесу, на лугу и т.д.
Учащиеся разгадывают ребус
-Не рвать цветы, не ловить бабочек, кузнечиков, не нарушать тишину
Дети называют насекомых, которых видят на слайде: , кузнечик, жук, пчела, бабочка, шмель.
Насекомые
Разные варианты ответов
Предположения детей
Узнаем, каких животных называют насекомыми, научимся находить насекомых среди других животных.
Учащиеся открывают с.32 и читают название темы и учебные задачи урока.
Слайд № 3
Звучит запись
«Звуки луга»
Луг и его звуки.
Ребус Л ? Г
Слайд № 4
стрекоза, кузнечик, жук, пчела, бабочка, шмель
На слайде появляется табличка «Насекомые»
4 Работа по теме. Этап открытия новых знаний: Самостоятельно добывать информацию из учебника, выявлять особенности насекомых.
-Постановка проблемы и поиск ее решения. Наш герой Муравьишка почему то немного загрустил. Послушайте о чем же он думает:
« Однажды мне сказали, что я насекомое. Кто такие насекомые? И правда ли что я насекомое?»-.Ребята, а как вы думаете кто Муравьишка ?Насекомое или нет?
Постараемся помочь нашему герою разобраться в этом вопросе?
- В своих путешествиях наш герой часто встречал удивительных животных которые стали ему друзьями. Муравьишка их фотографировал и нам передал эти фотографии
-Посмотрите, какие они разные, красивые, неповторимые! А вы их узнали ?
Как думаете, кто из них является насекомым?
Отгадайте загадку:
· Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
· Бабочки, пожалуй, самые нежные и красивые насекомые. Какое разнообразие бабочек летом! Мини-сообщения по теме: Ева, Полина и Аня расскажут нам о бабочках.
Вашему вниманию предлагается Видеофрагмент макросъемка « Мир насекомых » Появление бабочки.
.
предположения детей
Учащиеся определяют названия. Рассказывают, что о них знают.
Предположения учащихся
Бабочка.
Подготовленные учащиеся рассказывают о бабочках.
1. Королевой красоты среди насекомых можно назвать бабочку. Бабочки, словно ожившие цветы, порхают летом на лугу. Питаются бабочки нектаром. Однако есть такие, которые совсем не едят.
2. За короткую жизнь бабочка переживает чудесные превращения. Сначала из яичка появляется гусеница. Гусеница питается листьями растений, быстро растет.
3. Потом гусеница превращается в неподвижную куколку. А уже из куколки вылезет взрослая бабочка, расправит крылья и полетит.
Учащиеся смотрят видеофрагмент.
Слайд №5
Фотографии гусеницы, рака, паука ,богомола.
Слайд №6-9
·
Видеофрагмент макросъемки
«Мир насекомых »
Появление бабочки.
5. Физкультминутка: Реализация двигательной активности, снятие мышечного напряжения.
· Бабочка и станет героем нашей физкультминутки. Выполняем физкультминутку:
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает:
Раз, два, три, четыре, пять,
Ох, считать, не сосчитать!
За день, за два и за месяц
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла.
· Давайте рассмотрим бабочку подробнее на с. 32 учебника. Метод- наблюдение. Беседа.
Работа по учебнику.
А теперь посмотрите внимательно на экран.
Какие части тела вы можете выделить у бабочки?
Обобщая ответы детей, называет части тела.
-Покажите все части тела:
· Голова с усиками и хоботком, с помощью которого бабочка пьет нектар;
грудь с крылышками и ножками; брюшко.
· Сколько крыльев мы видим на рисунке?
· А сколько всего крыльев у бабочки?
· Значит, художник ошибся?
· Посчитайте ножки бабочки.
· Посмотрите, а кто это летает рядом с нашей красавицей бабочкой?
· Что общего у стрекозы, божьей коровки и бабочки?
· А чем они отличаются?
· Сосчитайте ножки у божьей коровки и у стрекозы. Что вы заметили?
· Сосчитайте ножки пчелы, кузнечика, жука.
· Какой вывод мы можем сделать?
· Наш Муравьишка- Вопросик тоже хочет посчитать свои ножки. Помогите ему.
· Сколько ножек у Муравьишки? Что вы можете сказать о муравьишке?
Посмотрите в учебнике,( сколько туфелек принёс Муравьишка Бабочке? Почему?
7 Закрепление изученного
Этап первичной проверки понимания изученного:
Умение находить насекомых из множества животных и доказать это.
(машем руками)
(считаем пальчиком)
(хлопаем в ладоши)
(прыжки на месте)
(шагаем на месте)
(хлопки в ладоши)
(машем руками)
(считаем пальчики).
Учащиеся рассматривают иллюстрацию в учебнике
Ответы детей: Голову, грудь , брюшко, ноги , крылья
Один ученик указкой показывает их на слайде, остальные учащиеся карандашом в учебнике на стр. 32.
Два
Четыре
Нет, бабочка сложила крылья. Дети считают ножки. У бабочки 6 ног.
Стрекоза и божья коровка
У них есть голова, грудь, брюшко, крылья, ножки. Они летают
Разная окраска, разная форма тела и крыльев.
У стрекозы и божьей коровки тоже шесть ног.
Учащиеся считают ножки у насекомых на рисунках на доске.
У насекомых можно выделить три части тела
· голова, грудь, брюшко, а главное У насекомых шесть ног.
Повесить цифру 6 рядом с насекомыми.)
Ученица считает ножки муравья
У Муравьишки шесть ног, значит, Муравьишка
· насекомое.
Бабочка – насекомое. У неё шесть ног.
Слайд №10
Слайд №11
Рассмотрите еще раз фотографии Муравьишки и докажите, кто из них является насекомым а кто нет рак ,богомол или гусеница?
Дидактическая игра «Найди лишнее» - У вас на столах лежат иллюстрации. Рассмотри их и назови лишнее. Кто не является насекомым? Почему?
Работа в паре: -Обсудите .
- Сигналом покажи готовность – соединив руки вместе.
«Угадай насекомое» (по фотографии и звукам,»
Работа по учебнику. (наблюдение)
-Ребята, рассмотрите иллюстрации на странице 33.
- Назови насекомых, которые тебе известны. Неизвестных вам постарайтесь найти в Атласе-определителе.
- Проверь себя на с. 91 учебника.
Беседа - А чем питаются насекомые?
- Как вы думаете почему такая разнообразная пища у насекомых?
- Моделирование: У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение к имеют эти предметы к питанию насекомых?
- Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки.
- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь
- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка
Игра «Найди насекомое».
· Какого цвета кузнечик?
· Подумайте, а почему кузнечик зеленый?
· А вот насекомые шмель, оса, пчела имеют ярко-желтую окраску с черными полосками. Как вы думаете, почему?
Работа в тетради
-Какие насекомые нарисованы в рабочей тетради на с.22 ?
Вспомни как они выглядят? Докрась рисунок? Какой цвет выберешь?
Дополнительные материал: -По количеству видов насекомые – самая богатая группа животных в мире. Они составляют 70 – 75 % всех видов животных, населяющих Землю. Размеры насекомых различны. Как правило, наиболее крупные насекомые родом из жарких стран. Самый крупный в мире жук обитает в Южной Америке. Это жук-геркулес. Его длина 16 см. Самый крупный жук в нашей стране – уссурийский дровосек, гигант длиной 11 см. Многие насекомые – силачи. Стрекоза способна поднять вес в 10 раз больше собственного тела, пчела – в 20 раз, а айский жук – в 24 раза больше.
Беседа о пользе насекомых.
· Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было?
· Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются?
· А вот и нет. Комары нужны природе. Комары
· пища для лягушек, жаб.
· Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым?
Дети договариваются и совместно решают. Богомол - насекомое. Паука, рака, гусеницу нельзя отнести к насекомым. У паука только две части тела (а у насекомых три),нет крыльев и усиков, а так же не шесть, а восемь конечностей
(Ответы детей)
Проверка слайд№ 21
Работа в паре
Предположения
(Ответы детей) Зеленого
Прячется в траве его не видно.
Ярко-желтая окраска предупреждает об опасности.
Кузнечик, шмель
Дети договариваются, совместно решают, каким цветом будут красить.
Показ слайдов сопровождает рассказ
Ответы учащихся.
Не губить насекомых, помнить, что они кому то нужны и т.д.
Слайд № 4-7
(В классе на партах, расположены фотографии животных: паука,стрекозы,жука, бабочки,божьей коровки, комара)
Ребята определяют насекомых по их внешнему виду и звукам. Слайд №10-20
Атлас-определитель
«От земли до неба» А.А. Плешакова.
На столе учителя: губка, шприц, кусачки. Слайд № 22-25
Слайд № 28-30
Слайд №31
Итог урока: Подведение итогов, формулирование вывода.
· Вот и подошла к концу наша прогулка в лето на зеленую солнечную поляну.
· С кем мы познакомились на уроке?
· Как их называют одним словом?
· Понравился ли вам урок?
Выполнили мы учебные задачи урока? Проверьте по учебнику?
С жуками, кузнечиком, бабочкой, стрекозой и др.
Насекомыми.
Ответы детей
Соотносят учебные задачи урока по учебнику с результатами работы на уроке.
Этап рефлексии: Вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке
· Понравился ли вам урок?
· За что себя похвалите?
Оцени свою работу с помощью смайлика соответствующего цвета: Желтый – хорошо работал на уроке, понял новый материал
-Зеленый- не достаточно хорошо работал. Нужно еще поработать дома с учебником.
- Красный- ай ай ай придется все изучать сначала!
Рекомендации для занятий дома: Сочинить и рассказать сказочные истории по рисункам с.33 учебника.
Ответы детей
С помощью сигнальных смайлов ребята оценивают свою работу на уроке
13PAGE \* MERGEFORMAT14615
15