Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.


Класс _______________
Предмет_____________
Дата:
Тема: Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.
Цель: повторить синтаксис, виды словосочетаний.
Задачи:
1.Повторить синтаксис, что такое словосочетание его основные виды.2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Методы работы: устная, письменная
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
Проверочный тест
1. Укажите именные словосочетания:
А) устный счет;Б) участие в соревновании;В) участвовать в игре;Г) чествовать победителя;Д) шел по дороге.
2. Укажите глагольные словосочетания:
А) гигантский завод;Б) сверкнуть на солнце;В) доблестный воин;Г) неприятный запах;Д) работать на поле.
3. Найдите глагольные словосочетания:
А) ужасный ветер;Б) расстилаться по равнине;В) искусный мастер;Г) вершина ели;Д) собирать крыжовник.
Ответ: 1 – а, б; 2 – б, д; 3 – б, д.
- Словосочетание – это …(единица синтаксиса);
- Словосочетание состоит … ( из двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически);
- Словосочетание служит …(для более точного и конкретного называния предметов, действий и признаков);
- Смысловая  связь устанавливается … (по вопросам);
- Не являются словосочетаниями… (подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, сочетание предлога и самостоятельной части речи);
- Грамматическая связь слов в словосочетании выражается … (с помощью  окончаний и предлогов);
- По характеру главного слова словосочетания делятся на … (глагольные, именные, наречные);
_ Какие грамматические значения могут выражаться в словосочетании? (предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано, действие и его признак, признак и его степень);
- Согласование – это такая связь, …(при которой главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже);
- Управление – это такая связь, … (при котором главное слово требует от зависимого определенного падежа);
- Примыкание – это такая связь,… (при которой главное и зависимое слово связываются только по смыслу).
Определите тип связи:
артиллерист (опытный) – согласование
           коммуникативный (в общении) – управление
           интеллигентный (довольно) – примыкание
           аккордеон (слышен) – управление
           олицетворять (собой) – управление
Изучение нового материала.
В зависимости от того, какое слово является главным, все словосочетания делятся на глагольные (главное слово – глагол), субстантивные (главное слово – имя существительное), адъективные (главное слово – имяприлагательное), наречные (главное слово – наречие)Учитель. Как изменится схема «Виды словосочетаний по главному слову» с учетом новой информации.
Учащиеся отмечают, что вместо именных словосочетаний в схеме появятся субстантивные и адъективные словосочетания по главному слову.

Учитель. Ребята, вы сейчас самостоятельно можете сформулировать тему нашего урока?
Виды словосочетаний по главному слову.
Учитель. Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке?
Подробно разобраться с каждым видом СС по главному слову.
Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки (именные, глагольные, наречные).
Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар, довольно крепкий, очень быстро, интересный малышам, весело прыгая, весело прыгающий.
Замените словосочетание «существительное + существительное» синонимичным словосочетанием «прилагательное + существительное» и наоборот.
Образец. Дом из дерева — деревянный дом.
Ограда из камня, занятия музыкой, человек дела, боль в голове, неопределённость в ответе, сад при школе; каменный забор, шёлковое платье, железная крышка, садовые цветы, кожаная обувь.*** Творческая работа.
Запишите предложения, вставляя недостающие слова.
В синтаксисе изучаются словосочетания и … Правильно употреблять знаки препинания учит … Мы начали изучать … и …
Диктант с грамматическим заданием.
Запишите текст, устанавливая нужные связи слов.
Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.Подведение итогов.
Для чего нам нужны словосочетания?
Какие виды словосочетаний вы знаете? Охарактеризуйте их.
Какие типы вам известны? Охарактеризуйте их.
Подведение итогов.
Домашняя работа____________________
***
***
2 упр.***