Конспект урока по русскому языку на тему: Деепричастие как особая форма глагола (7 класс)


Тема: Деепричастие как особая форма глагола.
Цель урока: получить представление о деепричастии как особой форме глагола.
Задачи:
1.Познакомиться с основными грамматическими признаками деепричастия.
2.Уметь отличать деепричастие от глагола и от других частей речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: тренинг «Клубок пожеланий», «Корзина вопросов»
Оборудование: интерактивная доска, тестовые задания, оценочные листы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- приветствие
- деление на 4 группы (молекулы)
2.Повторение пройденного.(какую тему мы изучали на прошлых уроках?)
Прием «Корзина вопросов».
- Ребята, у вас у каждого есть стикеры. Подумайте, какие вопросы вы можете задать своим одноклассникам по причастию, напишите их на стикерах, затем положите их в эту корзину (работа в группах: перемешав вопросы, предлагаю выбрать каждому вопрос, на который должны ответить группе).
(Заполняют «Бланк самооценивания»).
3. Изучение нового материала.
- Знакомо ли вам это слово?
- Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать нового на уроке? Чему мы должны научиться на уроке?
(уч-ся формулируют цели и задачи урока).

Мы будем изучать деепричастие по нашему привычному плану. Какому?
План изучения деепричастия (на доске).
1.Общее значение.
2.Морфологические признаки.
3.Синтаксическая роль в предложении.
Критерии успешности:
А – Я знаю , что такое деепричастие
В – Я могу перечислить признаки глагола и наречия у деепричастия
В- Я могу образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида от глагола.
С – Я умею оценить работу другого и себя.
4.Работа в группах (время – 10 минут)..Группа № 1. История появления деепричастия (работа по доп.источникам). Представить в виде постера.
Группа № 2. (сильные) Используя текст «Монолог деепричастия» заполнить таблицу: «Признаки глагола и наречия у деепричастия»
Группа № 3. Образование деепричастия. Представить в виде схемы. Привести примеры.
Группа № 4. Составить вопросы по теме «Деепричастие» (6 вопросов: для каждой группы по 2 вопроса).
Защита проектов.
5.Закрепление.
1.Выполните следующее задание (на интерактивной доске):
Выпишите в тетрадь только деепричастия:
Особенный
Приказал
Разъезд
Нарисовал
Узнав
Дополнение
Исчезая
Отмерь
Рассмеявшись
Трепещущий
Жажда
Припеваючи
Проверка:
Узнав;
Исчезая;
Рассмеявшись;
Припеваючи.
2. От данных глаголов образуйте деепричастия.
•Оглядываться (деепричастие несов. в.)
•Сверкать (деепричастие несов. в.)
•Оторваться (деепричастие сов. в.)
•Купить (деепричастие сов. в.)
•Играть (деепричастие несов. в.)
•Увидеть (деепричастие сов. в.)
Физминутка.

Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
Деепричастия считали.
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
3. Записать предложения, заменяя один из глаголов деепричастием.
4.“Аукцион фразеологических оборотов”. Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий: Установите соответствие.
Работать хорошо - Засучив рукава.
Работать плохо - Спустя рукава
Бежать быстро, (мчаться) - Сломя голову
Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого - Не солоно хлебавшиБез особого на то желания - Скрепя сердце.
ТиО ( рассказ о фраз.ниже)
- Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами)
- Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их составе есть деепричастие).
-Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? (Наречия)
- Что объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания, синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).
Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Работать спустя рукава – это значит работать плохо. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется. Когда деепричастие переходит в разряд наречий (а это обычно бывает в конце предложений), то оно и ведет себя в предложении как наречие, т.е. не обособляется.)Контроль знаний.
- проведу блиц-опрос, который поможет закрепить наши знания о морфологических признаках деепричастия.
(взаимопроверка групп)
Закончите фразы:
• Деепричастие отвечает на вопросы….
• Деепричастия совмещают признаки двух частей речи….
• Признаки глагола у деепричастия……..
• Признаки наречия у деепричастия….
• В предложении деепричастия бывают ……
• Деепричастие обозначает………
• Из морфем у деепричастия отсутствует….
Критерии оценивания:
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3»- 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
Примечание: если ответ неполный – 0,5 баллов.
ІV. Рефлексия.
-Выполняя последнее задание, мы с вами ответим на главный вопрос урока, какие же тайны языка открылись сегодня перед нами?
Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог
10.урок дал мне для жизни!

V. Комментирование оценок.
Спасибо всем. Мы с вами неплохо поработали.
Оценки за урок:
«5» Замечательными у нас сегодня были…..
«4» Стажёрами назовём…….
«3» А…..ещё предстоит в дальнейшем совершенствовать своё
мастерство.

VІ. Домашнее задание