Памятка классному руководителю в работе с семьями типа диктатура, опека, конфронтация и невмешательство

«Памятка классному руководителю
в работе с семьями типа: диктатура, опека, конфронтация и невмешательство»

Диктатура

С такими родителями необходимо терпеливо беседовать, разъяснять им ошибочность их позиций, убеждать, внушать, не вступая в острый конфликт даже в угрожающих ситуациях. Терпеливо, корректно, настойчиво можно наладить с этой семьёй сотрудничество через следующие шаги:
- В целях установления контакта признать их высокую требовательность.
Заострить внимание на предъявлении такой формы требовательности по ключевым вопросам: посещение школы, обязательное выполнение домашних заданий, личное время, возвращение домой с прогулки и т.п.
- Оговорить с родителями вопросы обязательного пребывания ребёнка в школе после уроков.
- Поощрять в классном коллективе даже самое малое проявление инициативы.
- Поручить ребёнку ответственное дело, требующее самостоятельного решения.
- В первое время преподносить это родителям как высшее проявление исключительности, дисциплинированности их ребёнка.
- На родительских собраниях как можно чаще отмечать родителей этой семьи за воспитание у ребёнка активности, инициативности, самостоятельности в сочетании со строгим контролем.
- В случаях проступка у ребёнка из такой семьи, не спешить сообщать родителям. Постараться решить конфликт в классном коллективе. Пусть родителей информирует он сам. Если он не сделает этого из-за страха и конфликт положительно разрешиться без участия родителей, можно их в известность не ставить.
- В случаях серьёзного проступка, наоборот, лучше, если вы сначала поговорите с родителями, а затем они будут разговаривать с сыном или дочерью.
Нужно убеждать родителей сменить стиль отношения с ребёнком, предостеречь, чем это может кончиться, если ничего не изменить. Делать это нужно весьма корректно. В любом случае путь к сотрудничеству найти необходимо.

Невмешательство

В таких семьях, как правило, родители ведут активный образ жизни, имеют высокое чувство долга перед обществом, работу ставят на первое место. Из трёх «китов» влияния воспитания на ребёнка: общение, совместная деятельность и быт (личный пример), именно последний считают единственным методом воспитания.

Дети в таких семьях рано предоставлены сами себе, они самостоятельны, общительны, инициативны, но, не имея достаточного социального и психологического опыта, а так же контроля со стороны взрослых неправильно решают возникшие перед ними проблемы и попадают в затруднительную ситуацию. Обратиться за помощью к родителям им не позволяет либо занятость последних, либо гордость.

1. Путём наблюдения, встреч, изучить образ семьи, иметь чёткое представление о характере воспитательного влияния на детей каждого члена семьи. Определить наибольший авторитет и работать через него.

2. Иметь чёткое представление о дружеских контактах ребёнка в школе и вне её, характере взаимных интересов и влечений.

3. Показать родителям опасность ранней самостоятельности ребёнка, проанализировать один день или неделю общения ребёнка, контакты не известные родителям.

4. Найти пути контроля вместе с родителями. Помочь назначить ответственных, составить распорядок дня, анализировать его не реже раза в неделю.

5. 5. Обратить внимание родителей на ответственность за судьбу ребёнка, его недостаточно теплоё отношение с людьми, неумение сочувствовать, сопереживать из-за недостаточности тёплых отношений в семье, в виду вечной занятости родителей.

6. предложить родителям каждый день разговаривать с ребёнком о его друзьях, о его успехах в учёбе, радостях и неудачах, не допуская запущенности проблем в его жизни, искать пути выхода вместе с ним.

Конфронтация

Тип семьи, где господствует беспризорность. В семье такого типа родители, как родители, употребляют алкоголь, устраивают дебоши, нигде не работают. Ребёнок предоставлен сам себе. У семьи со школой нет никакого контакта. Это самый распространенный тип семьи, где растёт педагогически и социально запущенный ребёнок. Сотрудничества здесь не получается. Необходимо бороться за ребёнка.
Изучить образ жизни семьи, иметь неопровержимые факты отсутствия воспитания детей в семье.
Попытаться встретиться с родителями, обсудить создавшееся положение, предъявить требования.
Сделать попытку прямо на дому провести заседание классного родительского комитета с вынесенным решением о безнадзорности детей, не выполнении своих основных функций: контроля, содержания детей, ответственности за их судьбу.
Поставить вопрос о приятии к родителям административных мер.
Положительно влиять на личность ребёнка. Не выставляя родителей перед ним в неблагоприятном свете.
Оказать ребёнку все возможные виды помощи: создать атмосферу доверительного отношения со стороны класса, помочь в учёбе, направить на положительную перспективу, дать возможность реализовать себя в том виде деятельности, который ему импонирует. Помнить, что никто не заменит ребёнку семьи. Он будет тянуться к родителям.


Опека

С такой семьёй нельзя обращаться категорично – это только увеличит разрыв между ними и школой. Необходимо найти вопросы, по которым можно наладить отношения. Прежде всего, со своей стороны встать в позицию «ему так будет лучше, он сам этого хочет, но не всегда осознаёт». Чаще говорить таким родителям, что у них действительно способный ребёнок, он требует к себе индивидуального подхода.
Для установления контактных отношений признать некую «особенность» ребёнка.
Согласиться, что к нему требуется особый мягкий подход, вместе искать пути, чтобы «облегчить» положение ребёнка в коллективе детей.
Заверить родителей, что окажете ребёнку необходимую помощь.
Одновременно выдвинуть встречные требования, на первый раз не ущемляющие родительскую гордость и права. Например, не говорить дома плохо о школе в любой конфликтной ситуации. В ответ, заверив, что тоже самое по отношению к семье будет соблюдаться в школе.
По любому конфликту, возникшему в школе, как можно быстрее ставить в известность родителей, формируя их позиции до того, как её сформирует дома их ребёнок.
Предложить родителям побывать а классном походе, на экскурсии, где они увидят своего ребёнка в свободное общение с ребятами, могут стать свидетелями положения его в коллективе.
Не осуждать публично на собраниях этих родителей. Если не возникает угрожающей ситуации в поведении их ребёнка, нужно работать индивидуально.





15