Разработка занятия по обществознанию на тему Политическая жизнь общества (10 класс)


Дисциплина, специальность: обществознание.
Тема: Политическая жизнь общества.
Мотивация изучения темы:
Политика – часть нашей жизни. Мы встречаемся с политическими процессами постоянно. Фактически мы сами создаем их, порой, не подозревая об этом.
Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. 
Категории «политика» и «власть» относятся к исходным, базовым категориям политической науки. Нет политики без власти, равно как нет и власти без политики.
В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства.
Таким образом, политика – значительная часть нашей жизни. Следует изучать данную тему, чтобы разбираться в понятиях и быть активным участником общественных отношений.
Цели занятия:
Учебные:
а) познакомиться с понятиями «политический режим», «демократия» и т.д.; дать представление о различных процессах , идущих в обществе;
б)повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;
в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;
г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.
Воспитательные:
- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.
Развивающие:
- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.
Оснащение (средства обучения):
компьютер с проектором для демонстрации презентации;
раздаточный материал ;учебник;
тетради.
Основные этапы занятия :1) организационный момент;
2) актуализация знаний через постановку темы и цели урока обучающимися;
3) повторение изученного материала;
4)изучение нового материла;
5) закрепление изученного материала ;6) инструктаж д/з;
7) итог урока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.
Проверка домашнего задания.
«Портрет государства» будет незавершённым, если не охарактеризовать политический режим, т.е. методы и способы, при помощи которых государство осуществляет власть, или взаимодействие государства и населения.
Леонид Филатов.
(По мотивам русского фольклора).
«Сказ про Федота - стрельца».
Потешник:
Верьте аль не верьте, а жил на белом светеФедот-стрелец, удалой молодец.Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,А злобности в ем - агромадный объем.Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.На Федьке от страха намокла рубахаВ висках застучало, в пузе заурчало,Тут, как говорится, и сказке начало.
Царь:
К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.Государственное дело, ты улавливаешь нить?..
Федот:
Нешто я да не пойму при моем-то при уму?Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.Получается, на мне вся политика в стране:Не добуду куропатку - беспременно быть войне.Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,Головы не пожалею, обеспечу разносол!..
Потешник:
Слово царя тверже сухаря.Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,А куды деваться - надо, Федя!
О чем идет речь в данном отрывке? (царь отправляет Федота-стрельца добыть съестного).
Как он это делает? (отдает приказ).
Может ли Федот ослушаться? Почему?
А можно ли было по-другому попросить Федота?
Как бы в этом случае ощущал бы себя стрелец?
Политическая жизнь общества - это все взаимодействия людей по поводу участия в политической жизни.
Политический режим - система методов осуществления государственной власти, тип взаимодействия государства и личности.
Политические режимы:
Демократические (свобода, наличие прав у народа);
Недемократические (ограничение прав и свобод народа).

Жесткая цензура
Диктатура одной партии
Господство закона во всех сферах
Аппарат подавления
Взаимная ответственность государства и личности
Монополия государственной собственности.
Учащиеся объединены на группы.
Каждая группа получает задание: подготовить сценку заседания парламента в государстве с определенным типом политического режима.
Они должны подготовить сценку так, чтобы можно было охарактеризовать формы политических режимов по следующим критериям: взаимоотношение народа и власти, политические отношения, роль лидера в государстве, партийная система, действия оппозиции, идеология, роль силовых структур.
Остальные группы угадывают тип режима.
Подведение итогов. Формулирование выводов.
Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):
Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое
Да, но я уже всё знал раньше
Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
Домашнее задание: Домашнее задание: § 19, тетрадь
+ подготовить презентацию о традициях своего народа (национальный костюм, еда, песни, танцы, флаг, герб, гимн и т.д.)Список литературы:
Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1986.
Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2010г.
Кравченко. Обществознание. 10 кл., М., 2011г.
Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных уч.заведений. М. 2001.