Конспект урока обществознания в 8 классе по теме: Социальная структура общества (для обучающихся с ОВЗ)
Тема урока: Социальная структура общества. Социальные группы, их классификация.
Цель урока: дать обучающимся представление о социальной структуре общества, о понятии «социальная группа», рассмотреть основные виды социальных групп.
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся с понятием соц.структура общества, социальная роль и социальный статус
Развивающая: развивать навыки работы с документами, выделение главного, обобщение и систематизации материала;
Воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-лекция с элементами самостоятельной работы
Оборудование: Учебник; раздаточный материал для обучающихся – таблица «Виды социальных групп»; ММ-презентация; фрагмент видеоурока.
Ключевые понятия: структура; соц.структура; социальная группа; социальный статус; социальная роль.
Ход урока
1.Орг.момент
2.Проверка д\з. Беседа по вопросам: 1) Дайте определение труду и работе. 2) Назовите главное отличие производительного труда от непроизводительного. 3) Что такое безработица? Расскажите о причинах безработицы.
3. Изучение нового материала. Рассказ учителя в сочетании с методическим приемом беседа.
На данном уроке мы рассмотрим, что такое «социальная структура общества». Мы выясним, что называют социальной группой, какова классификация социальных групп. Также коснёмся крайне важного вопроса: почему зарождаются социальные конфликты. Этот урок позволит вам сделать первый шаг в направлении ознакомления с социальной структурой общества.
Для начала давайте вспомним, какие отношения мы относим к социальной сфере? Социальная сфера общества охватывает повседневную жизнь граждан, не относящуюся к политике, экономике или духовной деятельности. Какие еще сферы общества мы с вами знаем?
Человеческие общества могут выглядеть по-разному. Есть общества, которые похожи на пирамиду: небольшая группа очень богатых людей, чуть большая группа, представляющая средний класс, и огромная масса людей с очень низким уровнем дохода. Такое общество не будет благополучным. Те неимущие слои населения, которые лишены возможности удовлетворять свои насущные потребности, рано или поздно проявят своё недовольство и заберут те богатства, которые есть у вершины этой пирамиды, у наиболее обеспеченных граждан этого социума. Современные стабильные общества, хорошо развитые в экономическом плане, больше похожи на ромб, то есть всё та же небольшая часть обеспеченных людей, широкая прослойка среднего класса, то есть людей, которые обеспечены достаточно для жизненного благополучия, и небольшая часть людей, находящихся за чертой бедности либо стеснённых материально.
Но не только богатство является показателем структурирования общества, могут быть и другие факторы. Таким фактором, «кодирующим показателем» может быть причастность к власти, возможность участвовать в управлении обществом: это могут быть как отдельные граждане, так и какие-то социальные группы. Либо же это возможность получать образование, ведь не во всех социальных системах граждане имеют равный доступ к среднему и высшему образованию. Если мы говорим о малоразвитых в экономическом смысле странах, то там причастность к образованию означает социальный статус, и получить образование – значит проехаться на так называемом «социальном лифте». Таким образом мы с вами, можем сделать вывод, что Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Назовем основные элементы социальной структуры общества (изобразим в виде схемы):
Одним из компонентов соц.структуры является социальная группа. Под социальной группой понимается совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров. Приведем пример классификации социальных групп по разным основаниям в виде таблицы. (Таблица у каждого обучающегося перед глазами)
Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, определенной соц.группой можно считать всех пользователей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, и т.д.
В любом обществе вне зависимости от его исторических и географических рамок складывается иерархия (определенный порядок) расположения групп людей. Где – то этот порядок определяется рождением, где-то образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного человека в подобной иерархии можно назвать социальным статусом.
Социальный статус –положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определенный набор прав и обязанностей.
Все статусы делятся на 2 большие группы – исходные (прирожденные) и достигаемые.
Задание обучающимся. В виде схемы оформить отличие данных видов соц.статуса.
4. Физкульт.минутка5. Первичное закрепление изученного материала
Найдите в тексте справочника, какие еще виды соц.статусов выделяют ученые-обществоведы? (С.216 Справочник «Интенсивная подготовка к ЕГЭ»)
Ребята сегодня нам предстоит познакомится с еще одним очень важным понятием, таким как «социальная роль». В отечественной науке оно укоренилось не так давно, но в зарубежной, особенно американской социологической мысли подобное понятие было введено более полувека тому назад.
Древние греки говорили, что жизнь – театр, а человек в ней – актер. Давайте посмотрим на себя с точки зрения ролей, которые мы с вами играем каждый день на сцене под названием «повседневная жизнь». Вы просыпаетесь, родители кормят вас завтраком, дают поручения и советы. Здесь вы выполняете роль сына или дочери. По дороге в школу в роли товарища можно поболтать с другом. Затем вы превращаетесь в старшеклассника, и перед вами встает выбор дальнейшего пути. Вы становитесь студентом. После пребывания в учебном заведении иногда приходиться становится покупателем. А на улице – футболистом к примеру. Каждый человек одновременно способен выполнять целый набор социальный ролей: он может быть членом семьи (сыном, внуком, отцом, дедом), работником крупного предприятия, членом политической партии, болельщиком футбольной команды, и так далее. Как вы думаете есть ли примеры таких соц.ролей которые подростки и взрослые могут исполнять в равной мере? Приведем примеры: пользователь Интернета, футбольный болельщик, покупатель в магазине, посетитель библиотеки.
Итак, как же трактуется социальная роль в науке? Под социальной ролью понимается способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам.
6. Инструктаж о Д.З. П.17, составить список соц.ролей «Я» и мои социальные роли
7. Подведение итогов урока. Итак ребята, мы с вами проделали сегодня большую работу. Познакомились с понятием соц.структура
Задание для обучающихся. В тетради записать несколько соц.ролей, которые присущи вам на данном жизненном этапе.