Дебаты как прием педагогической техники по формированию креативности учащихся на уроках литературы в 9-11 классах.


Дебаты как прием педагогической техники по формированию креативности учащихся на уроках литературы в 9-11 классах.
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ Гимназии Лебедева Евгения Петровна.
Проблема целенаправленного, логично выстроенного развития одаренности учащихся – одна из важных в жизни современной школы. Задача учителей предметов гуманитарного цикла – раскрыть в ребенке те качества, которые заложены природой, помощь созидания личности ученика. Уроки литературы 9-11 классах не только формируют учебно-научную речь, умение обобщать, делать выводы, но и предполагают самостоятельное, активное добывание знаний учащихся. Кроме того, на старшей ступени должны быть созданы условия, помогающие детям достигнуть высоких, незаурядных результатов в учебной и внеурочной деятельности.
Для этого необходимо использовать в работе инновационные педагогические технологии, способствующие:
Развитию познавательной активности;
Формированию творческого потенциала.
К таковым относятся дебаты. Они позволяют научить мыслить самостоятельно и критически работать в сотрудничестве с другими и, главное, творчески относится к учебе. Техника дебатов открывает возможность развить креативность обучающихся: смотреть на вещи с разной точки зрения, подвергать сомнению факты и идеи, также научить логически выстраивать аргументацию и убеждать.
Все это необходимо человеку в современном мире. Чтобы воспитать одаренного ученика, нужно научить его представлять и отстаивать свою точку зрения.
Приведу несколько примерных тем дебатов, которые провожу на уроках литературы, и фрагменты из выступлений учащихся.
Приемлемо использование указанной технологии при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе тема формулируется так:
«Петр Гринев – благородный человек» и «Петр Гринев – предатель».
Предлагаю вашему вниманию отрывок из выступления спикера отрицающей стороны. Пушкин не стремится идеализировать Петра. Как и его отец, молодой Гринев, не смотря на доброе отношение свое к Савельичу, воспринимает его как слугу, о чем часто ему напоминает; «…Подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню» или: «Молчи, хрыч!., ты, верно, пьян, пошел спать… и уложи меня». Он с удовольствием, ка и все дворяне, пользовался привилегиями своего сословия и мало задумывался о несправедливостях крепостного права, делающего одного человека рабом и слугой другого. Сначала мы можем наблюдать его благородства, когда он отдает проигранные им деньги, но этот поступок скорее является не выражением его благородства, а просто чувством долга в материальном плане.
Нет доказательств, но возможно, когда Пугачев приказал присягнуть ему и Гринев отказался, Петр возможно рассчитывал на ответную милость, так как узнал в Пугачеве того самого вожатого, которому пожаловал тогда свой заячий тулуп. После этого Пугачев ведет с ним разговор о захвате власти и просто о жизни – это первая возможность убить предателя императрицы, но Гринев зная, что после этого ему самому не выжить, а уж тем более не спасти Машу, отказывается это делать. Итак Гринев и Пугачев становятся приятелями. Для того «благородного» представителя дворянства, не слишком ли много друзей-предателей? Под понятием друг-предатель мы конечно же понимаем Швабрина, который становится другом Гринева, когда тот прибывает в крепость, но после их дружеские отношения не складываются из-за одного человека – Маши Мироновой, для одного это что-то потерянное, для другого что-то новое приобретенное. Швабрин как бы противопоставлен Гриневу в произведении, но они все-таки чем-то похожи. И главные различия в них происходят от их окружения и воспитания: Гринев всегда рос в окружении добросердечных, благородных людей; про родителей Швабрина нам ничего не известно, но мы можем предположить, что именно он такой из-за них.
Гринев, после знакомства с Пугачевым, практически всю остальную часть произведения стоит на грани предательства, а по-моему мнению, ее не однократно приступает. Когда Пугачев его отпускает, он едет к генералам чтобы просить у них помощи, но они ему помогать отказываются. Вот тут-то наступает переломный момент…Гринев едет к предателю, конечно по совместительству его другу, Пугачеву, который ему в помощи не откажет. Он действует по своему принципу, который мы не раз слышим в произведении: «Казнить так казнить, миловать так миловать». Причем у него появляется большое количество возможностей убить предателя, но мысли у Петра совсем о другом…Конечно, все это можно списать на ситуацию, в которую он был поставлен, но это не меняет сути: предатель есть предатель. В конце произведения Швабрин делает достоянием общественности такую информацию: Пугачев и Гринев – друзья. Разве это не правда? Это можно перефразировать, но смысл остается тем же. Правда - а за ней следует наказание.
Но Гринев получает свободу в конце, и это факт. Значит ли это что он не виноват? Только от части. Свободу он получает с помощью Маши, с разрешения самой Екатерины Второй, так как любовная история трогает душу императрицы, и это играет главную роль в ее решении.
Урок по драме «Гроза» А.Н. Островского «Самоубийство Катерины – ее сила». Соответственно отрицающая сторона доказывает другую точку зрения: «Самоубийство Катерины – ее слабость».
Интересные вопросы, составленные участниками дебатов и тезисы их выступлений: «Почему, не смотря на набожность, Катерина попадает под власть страсти, а не борется с собой (если вы считаете ее сильной натурой)?» В чем же заключается внутренняя сущность конфликта пьесы «Гроза»?
Катерина сама, по мнению Писарева, разрубает затянувшиеся узлы глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.
Гибель Катерины – результат столкновения ее с самодуркой – свекровью. Она лишь жертва семейного гнета.
По словам Писарева, можно «считать светлым явлением только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страданий». Критик считает, что нельзя называть «лучом света или саму способность страдать, или ослиную кротость страдальца, или нелепые порывы его бессильного отчаяния». Это позволяет сделать вывод о том, что самоубийство Катерины – ее слабость.
В 9 классе при работе над комедией А.С. Грибоедова провожу дебаты по теме «Горе от ума» - комедия» («Горе от ума» - трагедия»).
Ученики увлеченно готовятся к таким урокам, проявляя фантазию и находчивость при составлении выступления, учатся работать с критической литературой, развивают в себе различные творческие способности, необходимые людям разных профессий: преподавателям, адвокатам, судьям, журналистам.