Статья Роль ИКТ в учебном проекте
Роль ИКТ в учебном проекте.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
Метод проектов привлёк внимание русских педагогов (С.Т. Шацкого) ещё в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатриком). При советской власти в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. Правда, элементы этого метода использовались многими педагогами: выпуск стенгазет, бюллетеней, подготовка сообщений и рефератов на различные темы.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, делать обобщения, анализ, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, затем умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения находить компромисс, лаконично излагать свою мысль.
Этапы проектной деятельности:
Организационно-подготовительный.
Поисковый.
Итоговый.
Организационно-подготовительный
Определение темы проекта, его цели и задач (учитель предлагает учащимся различные темы проектов, список которых набирается и представляется на компьютере).
Формирование микро-групп.
Разработка плана реализации идеи.
Поисковый
Сбор, анализ и систематизация необходимой информации (часто источником информации служит Интернет, учащиеся должны уметь пользоваться Интернетом, делать распечатки и ксерокопии статей, используя возможности компьютера).
Обсуждение данных, систематизация материала (среди рабочего материала есть схемы, таблицы, графики, отчёты, которые создаются самими учащимися на компьютере).
Выдвижение и проверка гипотез.
Оформление макета или модели проекта (учащиеся часто выполняют компьютерные презентации по выбранным темам).
Итоговый
Оформление пакета документов, информационных стендов, схем, диаграмм по проекту (выполняя эту работу, учащиеся чаще всего пользуются компьютером).
Подготовка устной презентации.
Защита содержания проекта.
Рефлексия.
Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.
Список литературы.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.