презентация на тему Методический семинар
Методический семинар на тему:«Инновационные технологии и методики, направленные на реализацию новых ФГОС» Выполнила учитель начальных классов МОУ Кологривская СОШ Голубева Л.В. Мои ученики будут узнавать новое не от меня;Они будут открывать это новое сами.Моя главная задача – помочь им раскрыться…Г. Песталоцци. Многолетняя практика убедила меня в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развивать способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я согласна с высказыванием Ш.А. Амоношвили: «Необходимо, чтобы ребенок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования. Из своего педагогического опыта могу сделать вывод, что становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Для этого активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу;дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Имею необходимый научно-методический уровень, работаю над совершенствованием своего теоретического уровня и педагогического мастерства, постоянно слежу за новинками, которые появляются в педагогической науке и практике. В процессе обучения я стараюсь дать детям необходимое количество знаний, расширяю их кругозор. Кроме традиционных уроков, провожу уроки в форме игры или путешествия. Могу с уверенностью сказать, что уроки с использованием предложенных нам структур довольно интересные и познавательные. Работа в группе по четыре человека, в паре с партнером «по плечу», «по лицу» прослеживается в большинстве используемых структур. Их можно применять на различных этапах урока, особенно когда идет повторение домашнего задания и закрепление темы: при общении со своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению, развивают логическое мышление, речь, умение слушать, анализировать и оценивать речь своего партнёра. Детям это очень нравится, они лучше осваивают материал и более внимательны на уроках. Ввожу инновационные технологии и получаю от этого положительные результаты. На своих уроках использую элементы современных технологий обучения: личностно ориентированного развивающего обучения, технологии коммуникативного обучения, проблемного обучения, игровых технологий, здоровьесберегающих технологий. Систематически проводятся уроки с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора, компьютера. С целью контроля, разнообразия индивидуальной работы с учащимися активно применяются компьютерные тестовые диски. Стараюсь проводить уроки на высоком методическом уровне, ставлю перед учащимися проблемно - познавательные вопросы, применяю методы, продуктивно влияющие на развитие познавательной активности. Я знаю требования программ по начальным классам, умею планировать учебный материал. Учебный процесс строю с опорой на знания учащихся, что позволяет детям закрепить знаниевый уровень и продолжить пополнение знаний в учебной деятельности. На уроках и в домашнем задании учащимся предлагаю карточки с разноуровневыми заданиями, карточки-помощники, разноуровневые тесты, дифференцированные задания. Данная технология позволяет направить учебный процесс на личностное становление каждого ученика. У детей формируется адекватная самооценка. Всё это способствует развитию творческой личности. Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от лат. create «творить, создавать»). Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «я». Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета. Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления. Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы. Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Например, можно начать урок с предложения учителя ответить на вопрос: «Что необычного вы видите в макете глобуса?» Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Мои учащиеся 3 «Б» класса имеют возможность расширить свой кругозор, проявить свои способности на занятиях кружка «В мире природы». Наш класс уже который год агитирует всех быть терпимее к природе. Дети сами делают агитационные плакаты, книжки-обращения Земли к людям, животных к людям, различные макеты. Проявляют свои творческие способности при составлении проектов на различные темы. Считаю, что сегодня, в 21 веке, учитель должен быть не просто источником информации. Он должен способствовать формированию творческих способностей детей, что в свою очередь способствует развитию творчески мыслящей личности ребенка, способной принимать нестандартные решения и в дальнейшем адаптироваться в жизни. ФГОС ориентирует на метапредметные результаты освоения ООП НОО отражают: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Из выше сказанного следует, что учителю в соответствии с ФГОС надо так строить свою преподавательскую деятельность, чтобы смогли реализоваться требования стандарта. Нужно реализовать системно-деятельностный подход, чтобы способствовать само развитию и непрерывному образованию личности ученика. Для этого надо организовать активную учебно-познавательную деятельность ученика на уроках, а также во внеурочной деятельности. Какие же технологии более выгодно применять для этого. Из всех технологий, которые можно использовать в преподавательской деятельности, я бы выделила следующие технологии: -проблемные технологии, -игровые технологии, -технологии проектного обучения, -ИКТ – технологии, -здоровьесберегающие технологии. Технология проблемного обучения Это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей. Достоинства проблемной технологии: новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. В ходе решения проблемы уч-ся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня. Повышенная активность уч-ся способствует развитию положительных мотивов учения. Уч-ся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и развивают свои творческие способности. Опыт творческой деятельности формируется через решение проблемных задач, освоение незнакомых ПС, моделирование. Характерный приём учителя – постановка заведомо нечётких задач, допускающих неоднозначное доопределение. Технология проектного обучения Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Эта технология позволяет включать в урочную и внеурочную деятельность моих учеников систему проектных заданий. Учащимися моего класса были созданы различные проекты. Игровые технологии Технология позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу, но и шаги по изучению предмета. Игра делает положительно и эмоционально окрашенной моторную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы. Творческое, познавательное использование игры. Способствует повышению интереса и развитию мышления. Несёт здоровьесберегающий фактор развития и обучения. Идёт передача опыта старшего поколения младшему. Является естественной формой труда ребёнка. Способствует объединению коллектива и формированию ответственности. ИКТ-технологии Могут улучшить результаты обучения учеников и качество преподавания учителей. Доклад, сделанный Национальным институтом Мультимедии Образования в Японии, доказал, что ИКТ в области образования, при помощи программы интеграции, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, особенно в области "Знание • понимание" и "Практические и презентационные навыки" по таким предметам как математика, а так же по научным и социальным исследованиям. С помощью ИКТ, преподаватели могут создавать интерактивные классы и делать уроки более приятными, что может привести к лучшей посещаемости и концентрации учащихся. С 2012 учебного года мой кабинет оснащен мультимедийным оборудованием. На уроках используется проектор, интерактивная доска, компьютер, фотоаппарат, видеокамера. Дети с огромным удовольствием осваивают эту технику.Использование цифровых образовательных ресурсов дает возможность учащимся развивать познавательный интерес, формировать навык общения с компьютером и информационно-коммуникационными технологиями. Работа с компьютером, с интерактивной доской всегда нравится детям, так как повышает мотивацию, стимулирует познавательную деятельность. На своих уроках широко использую информационные технологии, мультимедийные комплекты. Эффективность использования информационных технологий подтверждается повышением уровня учебной мотивации, желанием и участием учащихся в различных учебных и социальных проектах, повышением качества обученности. Здоровьесберегающие технологии по мнению В.Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Во время учебного процесса я провожу физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику. Использование современных информационных технологий ПроектированиеЗдоровьесберегающие технологииИнтерактивные технологииВладение информационно- компьютерными технологиями на уровне пользователяИспользование информационно- компьютерных технологий в процессе воспитания Практическая деятельность классного руководителя Проведение творческих внеклассных мероприятий, нацеленных на решение актуальных воспитательных задач. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт прежде всего нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе. «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя!» Д. И. Менделеев Главные результаты образования личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Использованная литература Интернет-ресурсы:www.cebit.de/Research_Innovationwww.nsportal.ru/shkola/...k.../metodicheskiy-seminar-metodiki-i-tekhnologiihttp://sp-elena2014.narod.ru