Советы учителю по работе с трудными детьми
Советы учителю по работе с трудными детьми.
В современных условиях резко возросла роль школы в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Учитель, вооруженный новейшими педагогическими технологиями, выступает главным организатором воспитательного процесса, координатором педагогических влияний на ученика, ученический коллектив, семью.
Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений, несовершеннолетних надо рассматривать как часть целостной системы педагогического процесса, осуществляемого школой.
В рамках этого процесса усилия педагогов должны быть направлены на:
нейтрализацию внешних факторов, негативно влияющих на формирование личности школьника;
устранение причин и условий, ведущих к нарушению прав ребенка и, как следствие, к трудновоспитуемости ученика;
корректировку всего процесса воспитания. Его нормализация происходит на двух уровнях: а) приостановление негативных сторон в развитии ребенка и преодоление всего отрицательного, негативного (задачи исправления и перевоспитания), б) более высокий уровень – формирование нравственной, социально устойчивой и гармонично развитой личности. В его основе лежат истина, справедливость, добро, красота, ответственность, единство сознания и поведения.
Такой подход, основанный на педагогике ненасилия, предполагает знание и тщательное изучение в определенной системе типичных ошибок, совершаемых учителями. Поведение человека всегда ситуативно. Одна ситуация вызывает у человека улыбку, смех, другая вынуждает его к борьбе, третья приводит к взрыву негодования, четвертая заставляет кинуться на помощь. Наблюдая поведение учителя, мы можем легко понять. С кем имеем дело. У каждого человека, в том числе у учителя и ученика, своя неповторимая манера поведения, так же, как у каждого из них свой неповторимый мир внутренних ценностей. Поведение определяется внутренним «ядром» личности. Учитель, работая с детьми, особенно с педагогически запущенными, должен уметь держать себя в рамках общепринятых правил, не принимать необдуманных решений, не поддаваться эмоциям. С учетом этого, в качестве педагогической ошибки не рассматриваются промахи, порожденные случайными обстоятельствами (они ситуативны и не дают устойчивых отрицательных последствий). Педагогической ошибкой они становятся в том случае, если неоднократно, систематически, осознанно или неосознанно повторяются учителем и порождают вредные для ученика следствия.
Педагогической ошибкой считаются действия, порождающие отрицательные учебно-воспитательные последствия. Ошибки учителя – это использование им средств педагогической деятельности или общения, которые приводят к нарушению профессиональных норм, правил, эталонов.
Первая ошибка, совершаемая учителем, - незнание или игнорирование возрастных или индивидуальных особенностей учащихся. Ребенок неповторим в своей индивидуальности. Без всестороннего знания его индивидуальных особенностей невозможно рационально организовать учебно-воспитательную работу и дать учащимся прочные знания. Многие учителя испытывают определенные затруднения при диагностике учащихся. Несмотря на использование разнообразных методик, учителя не умеют выявлять у детей уровень воспитанности, чтобы сосредоточить воспитательные меры на наиболее уязвимых очагах заболевания, своевременно осуществлять оперативные педагогические действия, направленные на локализацию, преодоление нежелательных тенденций. Учителя затрудняются своевременно распознать конфликтные состояния, ставить диагноз травмирующих обстоятельств, снимать эмоциональную напряженность. Часть учителей при диагностике не видит динамику отклонений, которая выступает в роли основного источника неблагополучия ребенка. Это не позволяет им принимать продуманные педагогические решения.
Вторая ошибка – недоучет особенностей мыслительных процессов, происходящих у детей, недоучет темпа усвоения ими знаний, ориентация в учебном процессе на среднего ученика, неумение учитывать особенности нервной системы каждого из детей. одни дети хорошо ориентируются в обстановке, быстро решают задачи, другие – медлительны, скованы в движениях, у третьих – замедленный темп усвоения знаний и т.д.
На практике можно наблюдать множество случаев, когда учитель, склонный усматривать в медлительности рассуждений школьника неразвитость ума, нетерпеливо обрывает его, гасит мысль и в итоге выставляет несправедливую отметку. Это приводит к тому, что даже способных ребят начинают причислять к неспособным, отстающим, что отрицательно влияет на психическое состояние детей и может привести к невротическим срывам. На каждом уроке учитель спешит. Ему нужно опросить детей, проверить домашнее задание, объяснить новую тему, проверить ее усвоение и т.д. учитель не всегда может дойти до каждого ученика, особенно при высокой наполняемости класса. Если вовремя не оказать ученику помощь, его отставание в учебе усугубится, он начнет пребывать в коллективе в состоянии психологического дискомфорта, чувства одиночества, неуверенности в себе, обиды. Длительное неблагоприятное положение педагогически запущенного ребенка не только приводит к дальнейшей деформации его личности, но и значительно ослабляет влияние на него даже хорошо организованного и положительно направленного коллектива.
Следующий тип педагогических ошибок – предубеждение к трудному ученику. Оно коренится в эмоционально отрицательной установке учителя на оценку поведения отдельных учащихся или класса в целом. Вот типичные реплики такого учителя на уроке: «Руку не поднимай, я знаю, что ты все равно правильно не ответишь» или «Сиди, помалкивай, толку от тебя никакого!» и т.д. педагогическое предубеждение – это заранее сформированное, устойчивое, предвзятое, ложное представление учителя об ученике, его способностях и возможностях. Предубежденность учителя обычно субъективна, не отвечает реальному состоянию дела и неприемлема в человеческих отношениях. Она отрицательно сказывается на поведении ученика, приводит к длительным конфликтам. Многолетние наблюдения за работой учителей и воспитателей в различных типах общеобразовательных школ (сельские и городские, лицеи, гимназии) показывают, что отсутствие личного контакта и влияния на воспитанника неизбежно приводит к нарушению деловых связей или сотрудничества. Мотивы, цели, средства и способы их достижения не совпадают. Отсюда возникают рассогласования между учителем и ребенком, нередко ведущие к возникновению конфликтной ситуации. Возникающие в ходе учебной деятельности конфликтные ситуации способствуют отчуждению ученика от учителя, формируют отрицательное отношение ребенка к учебе, ведут к потере интереса к ней. Выполняемая деятельность утрачивает свой воспитательный эффект, превращается в формальную затрату времени и сил воспитанника и воспитателя.
Четвертой ошибкой в проведении воспитательной работы, значительно снижающей ее эффект, являются нравоучения, которые постоянно звучат на уроках некоторых учителей. Формальное проведение различных воспитательных мероприятий вынуждает детей становится пассивными слушателями и исполнителями. Если усвоение норм морали происходит без закрепления их в качестве устойчивых умений и навыков в повседневной деятельности, налицо отрыв воспитательной работы от учебной, трудовой и других видов деятельности. Причиной этих ошибок, как правило, являются формальное отношение к воспитательному процессу, либо незнание его закономерностей. Нередко педагог подменяет кропотливую воспитательную работу массовостью, при этом мало внимания уделяет индивидуальной работе с детьми.
Пятая ошибка, допускаемая учителями – ложное представление о том, что в воспитании можно ограничиваться общими воздействиями на учащихся, направлением их деятельности, поведения, а уж требуемые черты и качества сформируются сами собой. При этом упускается из виду то, что в формировании черт и качеств личности существует определенная зависимость, последовательность и преемственность. Связанные не только с развитием соответствующих высших психических процессов и их функций, но и с очередностью и взаимозависимостью формирования отдельных свойств и качеств личности. Предупредительность невозможно воспитать, минуя внимательность и наблюдательность, активность, – минуя волевые процессы и т.п.
Анализ планов воспитательной работы учителей показывает, что к их составлению педагоги нередко относятся формально. Не учитываются уровень воспитанности учащихся, степень сформированности у них определенного отношения к учебе, труду, нормам морали, к самому себе, к людям. У части педагогов отсутствует система воспитательной работы, нарушается логика воспитательного процесса.
Следующая распространенная ошибка состоит в том, что в качестве основного воспитательного средства педагог считает обычно себя, свое личное влияние, свое воздействие на воспитанников, проводимую им работу. При этом он совершенно забывает о том, что основным воспитывающим фактором является деятельность, выполняемая воспитанниками, полноценность ее содержания, ее соответствие индивидуальным особенностям и возможностям детей. Отсюда и планирование деятельности воспитателя, а не воспитанников. Современные педагоги испытывают большие трудности в организации внеучебной творческой деятельности детей. А ведь именно участие в интересующей учеников деятельности в различных областях науки, техники, искусства, спорта дает им возможность расширять свой кругозор, углублять знания. Именно здесь происходит формирование яркой индивидуальности, умеющей творчески подходить к решению любой жизненной задачи. В процессе творческой деятельности формируются художественный вкус, критическое отношение к пошлости, к явлениям зарубежной «массовой» культуры. Велика в этом процессе роль мотива творчества.
Во внеучебной деятельности исходной, отправной точкой является интерес, свободный выбор. В качестве мотивов творческой деятельности выступают любознательность, желание проявить себя, стремление получить удовольствие, удовлетворить свое самолюбие. Движущей силой развития детей в этих случаях выступают противоречия между собственными желаниями и необходимостью проявления силы воли в ходе творческой деятельности. Сопутствующими мотивами и стимулами выступают радость, стремление добиться цели. Вот почему важно создавать условия для проявления и развития творческих способностей младших школьников. И каждый учитель должен уметь руководить работой детских коллективов по интересам.
Распространенной ошибкой учителя является также неумение правильно и быстро потушить конфликт в детском коллективе, не унижая при этом ссорящиеся стороны. Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и тем, кто является их свидетелем. Напряженные конфликтные ситуации очень вредны школе, создают ненормальную нравственную и психологическую обстановку. Конфликт возникает тогда, когда нарушена справедливость, когда задеваются личностные мотивы: самолюбие, чувство собственного достоинства и т.д. Арбитром в таких делах выступает обычно собственная совесть, гражданская и нравственная справедливость. Воспитатели не всегда умеют переориентировать мнение коллектива в благожелательную для отдельных учащихся сторону путем подчеркивания их положительных качеств, успехов и оперативной ликвидации причин намечающихся конфликтов. В работе учителей, как правило, преобладает авторитарный стиль общения с детьми. В таких случаях требуются целенаправленные усилия педагогов по исправлению статуса отдельных ребят в коллективе. К сожалению, с «трудными» детьми такая работа часто проводится неадекватно, что ведет к психологическому отчуждению отдельных учеников от классного коллектива. В целом же, отставание в учебе, расстройство личных взаимоотношений «трудных» детей со сверстниками в ученическом коллективе, а также с учителями приводят к тому, что школа теряет свое воспитывающее влияние на них. Морально неблагополучная семья не может возместить потерю. В такой ситуации ребенок ищет деятельность, которая требовала бы от него, в отличии от учебы, систематического напряжения интеллекта и воли, не вызывала бы неприятных переживаний и обеспечивала устранение психологического дискомфорта от общения с одноклассниками. Все это приводит ребенка к поискам иного круга общения. Он его находит в стихийной группе, которая оказывается одной из немногих (а нередко и единственной) сферой, в которой он испытывает чувство комфорта, эмоционального благополучия, что делает эту группу для него наиболее значимой, ценимой. Групповые формы становятся для ребенка эталоном. К сожалению, молодые педагоги зачастую пытаются исправить поведение ученика, не учитывая влияние на него неформальных групп, и терпят неудачу в работе. Очень важно знать состав, состояние, этапы развития такой группы, ценности, культивируемые в ней.
И, наконец, еще одной ошибкой в работе с детьми является равнодушие части педагогов к судьбам «трудных» детей. Грубость учителей способствует отчуждению ученика от учителя, от школы в целом. Некоторые педагоги не утруждают себя достаточными знаниями о сущности, причинах и формах проявления педагогической запущенности детей, вследствие чего не в состоянии работать эффективно по их перевоспитанию. Отдельные педагоги не знают, что далеко не всех «трудных» детей можно наказывать; не понимают, что ребенок иногда просто ошибается, совершает поступки, не задумываясь над их смыслом и последствиями. К сожалению, достаточно часто учителя не проявляют уважения к личности воспитанников, терпимости, чувства юмора, предпочитая суровую требовательность, угрозы и т.д. Сами «трудные» дети в беседах прямо указывают на рукоприкладство некоторых взрослых. На вопрос: «Какие качества больше всего цените в своем учителе?», учащиеся школ назвали доброту, искренность, честность, деловитость, справедливость, требовательность, увлеченность, трудолюбие, хорошее знание предмета, высокую эрудицию, талант, заботливость, постоянную готовность оказать помощь окружающим, жизнелюбие. Интересно, что знание педагогом своего предмета и умение преподавать оцениваются наравне с моральными качествами учителя.
В целом, готовность учителей работать с педагогически запущенными детьми представляет собой системное личностное образование, структурными составляющими которого выступают нравственно-психологическая, теоретическая и практическая подготовленность Способность учителя предупреждать и преодолевать свои ошибки, тесно связана с уровнем педагогического мастерства. Повышение профессионального уровня должно осуществляться через систематическое чтение психолого-педагогической литературы, создание творческой атмосферы, способствующей развитию инициативы и активности каждого педагога; проведение методических семинаров и предметных секций.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15