«Воспитательные возможности классного коллектива в коррекционной работе над трудными детьми» (Теоретические исследования из опыта работы)
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
«Воспитательные возможности классного коллектива в коррекционной работе над трудными детьми»
(Теоретические исследования из опыта работы)
Автор:
учитель высшей категории Свинкина Т.А.
Улан-Удэ
2010г.
1. Введение.
«Нет ничего интереснее для нас, чем
мы сами. О ком мы думаем утром, днем и вечером? О себе. Кого вы ищете на коллективной фотографии прежде всего, если знаете, что на ней изображены и вы тоже? Конечно, себя.
Д.Карнеги.
Посмотрите, как доверчиво глядит младенец вокруг, как сами растягиваются его губы в улыбке, как хочется ему нравиться окружающим, любить окружающих. Не осознавая того, ребенок ждет и просит от общества ощущения защищенности, безопасности, уверенности в будущем, что является важнейшим условием самой возможности роста, развития, становления личности. С полным основанием мы можем сказать, что человек от природы хороший.
Так откуда же взялось понятие «трудные» дети?
В.А.Сухомлинский писал, что трудным ребенок становится от года до семи-восьми лет, т.е. в тот период, когда в качеств главного воспитательного фактора выступает семья. А как много в нашем обществе семей, где ребенок с детства предоставлен сам себе, улице, как много «беспризорных» детей при живых родителях. Как сделать добрым и ласковым, веселым и общительным голодного, часто раздетого ребенка, который не видит с рождения материнской ласки, но видит, как рядом в любви и достатке живет такой же ребенок как он? Отсюда неодинаковая «стартовая площадка» для формирования личности. И вот с приходом в школу, ребенок обретает на долгие 11 лет новую семью - классный коллектив. Как сделать, чтобы в этой семье ребенок почувствовал себя социально значимым? Исходя из этих противоречий мы решили темой своей исследовательской работы взять «Воспитательные возможности классного коллектива в коррекционной работе над трудными детьми».
Цель исследования: теоретически обосновать комплекс педагогических условий перевоспитания трудного школьника средствами вовлечения его в коллективную деятельность.
Объект исследования: организация воспитательной работы с трудными детьми.
Предмет: процесс создания коллектива, способного оказать воспитательное воздействие на детей «группы риска».
Гипотеза: перевоспитание трудного ребенка посредством коллектива будет успешным, если учитель реализует совокупность условий:
изучит причины отклонения от норм поведения младшегошкольника и возможности их преодоления;
проработает и внедрит на практике передовой педагогический опыт по исследуемой теме;
разработает систему воспитательных воздействий коллектива, направленных на вовлечение ребенка в активную общественную деятельность.
Если ребенку будет комфортно в коллективе, если он почувствует свою социальную значимость, почувствует себя полноправным человеком, только тогда мы сможем говорить об успешном его перевоспитании.
Задачами нашего исследования будут:
Исследование недостатков семейного воспитания.
Изучение предпосылок для успешного перевоспитания.
Выявление воспитательных возможностей коллектива каккомпенсирующего фактора для детей, лишенных эмоционального идуховного благополучия в семье.
Разработка и экспериментальное подтверждение содержания иметодики организации воспитательной работы в коллективе поперевоспитанию трудных детей.
2. Теоретические основы.
Проанализировав социальную картину школы мы пришли к выводу, что причины отклонения в поведении наших детей надо искать в семье. В школе обучается - 511 детей. Безработные родители -253 чел. Родители-инвалиды - 12 чел. Многодетные – 39 семей. Малообеспеченные -115 семьи. Неполные семьи – 124. Дети находящиеся под опекой- 20.
И вот в 1 класс из семей «группы риска» приходят дети, которые в течение длительного времени накопили большой отрицательный опыт, преодолеть который очень сложно. Эти дети чаще всего отличаются небрежностью, неаккуратностью, неряшливостью. Все это объясняется отсутствием должной психологической и интеллектуальной подготовки детей к школе, в результате чего возникает проблема в учении, они неудовлетворенны положением в коллективе, что рождает негативное отношение к школе.
48% исследуемых - не хотят ходить в школу.
25% - полное равнодушие и только.
27% - положительно относятся к школе.
И вот перед учителем встает проблема перевоспитания таких детей, пока отрицательные привычки и навыки ещё не стали прочными. Возникает вопрос - как воздействовать на такого ребенка, как сделать комфортным его пребывание в школе?
Если все беды его идут из отрицательного воздействия семьи, может тогда нужно просто работать с семьей? В школе организована просветительская работа среди родителей. Силами педагогов, милиции, работников ЖЭУ были организованы встречи родителей с наркологами, психологами, детскими врачами. В школе для детей из малообеспеченных и «трудных» семей открыты бесплатные спортивные секции. Организованно бесплатное питание. Но вся эта работа носит одноразовый, незаконченный характер, порождает иждивенческие отношения со стороны родителей.
И вот проанализировав сложившуюся обстановку, мы пришли к выводу, что второй семьей школьника после его прихода в школу становится классный коллектив.Именно в коллективе ребенок находит каждодневное общение, приобретает новый жизненный опыт.
Работу коллектива надо построить так, чтобы он выступал как среда и фактор воспитания по отношению к каждому его членов.
Чтобы разработать план перевоспитания ребенка через коллектив мы изучили много теоретической педагогической литературы. О воспитательных возможностях детского коллектива много писал А.С.Макаренко. Описывая свою работу в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского он сравнивает детей не с цветами, которые завянут, а с плодовыми деревьями, которые дают плоды только в здоровом саду.
«Трудно, конечно, не любоваться садом, трудно ему не радоваться, но ещё труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим делом: вскапывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки.»
...Людей нужно заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево...
Не только «гаммы красок» - плоды - вот что должно интересовать вас в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руку лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, обрызгайте немножко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно. Между прочим, у хорошего садовника гусеница никогда не появится. Кто выращивает садовое дерево? Из земли и воздуха оно берет атомы своего тела. Солнце дает ему драгоценную силу горения, ветры и бури воспитывают в нём стойкость в борьбе, соседние братья-деревья спасают его от гибельного одиночества. Что может изменить садовник в этой кропотливой работе жизни?
Работа в детском коллективе с «трудными» детьми, напоминающими гусеницу из сада Макаренко, требует от педагога полной отдачи, самоотверженности, искренней доброжелательности, искренней доброжелательности и любви к детям.
Изучая передовую педагогическую практику мы пришли к выводу, что именно на этапе начального обучения имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребёнка, а именно:
отрицательные качества личности младшего школьника не успевают приобрести ту прочность и устойчивость, которая характерна для детей старшего возраста;
нервная система ребенка в младшем школьном возрасте более пластична, чем подростков, благодаря чему он легче поддается перевоспитанию;
требования первого учителя, его информация воспринимаютсямладшим школьником с особым интересом и обязательностью;
длительное общение с учеником начальных классов в ситуаций, процессе позволяет учителю наблюдать его в большом числе изучать его индивидуальные особенности, положительные и отрицательные стороны;
целенаправленно и систематически воздействовать на его развитие;
на первом этапе обучения имеются наиболее благоприятные условия для установления контактов с родителями трудных школьников, осуществление единства воздействия на них со стороны семьи и школы..
Ведь семья - это тоже коллектив. Исследования недостатков семейного воспитания позволяют сделать вывод, что причины отклонений от норм поведения младшего школьника неодинаковы. Дети неодинаковы, что вызывает необходимость выделить среди них ряд условных групп. При делении на гpуппы трудных детей мы принимаем во внимание результаты исследований Н.Т.Толмачева
Избалованные дети. Они становятся такими вследствие чрезмерноговнимания и любви к ним родителей, старших. Привыкнув с детства к особому положению в семье, такие дети начинают добиваться такого положения в коллективе.
Забитые и отверженные дети. Они вырастают в семьях, где родителиотличаются «крутым» характером, не умеют прощать ошибок. Эти дети растут замкнутыми, равнодушными, нередко озлобленными и ожесточенными, они легко поддаются дурному влиянию.
Безнадзорные дети. Дети, за которыми не осуществляетсяродительский надзор. Вливаясь в школьный коллектив, они тяготятся режимом, становятся первыми нарушителями, слабо учатся, т.к. выполнение домашнего задания дома не контролируется.
Дети, развращенные дурным поведением взрослых. Они вырастаю в атмосфере лжи и несправедливости, аморального поведения родителей. Для детей, выросших в таких условиях, характерны беззаботность, нежелание думать, трудиться умственно и физически.
Упорным, кропотливым трудом, систематической индивидуальной работой с детьми, школа может устранить недостатки семейного воспитания. "Только зная причины отклонения в поведении ребенка, можно наметить план педагогических воздействий для его тактичной корректировки.
А.С.Макаренко писал, что только воспитывая весь коллектив мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинированна и наиболее свободна. Создание такого типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш коллектив, наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны.
" Коллектив, учителей и коллектив детей - это не два коллектива, а один коллектив педагогический. И воспитывать нужно не отдельного человека, а воспитывать целый коллектив. Ну4жно иногда не говорить с отдельным учеником, а сказать всем, построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаем ему крепость, после чего он сам становится большой воспитательной силой.
Коллектив _ должен ...„реагировать на проступки отдельной личности предпочтительно вперед педагога. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания она не объект воспитательного влияния, а его носитель-субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива. Признаком нормального общего тона должна быть твердо определенная идея защищенности. Ни один воспитанник, как бы он ни был мал и слабосилен или нов в коллективе, он не должен чувствовать своего обособления или беззащитности.
Нужно создать такие условия, когда каждый ребенок находит защиту в своем классе. Он должен быть уверен, что в случае нужды он найдет защиту у любого одноклассника, уверен, что и учитель самым энергичным образом защитит его, если это необходимо.
Следующий признак нормального общего тона - привычка торможения. Тормозить себя это очень трудное дело, особенно в детстве, оно не приходит от биологии, оно должно быть воспитано. Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку. Человек без тормоза - это испорченная машина. Так часто ссорятся дети потому, что у них нет способности торможения. Воспитать привычку уступить товарищу - это очень трудное дело. Нужно добиться того, что раньше чем дети перессорятся, - стоп, тормоз, и уже спора не происходит. Этого мы добиваемся не упором, кто прав, кто виноват, а исключительно умением тормозить себя. Это, конечно, нельзя сделать в один день. Все это вытекает из представлений о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив.
3. Практическая часть.
Проводя эту научно-исследовательскую работу мы вновь и вновь открывали для себя А.С.Макаренко, на примере его работы в колонии им.Горького и коммуне им.Дзержинского Только воспитывая весь коллектив можно воспитать отдельную личность. Первый шаг на пути к созданию нравственного коллектива- помочь учащимся познакомиться с друг другом.
Всегда легче по достоинству оценить других людей и ощутить ту привязанность, когда мы о них что-то знаем. Одним из путей достижения этого- давать ученикам задания которые выполняются группами.
В первые дни прихода ребенка в школу мы организовали фотовитрину. На стенде помещаем фотографию каждого ребенка и пишем три фразы:
1. ^Меня зовут...
Я люблю...
Мой адрес...
Очень хорошую картину внутреннего мира каждого ребенка дает игра «Прогулка по лесу» (смотри приложение).
Одним из парадоксов нравственного развития является то, что иногданравственное поведение детей ухудшается, несмотря на то, что растет ихморальная грамотность. Они стремятся образовать тесные компании,которые четко делят окружающих на «своих» и «чужих» и соответственнок ним относятся. Образование таких компаний - смертный приговорединству классного коллектива. Один из путей справиться с этойпроблемой - «розыгрыш мест». Каждому столу в классе присваиваетсясвой номер. В пятницу после занятий каждый ученик выходит насередину класса и вытягивает из коробки номер стола, за которым ондолжен сидеть следующую неделю. Такая лотерея отличная
профилактика. Новая парта предполагает двух новых соседей. Таким образом, в классе может завязаться больше дружеских отношений, чем прежде, а существующие в классе компании становятся более открытыми и меньше противостоят друг другу.
Также в своей работе мы практикуем создание этического кодекса класса. Объясняем учащимся, что положения кодекса должны касаться всех членов коллектива и что он должен вводиться демократическим путем. Каждому ученику на дом дается задание приготовить дома шесть пунктов этого кодекса, очень важно, что в этой работе принимает участие семейный коллектив. Затем в классе, разбившись на группы по четыре человека из своих домашних заготовок дети разрабатывают свой кодекс. Затем все кодексы переписывает для себя каждый ученик и отмечает звездочкой шесть пунктов, которые ему больше всего нравятся. И вот, когда выбран окончательный вариант, наша редколлегия рисует плакат этого этического кодекса и вывешивает его рядом с фотовитриной.
Этический кодекс.
Работать сообща.
Слушать, когда говорят другие.
Помогать другим.
Умение высказывать своё мнение с достоинством.
Не оставлять человека в беде.
Морально поддерживать друг друга.
Не издеваться друг над другом.
Чтобы на практике научить детей устанавливать отношения, основанные
на бескорыстной способности отдавать, прежде чем что-то получать можно провести игру «Тайный друг» (см. приложение).
Как загораются глазки тех, кто дома не видит такого внимания, к кому может и по имени то не обращаются и как они, в свою очередь, стараются уделить внимание своему «тайному» другу. Но это все описана работа сплочению всего коллектива. Усилению его воспитательной функции. А как же мы работаем с каждым ребенком из так называемой «группы риска»? На примере попытаемся это проследить. С первых дней обучения в школе обратила на себя внимание СветланаТ.Девочка проявляла недисциплинированность, рассеянность, невнимательность на уроках. Отличалась упрямством и непослушанием. Она грубо обращалась с одноклассниками, нередко вступала с ними в драку, иногда проявляла озлобленность, мстительность. Семья, в которой воспитывалась девочка, материально обеспечена. Родители работают. Но вместе с тем в доме царили неровные, неуважительные и грубые взаимоотношения между членами семьи, что не могло не сказаться на развитие ребёнка. Нередко Светлану наказывали физически. Не случайно, по малейшему поводу, школьница вступала в драку с одноклассниками. Организуя опытную работу по перевоспитанию школьницы, мы стремились проследить связь между системой воздействия на неё средствами коллектива и изменениями в её поведении МЫ учитывали, что не все формы воздействия могут вызвать положительные изменения и когда не давали желаемого результата одни -соответственно подбирали другие, более действенные. Опыт работы показывает, что одним из важных приемов исправления поведения ребенка -переключение его активности с отрицательной деятельности на положительную. При этом важно учитывать индивидуальные задатки ребёнка, склонности, интересы, особенности воспитательной работы в семье. В процессе всей воспитательной работы в классе Светлане уделялось особое внимание, обращали внимание на то, как воспринимает девочка беседы, как реагирует на высказывания одноклассников, какие ответы дает на поставленные вопросы, вызывает ли желание изменить свое поведение. Первое время девочку подключали к выполнению разовых, непродолжительных поручений: дежурство по классу, уход за комнатными растениями. Позднее её назначили старшей дежурной по классу. Светлана старательно следила за дежурством, сама помогала наводить порядок. Однако, с первых дней девочка столкнулась с трудностями: отдельные одноклассники недобросовестно дежурили. Девочка расстраивалась, не сдерживалась, оскорбляла дежурного, выгоняя детей на перемену из класса применяла физическую силу. Дети жаловались на Светлану. В данном случае педагогическая мера воздействия не дала эффекта. И тогда, Светлану привлекли к подготовке новогоднего утренника. Мы нашли её слабинку, девочка проявляла повышенный интерес к художественной самодеятельности. Одобрение деятельности школьницы в коллективе заставляло её бороться с недостатками в своём поведении. Она серьёзнее стала относиться к учёбе, сдерживаться в обращении с одноклассниками. На
ёлке Светлана веселилась с ребятами, с радостью выступала перед школьниками и родителями. Но вместе с тем, значительных перемен в поведении не произошло. Зная о том, что Светлана увлекается рисованием, её неоднократно подключали к участию в школьных и даже городских выставках рисунков, что радовало ученицу, придавало ей силы. Постепенно менялось мнение коллектива о девочке, у неё появилось больше подруг, с которыми она старалась обращаться вежливо. Дальнейшее закрепление положительного нравственного опыта и освобождение от нежелательных привычек протекало легче, так как желание стать лучше овладело Светланой. Наблюдения показали, что последовательное создание определенных ситуаций, при которых ребёнок испытывает сильное воздействие коллектива, вызывало в нём внутреннюю борьбу, переворот взглядов, представлений желаний. Всё это в совокупности при правильной организации всей жизни ребёнка, разрушает отрицательные привычки, ускоряет развитие положительных качеств, создает условия для тесного контакта его с детским коллективом.
В процессе опытной работы мы выявили, что преодоления отклонений в поведении ребёнка будут эффективны, если:
Создать нравственно здоровый, целеустремленный детский коллектив.
Тщательно и систематически изучать индивидуальные, возрастные ипсихологические особенности каждого члена коллектива.
Создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания междучленами коллектива.
Знать то, как вписывается ребёнок в систему официальных инеофициальных отношений в коллективе, характер его отношений сосверстниками.
Выработать правильное общественное мнение, которое представляетсистему единства требований большинства членов коллектива друг к другу.
Активно вовлекать каждого ребёнка в сферу учебной, трудовой,общественной деятельности.
Стимулировать жизнь каждого члена коллектива через организациюперспективных линий, через одобрение положительных проявлений,поступков.
Будет организованна непрерывность педагогического воздействия наотдельную личность средствами коллектива через целенаправленнуюсистему прямых и косвенных воздействий.
Но как трудно сохранить все то хорошее, что зародилось в ребёнке в школьном коллективе. Трудно потому, что у многих дома всё те же попойки, грызня, семейные раздоры, грязь... А может всё таки есть выход? Почему для этих ребят не создать вместо колоний военизированные училища со специализацией летчиков, геологов, полярников, пограничников? Комиссии, которые сегодня решают вопрос об отправке в колонию - эти же комиссии с успехом бы подобрали кандидатов для этих школ.
В XX веке негромкая наука педагогика подарила людям самоуправляемый «термояд» коллектива, открытый ученым марксистом А.С.Макаренко. И нет необходимости изобретать то, что стало откровением в 30-х годах, - надо лишь бережно поднять полузабытые зернышки, оставленные нам Антоном Семеновичем Макаренко, и сеять, сеять. И лелеять! И когда деревца будут садом, это будет самый прекрасный сад на земле!
ТАЙНЫЙ ДРУГ
Примечание. Пригласите весь класс к участию в этой игре, но не заставляйте участвовать тех, кто этого не желает (это помешает выполнению цели!). Вы сами должны быть примером и активным тайным другом своих учеников.
Цели и задачи урока:
Помочь учащимся понять ценность безоговорочной любви, ценность ирадость возможности давать, ничего не ожидая взамен.
Учащиеся на практике научатся устанавливать отношения, основанныена бескорыстии, способности отдавать, прежде чем что-то получить.
Учебный материал:
Нет.
Методические указания:
Запишите имена и фамилии каждого человека на отдельном листке,включая и Ваше имя. Сверните листки так, что их нельзя былопрочитать.
Сложите записки с именами в открытую коробку и пройдите по классу,чтобы каждый ученик вытянул записку. Увидев в ней имя, ученик недолжен никому говорить, чьё оно. Если кто-то вытянул свое имя, ондолжен свернуть бумажку, положить на место и тянуть ещё раз.
Объясните ученикам, что тот человек, чьё имя они вытянули,становится отныне их «тайным другом». Вы тяните из коробкипоследнюю записку.
Объясните классу, что в течение следующих трех дней все должны, невыдавая себя, проявлять как можно больше внимания к «тайнымдрузьям», чтобы те почувствовали себя самыми нужными людьми насвете. Можно писать для них стихи, песни, письма, дарить небольшиеподарки, угощать, оставлять по утрам на столе свежие цветы, делатьвсё, чтобы друг почувствовал себя любимым и нужным.
Каждый день нужно делать хотя бы один приятный сюрприз своемудругу. Объясните ученикам, что чем больше они вложат себя, своейдуши в заботу о тайном друге, тем больше будет их радость, когда ониувидят , как их любовь и забота приносят счастье другим.
По прошествии трех дней пусть ученики попробуют отгадать, кто былих «тайным другом».
Попросите учащихся записать в дневниках, что было самым главнымдля них при выполнении этого упражнения.
ИГРА «ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ»
Выполняя это упражнение, предложите ученикам закрыть глаза, расслабиться и представить себе следующие картины:
Вообразите себе, что Вы идете по лесу. Вы должны очень ясно представить себе этот лес: какие там растут деревья, что ещё растет в их лесу, как он освещен. Есть ли там дорога или тропинка, или Вы сами прокладываете себе путь.
Потом Вы находите на земле чашку. Её тоже нужно вообразить во всех подробностях: старая она или новая, чистая или грязная, из чего сделана, какого цвета.
Продолжая гулять, Вы встречаетесь с препятствием. Это могут быть стена, забор. Представьте себе в подробностях Ваши действия.
Затем вообразите, что Вы подошли к дому. Какой он? Вы заходите в дом, обходите его, осматриваете, в общем, делаете все, что захотите. Вообразите себе обстановку дома во всех подробностях: мебель, освещение и т.п. Затем Вы выходите из дома и идете дальше.
Вы встречаете злого волка. Ваши действия? Как Вы выходите из положения?
Когда волк убегает, Вы продолжаете прогулку и подходите к озеру. Подойдите к озеру поближе и делайте всё, что захотите.
Наконец, Вы подходите к длинной высокой стене. Вы не можете увидеть, что за ней. Что Вы станете делать?
Объяснение:
Лес-это общество. Состояние леса показывает Ваше умение жить в обществе. Какой он: темный и страшный или светлый и мирный? Идете ли Вы по тропинке или не разбирая дороги?
Чашка - это Ваш собственный образ. Какой он: чистый и светлый или темный и грязный?
Препятствие и то, как Вы преодолеваете его, представляет Ваше умение справляться с трудностями.
Дом и то, что Вы делаете в нем, означает Вашу семью и семейные отношения.
Волк и то, как Вы справляетесь с ним, означает Ваше умение преодолевать свой страх.
Стена означает смерть и Ваше отношение к ней.
Прислушайтесь к Вашей интуиции.
ЛИТЕРАТУРА:
«Великий педагог о воспитании», Москва, 1988г.
А.С.Макаренко, Собрание сочинений. Т.4, Москва, 1958г.
Н.Толмачев, Нарушение меры в воспитании как один из источниковвозникновения педагогической запущенности, Новосибирск, 1980г.
В.Г.Сенько, Воспитание у младших школьников норм поведения,Москва, 1999г.
В.В.Сазонов, Организация воспитательной работы в классе, Москва,2000г.
ТАЙНЫЙ ДРУГ
Примечание. Пригласите весь класс к участию в этой игре, но не заставляйте участвовать тех, кто этого не желает (это помешает выполнению цели!). Вы сами должны быть примером и активным тайным другом своих учеников.
Цели и задачи урока:
Помочь учащимся понять ценность безоговорочной любви, ценность ирадость возможности давать, ничего не ожидая взамен.
Учащиеся на практике научатся устанавливать отношения, основанныена бескорыстии, способности отдавать, прежде чем что-то получить.
Учебный материал:
Нет.
Методические указания:
Запишите имена и фамилии каждого человека на отдельном листке,включая и Ваше имя. Сверните листки так, что их нельзя былопрочитать.
Сложите записки с именами в открытую коробку и пройдите по классу,чтобы каждый ученик вытянул записку. Увидев в ней имя, ученик недолжен никому говорить, чьё оно. Если кто-то вытянул свое имя, ондолжен свернуть бумажку, положить на место и тянуть ещё раз.
Объясните ученикам, что тот человек, чьё имя они вытянули,становится отныне их «тайным другом». Вы тяните из коробкипоследнюю записку.
Объясните классу, что в течение следующих трех дней все должны, невыдавая себя, проявлять как можно больше внимания к «тайнымдрузьям», чтобы те почувствовали себя самыми нужными людьми насвете. Можно писать для них стихи, песни, письма, дарить небольшиеподарки, угощать, оставлять по утрам на столе свежие цветы, делатьвсё, чтобы друг почувствовал себя любимым и нужным.
Каждый день нужно делать хотя бы один приятный сюрприз своемудругу. Объясните ученикам, что чем больше они вложат себя, своейдуши в заботу о тайном друге, тем больше будет их радость, когда ониувидят , как их любовь и забота приносят счастье другим.
По прошествии трех дней пусть ученики попробуют отгадать, кто былих «тайным другом».
Попросите учащихся записать в дневниках, что было самым главнымдля них при выполнении этого упражнения.
ИГРА «ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ»
Выполняя это упражнение, предложите ученикам закрыть глаза, расслабиться и представить себе следующие картины:
Вообразите себе, что Вы идете по лесу. Вы должны очень ясно представить себе этот лес: какие там растут деревья, что ещё растет в их лесу, как он освещен. Есть ли там дорога или тропинка, или Вы сами прокладываете себе путь.
Потом Вы находите на земле чашку. Её тоже нужно вообразить во всех подробностях: старая она или новая, чистая или грязная, из чего сделана, какого цвета.
Продолжая гулять, Вы встречаетесь с препятствием. Это могут быть стена, забор. Представьте себе в подробностях Ваши действия.
Затем вообразите, что Вы подошли к дому. Какой он? Вы заходите в дом, обходите его, осматриваете, в общем, делаете все, что захотите. Вообразите себе обстановку дома во всех подробностях: мебель, освещение и т.п. Затем Вы выходите из дома и идете дальше.
Вы встречаете злого волка. Ваши действия? Как Вы выходите из положения?
Когда волк убегает, Вы продолжаете прогулку и подходите к озеру. Подойдите к озеру поближе и делайте всё, что захотите.
Наконец, Вы подходите к длинной высокой стене. Вы не можете увидеть, что за ней. Что Вы станете делать?
Объяснение:
Лес -- это общество. Состояние леса показывает Ваше умение жить в обществе. Какой он: темный и страшный или светлый и мирный? Идете ли Вы по тропинке или не разбирая дороги?
Чашка - это Ваш собственный образ. Какой он: чистый и светлый или темный и грязный?
Препятствие и то, как Вы преодолеваете его, представляет Ваше умение справляться с трудностями.
Дом и то, что Вы делаете в нем, означает Вашу семью и семейные отношения.
Волк и то, как Вы справляетесь с ним, означает Ваше умение преодолевать свой страх.
Стена означает смерть и Ваше отношение к ней.
Прислушайтесь к Вашей интуиции.
ЛИТЕРАТУРА:
«Великий педагог о воспитании», Москва, 1988г.
А.С.Макаренко, Собрание сочинений. Т.4, Москва, 1958г.
Н.Толмачев, Нарушение меры в воспитании как один из источниковвозникновения педагогической запущенности, Новосибирск, 1980г.
В.Г.Сенько, Воспитание у младших школьников норм поведения,Москва, 1999г.
В.В.Сазонов, Организация воспитательной работы в классе, Москва,2000г.
15