Алгоритм работы по предупреждению неуспеваемости

Иценко Валентина Поликарповна,
заместитель директора по УВР
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №7 г. Ноябрьска ЯНАО

Алгоритм работы
заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 7
по предупреждению неуспеваемости обучающихся

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации (сентябрь).
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с педагогическими работниками: классным руководителем, психологом, социальным педагогом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком (сентябрь).
Причины
I категория
II категория
III категория


Глубокое и общее отставание
Частичная, но устойчивая неуспеваемость
Эпизодическая неуспеваемость


Низкий уровень предшествующей подготовки ученика
Плохие бытовые условия
Затяжная болезнь
Отсутствие заботы родителей
Лень, недисциплинированность ученика
Недоработка в предыдущих классах
Недостаточный интерес учеников к изучаемым предметам
Слабая воля к преодолению трудностей
Недостатки преподавания
Непрочность знаний
Слабый текущий контроль
Невнимательность на уроках
Нерегулярное выполнение домашних заданий


3. Собеседование с учителями-предметниками по согласованию и уточнению индивидуального плана работы на текущую четверть по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика (в план включается обязательно: контрольный срез знаний детей, индивидуальная работа по ликвидации пробелов, ведение тематического учета знаний слабых детей, проведение работ с отражением индивидуальных заданий) (сентябрь, далее корректировка по мере необходимости)).

4. Контроль за использованием дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке, включением посильных индивидуальных заданий, созданием ситуаций успеха на уроках (в течение учебного года).

5. Контроль за ведением тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса (в течение учебного года).

6. Контроль за организацией учителями-предметниками индивидуальной работы со слабым учеником (в течение учебного года).

7. Работа с родителями (законными представителями) слабоуспевающих учащихся: индивидуальная беседа, проведение родительского собрания с приглашением всех учителей-предметников (в течение учебного года по необходимости).
Цель: Определение уровня взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, родителями (законными представителями) учащихся в решении задач по успешности обучения детей.

8. Контроль за посещаемостью слабоуспевающих учащихся индивидуально-групповых, консультативных занятий (в соответствии с планом ВШК).
Цель: Изучить систему работы учителя-предметника с неуспевающими учениками.

9. Контроль за ведением слабоуспевающими учащимися тетрадей, дневников. Контроль за работой учителей-предметников с тетрадями и дневниками данных учащихся. Контроль за работой классного руководителя с дневниками данных учащихся (в течение каждой четверти).

10. Наблюдение за работой учителя-предметника на дополнительных занятиях.
Цель: Как привлекаются неуспевающие к внеурочной деятельности, отношение отстающих ребят к занятиям по предмету (в течение года по мере необходимости).

Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5. Различные формы взаимопомощи.
6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Памятка для работающих с неуспевающими учениками
1. Фамилия, имя, отчество ученика.
2. Класс.
3. По каким предметам не успевает.
4. Поведение ученика.
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
8. Сколько времени уже длится эта работа.
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.
Алгоритм работы
учителя – предметника по предупреждению неуспеваемости обучающихся

1. В начале года учитель проводит диагностику с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использует на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для получения объективного результата.

3. Регулярно и систематически проводит опрос обучающихся, выставляет оценки своевременно, не допускает их скопления в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

4. Комментирует оценку ученика (отмечает недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем).

5. Выстраивает работу с целью ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ, после чего проводит повторный контроль знаний, умений, навыков.
6. Определяет сроки, в течение которых слабоуспевающий учащийся должен освоить тему; в случае затруднения дает консультацию.

7. Если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (трех и более), ставит в известность классного руководителя или родителей (законных представителей) ученика о низкой успеваемости.

8. Если пп. 1- 7 выполнены, но положительный результат отсутствует, докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:

Ф. И. ученика
Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса
Формы ликвидации пробелов
Сроки сдачи материалов
Информация классному руководителю (дата)
Информация родителям (дата)
Результат работы


Алгоритм работы
классного руководителя по предупреждению неуспеваемости обучающихся

1. Выявляет причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы; при необходимости обращается к психологу, социальному педагогу; использует анкетирование учащихся и родителей, собеседование. К возможным причинам неуспеваемости можно отнести пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине), недостаточную домашнюю подготовку, низкие учебные способности, нежелание учиться, недостаточную работу на уроке, высокий уровень сложности материала и т. д.

2. Если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, выясняет их причины (уважительные, неуважительные).
Уважительными причинами считаются:
- болезнь, подтвержденная справкой от врача;
- участие в мероприятиях, подтвержденное справками, вызовами, приказом учреждений-организаторов;
- освобождение от урока в случае плохого самочувствия (справка выдается медработником) с предупреждением учителя-предметника;
семейные обстоятельства (по заявлению на имя директора ОУ).

Неуважительными причинами считаются пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.

Немедленно информирует родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через совет профилактики (если пропуски систематические).

3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке проводит профилактическую работу с родителями ученика, обращается за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.

4. В случае жалобы ученика на завышение объема домашнего задания обсуждает вопрос с учителем-предметником или обращается к заместителю директора по учебно-воспитательной работе, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания нормам.

5. В случае если пп. 1-6 выполнены, но положительный результат отсутствует, ставит об этом в известность администрацию школы и обращается с ходатайством о проведении малого педсовета по вопросу неуспеваемости конкретного учащегося.
15