Место и роль Программы развития в деятельности образовательного учреждения.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 имени С.В. Добрина г.Липецка Место и роль Программы развития в деятельности образовательного : продолжаем разговор и выполняем решени е ко ллегии департамента образования Выступление Мочалова А.В. , директора по МАОУ СОШ № 23 г.Липецка , на семинаре 27.0 1 .2015 г. Слайд 1 Добрый день , уважаемые коллеги ! Слайд 2 Сегодня мы продолжаем разговор о месте и роли Программы развития в деятельности образовательного учреждения . Мы на семинаре нашего сетевого сообщества консультанта отдела развития департамента образования Хроменкову О.О. Также в нашей работе принимает участие мой заместитель Зыкова Г.В . С момента нашей первой встречи в этом учебном году в системе образования города п роизошло определенное осмысление затронутой проблемы. В ноябре 2014 года состоялось очень важное событие ‬ коллегия департамента образования, на которой были приняты управленческие реше ния в отношении деятельности руководителей учреждений в части разработки Программы развития. Слайд 3 В частности, согласно решению коллегии или корректировке Программы развития обеспечить соответствие ее содержани я действующе му законодательству, учесть приоритеты государственной и муниципальной политики в области образования при определении концепции желаемых изменений в состоянии образовательного процесса и управления им. Кроме того, до 1 мая 2015 года необходимо локальный акт, регламентирующий процесс разработки, согласования и утверждения Программы развития. Мы не могли оставить без внимания эти задачи, поставленные учредителем , и предлагаем вам сегодня включиться в диалог по поиску путей их решения. Сегодня мы о ткрываем на нашем сайте рубрику «Что нужно Программы развития», в которой в виде буклетов и памяток будут публиковаться советы по разработке Программы развития. Слайд 4 Также в этой рубрике мы планируем публиковать мнения экспертов и членов нашего сетевого сообщества. Поэтому с удовольствием будем ждать 2 ваших мнений по рассматриваемой проблеме. Перед началом семинара вы получили несколько буклетов, которые мы про сим испол ьзовать в нашей работе, наде я сь на плодотворную дискуссию . Слайд 5 Также среди раздаточного материала вы найдете примерное положение разработки, согласования и утверждения Программы развития. В отношении него нами получено мнение департамен т а образования, но о б этом чуть позже. Уважаемые коллеги ! П осле столь продолжительного вступления позвольте мне начать предметный разговор по заявленной проблематике. Но прежде одно отступление. Слайд 6 Т е , кто присутствовал на заседании коллегии департамента образования, помнят, что в ходе дискуссии возникли два противоположных мнения об обязательности Программы развития образовательного учреждения. Давайте оставим это т вопрос контролирующим органам. Н о мое мнение по данно му вопросу остается неизменным: каждая уважающая себя школа должна иметь этот стратегический документ, ибо руководитель образовательного учреждения , в соответствии со своими трудовыми функциями , определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения. А иметь это в уме или изложить в одном приказе будет довольно проблематично! Программа развития существенно отличается от тра диционного плана работы школы. Слайд 7 Эти отличия связаны прежде всего с ее ярко выраженной ин новационной направленностью. В то время как образовательная Программа основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, Программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном у чреждении. Прежде чем приступать к разработке Программы развития, необходимо ответить на некоторые вопросы: Слайд 8 ‬ Что следует учесть при разработке Программы развития? ‬ Что такое Программа ? Ч ем она отличается от плана мероприятий (гораздо более привычной формы планирования)? ‬ В чем различия Программы и проекта? ‬ Что такое концепция? Я вляется ли она частью Программы ? ‬ Каковы соотношения понятий: Программа , план, проект, концепция? ‬ Из каких элементов (блоков) должна состоять Программа ? Какова «нагрузк а» каждого элемента (блока)? ‬ Как ор ганизованы эти элементы (блоки)? К акова структура Программы ? Когда ответы на эти вопросы составителю Программы ясны, мож но приступить к разработке Программы . 3 На этом этапе также необходимо ясно представлять себе, как это делается. Слайд 9 С этой целью нужно прояснить для себя следующее: ‬ С чего начинать? ‬ В какой последовательности двигаться? ‬ На что обращать внимание в первую очередь? ‬ Каковы критерии реальности Программы ? ‬ Что необходимо проверить, учесть при составлении Программы ? №ассмотрим эти вопросы и возможные ответы на них последовательно. Что следует учесть при разработке Программы развития образовательного учреждения? Слайд 10 Конечно, необходимо остановиться на основных целевых ориентирах, определяющих развитие отрасли образования. Почему не учитывать их нельзя? Во - первых, установление в Программе развития четких критериев эффективности, на основе которых можно реально оценить переход ОУ в новое качественное состояние, на практике по - прежнему вызывает затруднение. А трансформирование общих целевых ориентиров развития образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в программ у развития ОУ является совершенно новой практикой. Слайд 11 Во - вторых, о сновные целевые ориентиры, определяющие развитие отрасли образования, утверждены в государственных, а также федеральных целевых Программа х. К таким гос Программа м относится и Программа «№азвитие образования» на 2013 - 2020 годы . Ориентиры для развития учреждений, а значит, повышения эффективности их деятельности заданы и в других документах федерального, регионального и муниципального уровней. Ориентиры для развития учреждений на региональном и муниципальном уровнях определены П рограмма ми «№есурсное обеспечение развития образования Липецкой области, 2011 - 2015 годы», «№азвитие образования города Липецка на 2014 - 2016 годы » . Тогда и целевые ориентиры региональных и муниципальных программ должны быть учтены в Программе развития ОУ. Слайд 12 В помощь вам наша административная команда проанализировала все ц елевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации федеральных, региональных и муниципальных программ в области образования и сгруппировала только те, которые необходимо учесть при разработке Программы . Они изложены в буклетах в раздаточном материале. В отличи е от образовательной Программы, структура Программы развития не регламентирована федеральными документами, поэтому 4 необходим локальный акт учреждения , который будет регламе нтировать деятельность по разработке, согласовани ю и утверждени ю Программы развития. Слайд 13 Сейчас я приглашаю к разгово ру своего заместителя Зыкову Г.В ., которая осветит основные моменты разработанного нами П оложения и пригласит вас к дискуссии по структуре данного локального акта. Презентация Зыковой Г.В. Выступление заместителя директора Зыковой Г.В. Дискуссионная площадка с участниками семинара в режиме открытого микрофона. Давайте д оговоримся о понимании основных терминов Слайд 14 Что такое Программа ? Ч ем она отличается от плана мероприятий? План обычно (так сложилось) составляется «от сегодняшнего дня», вперед, насколько хватит воображения у составителя. Как правило, составляя план, мы отвечаем на вопрос: «Что можно сделать?». А длительность (продолжительность) плана зависит от множества условий, как прав ило, внешних . Программа , по крайней мере, в момент своего составления, не привязана к срокам. Вопрос о планировании во времени встает на одном из последни х этапов работы над П рограммой. План ‬ это система (перечень) мероприятий, направленных на достижение целей и задач Программы развития образовательного учреждения. Слайд 15 Вопрос, на который отвечает Программа ‬ другой: «Что необходимо сделать, чтобы…?». Поэтому при составлении Программы всегда сначала необходимо задать вопрос: «Что должно произойти?», а потом вопрос : «Как именно этого добиться?». Программа , в отличие от плана мероприятий ориентирована на измен ение, на «шаг развития». Поэтому Программа всегда составляется не от нынешнего момента вперед, а, наоборот, от завтрашнего дня , от образа потребного будущего - к сегодняшней ситуации. В этом главное отличие плана от Программы . Сразу же заметим, что Програ мма ‬ гораздо более ответственный документ. З адавая образ результата (того, что получится в конце) мы берем на себя ответственность за собственные действия по его достижению. Программа - документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательно м учреждении, обеспечивающий новое качественное с остояние образовательной системы . Программа , задавая результат, проявляет наши намерения, показывает в явном виде, на что именно направлены наши действия. И, сл едовательно, Программа гораздо строже к результатам, прямо указывая, что должно быть получено. В чем различия Программы и проекта? 5 В сущности, термины Программа и проект близки. Их часто употребляют как синонимы. Некоторые авторы предлагают считать программой несколько взаимосв язанных проектов. Этого же понимания мы и предлагаем придерживаться. Слайд 16 Что такое проект? Это серия спланированных, тщательно документально обоснованных взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенных целей и разрешения конкретных задач за строго определенный период времени. Это планомерная работа, направленная на достижение конкретных целей, основанная на адекватном использовании имеющихся в распоряжении ресурсов. Что такое концепция и является ли она частью Программы ? С лайд 17 Концепция ‬ 1) определенный способ понимания, трактовки каких - либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел; 2) относительно целостная и завершенная, структурированная система взглядов, представлений, идей. Концепция Программы представляет собой текст, в котором изложено желаемое будущее состояние школы . В ней не описывается то, что есть, а обозначается , что должно быть, что должно характеризовать новую школу. Концепция ‬ это составная часть Программы . Концепция опирается на результаты проблемно - ориентированного анализа. Каковы соотношения понятий Программа , п лан, п роект, Концепция? Программа как целое объединяет в себе К онцепцию, проекты (два и более), план мероприятий. Слайд 1 8 №ассмотрим содержание и структуру Программы развития образовательного учреждения . Возможно , не весь перечень существующих подходов к структуре и содержанию Программы развития мы сегодня предложили вам в информационном буклете. В начале разработки Программы необходимо представить, в какой логике, последовательности будет составляться текст. Определим существующее положение дел ( проблемно - ориентированный анализ ). Первоначально убедимся, какие в образовательном учреждении есть условия, внутренние ресурсы и потенциал, позволяющие прогнозировать качественные изменения в школе. №азберемся, что составит проблему, а также угрозу для достижения желаемого будущего. И, наоборот, на какие внешние факторы и ситуации мы можем рассчитывать. Главное - не забывать об объе ктивности и надежности информации (не полагаться на устаревшие данные). Теперь уверенно можно вообразить образ желаемого будущего ( К онцепция ) и разрабатывать стратегию ( выражена в формулировке темы, описании противоречий, проблем, цели ) и тактику его дости жения ( проекты, планы мероприятий ). 6 Из каких элементов (блоков) должна состоять Программа ? Какова «нагрузка» каждого элемента (блока)? Основными элементами (блоками) Программы м ожно считать анализ реальной ситуации с формулировкой актуальных проблем, форм улировку цели, задач, разработку проектов, планирование результатов, составление плана мероприятий, финансового плана. Слайд 1 9 Анализ ситуации При подготовке анализа, кроме описания действительного положения дел образоват ельного учреждения, должны быть выявлены противоречия, обозначены проблемы, сформулирована тема Программы . Противоречие - это несоответствие между желаемым и дей ствительным состоянием учебно - воспитательного процесса школы (например, противоречие между объективной необходимостью качеств енных изменений результатов обучения школьника и недостаточными условиями для повышения качества обученности учащихся в школе). Проблема (греч. « задача, задание » ) ‬ вопрос, требующий решения. Формулируется и выявляется проблема из противоречия. Например, каким образом в условиях образовательного учреждения можно обеспечить повышение качес тва обученности школьников? Какие условия необходимы для повышения качества обученности школьников? Проблема определяет формулировку названия Программы . Тема Программы развития образовательного учреждения формулируется по желанию разработчиков. Тема Программы развития образовательного учреждения - свернутое в одно предложение содержание изменения или локальная формулировка, выражающая главную идею, мотив, пафос преобразования. Определившись с проблемами и темой смело можно приступать к разработке основн ых инструмент ов Программы : концепци и , цел и, задач , проек т ов , результат ов . Слайд 20 Концеп ция 1) Формулировка видения. Видение ‬ это сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях; образ наилучшего, наиболее совершенного состояния школы. 2) П роектирование миссии образовательного учреждения (приоритетных интересов ), целей и принципов построения. 3) П оиск, изучение и оценка новшеств . 4) П редварительный выбор идей и выделение ключевой идеи . 5) Ф ормирован ие образа будущего. Формулировка цели Вопрос: ч его мы хотим достичь, на какой результат выйти, выполняя П рограмму? 7 Цель - элемент Программы , тесно связан с другим ее элементом ‬ с результатом . Фактически это равнозначные элементы, организующие всю программу в целом. Цель Программы может быть сформулирована как «разрешающая пробл ему, которая стоит перед школой . Цель ‬ более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализаци и Программы . Цель обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по реализации Программы . Но , как правило, цель Программы связана с основной деятельностью той организации, которая составляет и реализует П рограмму. Поэтому более важной целью яв ляется новое качество образования, а изменение технического парка школы ‬ менее важной (частной) целью. Важно, чтобы цель, которая сформулирована в Программе была понятна всем участникам Программы , четко сформулирована, просто ‬ близка всем, кто имеет отн ошение к ее достижению. Только в этом случае можно надеяться, что Программа будет поддержана всем педагогическим коллективом. Итак, мы определили стратегию Программы развития учреждения, она заключается в описании темы, противоречий, проблем, цели, концепц ии. Тактика реализации Программы ‬ это система локальных практических действий, направленных на достижение цели. Вырабатывая тактику, мы определяем задачи, разрабатываем проекты, планируем мероприятия по достижению результатов, выбираем методы диагностиров ания, продумываем ресурсы и условия. Формулировка задач Задачи - это конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развертывается в комплекс взаимосвязанных задач ). Задачи по отношени ю к цели выступают как самостоятельные цели . Вопрос: к акие промежуточные результаты нужно получить, чтобы достичь цели? Деление цели на задачи ‬ неизбежный процесс, делается это для того, чтобы: ‬ выделить более простые и доступные для выполнения операции; ‬ создать последовательность выполнения операций с учетом их связи, сложности и времени выполнения, то есть выработать тактику достижения цели; ‬ смоделировать весь объем работы и рассчитать свои силы. Технологи я формирования задач состоит в расщеплении цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они д ают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому задачи формулируются в вид е перечисления (изучить, обеспечить, выяснить, совершенствовать , установить и т.д. или изучение, обеспечение, выяснение, совершенствование, установление ) и, как правило, их не бывает бо лее 3 - 5 . Очень важно, чтобы задачи и цель были согласованы. Составляя список задач, проверяйте себя, не появилось ли лишних задач (тогда поставленная 8 цель должна быть переформулирована). Или может оказа ться, что поставленных задач не достаточно для достижения цели. В этом случае список задач должен быть дополнен. Слайд 21 Как разработать проект В последние годы модным и ча сто употребляемым стало слово проект . В сущности, термины Программа и проект близки. Их часто употребляют как синонимы. Некоторые авторы предлагают считать программой несколько взаимосвязанных проектов. Этого же понимания предлагаем и мы придерживаться. Аналогичным образом указанные выводы можно интерпретировать и на под п рограммы . Проект , как и под программа, вс егда имеет цель (перевод слова проект ‬ « брошенный вперед » ). В отличие от цели Программы , цель проекта гораздо конкретнее. Это может быть, например, отдельная задача. Но может быть и иначе в зависимости от структуры всей Про граммы в целом. Проект обязательно ограничен во времени. Про проект всегда можно сказать , сколько времени он будет реализовываться. Отдельные школьные проекты в рамках Программы имеют собственную продолжительность, которая определяется не столько общей (вн ешней) временной рамкой, сколько содержанием данного конкретного проекта, временем на достижение его результата. №езультаты Программы Как уже понятно из вышеизложенного, критерием успешности разработки всей Программы является ее результат. При составлении Программы необходимо сформулировать результат. Именно результат (ожидаемый) определяет цель Программы . Вопрос: что конкретно изменится на уровне данного образовательного учреждения по сле завершени я Программы ? Цель Программы и ее результат взаимосвязаны. Формулируя цель, разработчики Программы сразу же определяют круг возможных результатов. По конкретности планируемых результатов цель тоже приобретает черты определенности. Чем точнее сформулированы результаты, тем п онятнее всем участникам становится цель Программы в целом, тем легче она будет реализовываться. Именно формулировка результатов Программы может вызвать наибольшие споры , потому что результаты наглядны и конкретны. Формулируя результаты, необходимо задумат ься над тем, в чем конкретно они будут измеряться ( где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении ) . Требования к целевым индикаторам, описанию ожидаемых результатов: ‬ соответств ие показателям, характеризующим проблему; ‬ значения индикаторов за последний год; ‬ наличие промежуточны х годовы х значени й индикаторов ; ‬ качественное описание степени решения проблемы; 9 ‬ оценка устойчивости результатов; ‬ при отсутствии статистического наблюдения значения целевых индикаторов могут отсутствовать. Планирование П ланирование - это проекция деятельности в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и средствах. №езультатом планирования является план - управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План представляет собой систему м ероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения. Практика убедительно показывает, что тщательно разработанный план - залог его успешно й реализации. О н позволяет всесторонне осмыслить действия, заранее предусмотреть объем работы, избежать различных огрехов, придает работе ритмичность на всех этапах его реализации . При разработке плана четкое отражение должны найти сле дующие вопросы: ‬ в чем б удет заключаться преобразование; ‬ какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах; ‬ какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для изменений и их следствий; ‬ как будут о тслеживаться выбранные параметры; ‬ какие методы получения и обработки информации будут применяться; ‬ какое время потребуется для реализации Программы ; ‬ с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в процессе реализации Программы ; ‬ как будет оформляться и оцениваться результат. ‬ каким образом будут согласованы вопросы Программы развития учреждения с коллективом; ‬ как будет осуществляться подбор и необходимая коррекция (уравнивание) объектов; ‬ что будет включать в себя подготовка методического о беспечения , диагностического инструментария, размножение методических материалов. Как организованы элементы (блоки) Программы , какова ее структура? Слайд 22 В организации Программы главное ‬ согласованность ее элементов. Первое ‬ взаимосвязанность элементов Программы . Об этом уже шла речь, теперь попытаемся сформулировать требования к согласованности элементов Программы точнее. Итак, во - первых, цель и результат Программы взаимосвяз аны и отражают друг друга. Лучше, сначала , сформулировать результаты, а затем цели или делать это параллельно. Следующий важный момент ‬ согласование целей и задач Программы и составляющих ее проектов. Здесь возможны различные варианты структуры. 10 Например , задачи формулируются как микро цели, каждая из которых отражает отдельное направление деятельности (рис. 1). Слайд 23 Общая цель дробится на свои составляющие, которые , в свою очередь , становятся проектами ‬ самостоятельными микро п рограмма ми со своими ча стными результатами. №ис. 1 При такой структуре Программы она с самого начала существует и далее развертывается как несколько относительно самостоятельных подпрограмм. Как правило, при такой организации для решени я каждой задачи назначается отдельный человек (ответственный), который на протяжении всего срока существования Программы курирует ее реализацию. Такая структура имеет свои преимущества. Она наиболее проста для контроля и оперативного управл ения. Однако ест ь и недостаток: при такой организации наиболее вероятен разрыв между направлениями, конкурентные направления между нами, потеря общей цели и опасность не достичь общего результата. Прообразом такой организации Программы может стать ее поэлементное выполне ние, например, как если бы при ремонте помещения каждую стену ремонтировали бы отдельно. Слайд 24 Возможна и другая структура Программы (рис. 2). №ис. 2 При такой структуре ни задачи, ни проекты не обособляются. А результаты не складываются, как в предыдущем примере, а возникают как единый совокупный продукт. Если продолжить аналогию с ремонтом, то Ц ель Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Проект 4 Проект 3 Проект 2 Проект 2 Р езультат Ц ель Задач а 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Проект 4 Проект 3 Проек т т 2 Проект Рез у - льтат Р езультат Рез у - льтат Рез у - льтат Рез у - льтат 11 здесь последовательно, а иногда и параллельно, закупаются материалы и выполняются отдельные типы работ, но сразу по все м направления м реализации Программы . Ясно, что подбор индивидуальных заданий для исполнител ей может происходить на этапе выделения отдель ных проектов. При этом вся команда работает единым фронтом , становится более сплоченной , что также способствует успеху, х отя управление такой деятельностью усложняется. Слайд 25 Приведем еще примеры организационной структуры Программы (рис.3). №ис. 3 В данном случае задачи планируются как отдельные шаги - этапы реализации Программы , которые на определенном этапе дифференцируются на отдельные проекты. В принципе , вариантов структуры Программы может быть много. Самое гл авное, чтобы при составлении Программы разработчики сразу представляли себе ее полную форму. Наверное, можно порекомендовать на этапе разработки составлять аналогичные рисунки, сразу вписывая в соответствующие ячейки содержание составляющих элементов. Тогд а вся Программа предстанет в качестве единого целого. Слайд 26 Составляя программу развития, повторим, необходимо обязательно сразу проектировать ожидаемые результаты по каждому отдельному действию и соотносить эти результаты с поставленными целями и задачами. Именно внутренняя согласованность Программы ‬ одно из важн ейших условий ее успешной реализации. Важно также при любом изменении Программы проверять ее новую версию на внутреннюю согласованность. Изменение любого элемента (блока) Программы приводит к ее рассогласованию. Поэтому вносить изменения, если это необход имо , нужно осторожно. Также разработчики Программы должны обратить внимание на оценку результативности (степень соответствия поставленных целей и полученных результатов, возможность их изменений) и эффективности Программы (степень соответствия затрат и пол ученных результатов). Качество оценки будет зависеть от наличия в Программе мониторинга и обратной связи, Ц ель Проект 4 Проект 3 Проект 2 Проект 2 Р езультат З а д а ч а - э т а п З а д а ч а - э т а п З а д а ч а - э т а п 12 позволяющей быстро реагировать на изменения и вносить коррективы в содержание. Любое изменение функционирующей системы ‬ риск для ее устойчивой деятел ьности. Поэтому в современной теории проектирования обязательно обсуждаются ее риски (или нежелательные эффекты). Такое обсуждение требует определенных навыков. Чтобы про делать подобную работу, необходимо заранее представить себе, к каким последствиям може т привести реализация Программы . При этом нужно научиться видеть не только плюсы, но и возможные минусы производимых изменений. Если при разработке Программы удалось предвидеть такие минусы , желательно сразу подумать об их минимизации. Заранее рецептов такой деятельности дать невозможно. Даже если составленная Программа выглядит не так красиво , как привычные в работе школы планы мероприятий, грамотно составленная Программа обязательно прине сет свои результаты. Уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем вам ознакомит ь ся с краткой версией проекта Программы развития нашей школа. Она не п ретендует на всеобщее одобрение. О на лишь демонстрирует основные подходы в работе участников образовательных о тношений 23 школы. Итак… Презентация краткой версии проекта Программы развития МАОУ СОШ №23 г.Липецка. Освоение учащимися ФГОС является предметом целевых индикаторов и ож идаемых результатов практически всех программ федерального, регионального и муниципального уровней. Поэтому ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что Программы развития образовательных организаций будут в обязательном порядке содержать целевые ориентиры на реализацию ФГОС и особенно на достижение результатов их освоения учащимися , так как именно с тандарты позволяют нам описать образ будущего (школы, учителя, выпускника). О взаимосвязи стандартов, образовательной Программы и Программы развития вам расскажет Хроменков а О.О. Выступлени е Хроменковой О.О. Уважаемые коллеги! Мы благодарим вас за работу на сегодняшнем семинаре и ждем от вас мнений и советов по заявленным проблемам. Титульный слад. Заставка семинара. Спасибо за внимание !