Конспект урока по русскому языку на тему Способы образования имен прилагательных.НЕ с именами прилагательными,существительными и наречиями на -O и (-Е)

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема. Способы образования имен прилагательных. НЕ с име-
нами прилагательными, существительными и наречиями
на – о (- е). Цель: повторить способы образования слов, ознакомить учащих-
ся со способами образования имен прилагательных; повто-
рить правописание не с именами существительными, при-
лагательными и наречиями на – о(- е); совершенствовать умения учащихся применять изученное правило на практи-
ке.
Оборудование: учебник, таблица, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока


Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1
Заменить полные качественные имена прилагательные краткими.
Воздух прозрачный и свежий; жгучий змеиный яд; пахучий цветок; смирный конь;
прекрасный голос; удачный ответ; горячий ветер пустыни; могучий зверь.

Карточка № 2
Выписать прилагательные в сравнительной и превосходной степени, выделить суффиксы.
На Севере вырабатывали тончайшие полотна и кружева. Мой друг был талантли-
вее и удачливее меня. Байкал – глубочайшее озеро в мире. Лошадь дедушки выручи-
ла его из величайшей беды. Старейшие русские породы коней – гордость донских
казаков.
Словарный диктант.
Определить разряд прилагательных.
В студеную зимнюю пору, в дремучем лесу, при хорошей погоде, при легком
свежем ветерке, жгучим солнцем, при вечерней заре, на волчьей тропе, искусный
мастер, серьезная профессия, серебряный иней.

Работа над темой урока
Беседа с классом.
- Какие способы словообразования в русском языке вам известны?
- Какими способами чаще всего образуются имена существитель-
ные?
- Попробуйте предположить, какими способами могут образовы-
ваться имена прилагательные?
Разноуровневые задания.
Для группы сильных учащихся
Прочитайте параграф. Сопоставьте способы образования имен существительных и прилагательных в русском языке. Составь-
те таблицу «Способы образования имен существительных и прилагательных». Назовите способы образования, которые можно считать самыми распространенными для каждой части речи.
Определите способы образования данных слов: безоблачный,
сельскохозяйственный, осенний, безводный.

Для группы средних учащихся
Прочитайте параграф. Составьте план ответа. Иллюстрируйте свой ответ примерами.
Образуйте имена прилагательные, обозначьте их состав:
- при помощи приставок (мятежный, водный, грамотный);
-при помощи суффиксов ( машина, осень, журавль);
- при помощи приставок и суффиксов ( море – за-, - ск- ;
размер – без-, -н- ; шефы – под-, -н-);
- сложением основ (русский и украинский, черные брови, лес
и пилить). Учащимся можно предложить подбирать примеры самостоятельно.

Для группы слабых учащихся
Прочитайте параграф, перескажите его. Иллюстрируйте свой ответ примерами.
Назовите, каким способом образованы слова:
– с помощью приставок.Обозначьте их(предобрый, презабав-
ный, безводный);
- с помощью суффиксов. Обозначьте их ( осенний, матрос-
ский, талантливый)
- с помощью приставок и суффиксов. Обозначьте приставки и суффиксы ( сотрудник, приморский, прибрежный);
- из двух основ. Обозначьте их ( железнодорожный, плодово-
ягодный, угледобывающий).

Работа по учебнику.
Упражнение 180.
- Какие общие с правописанием имен существительных моменты вы можете отметить?
- Что кажется вам новым?
IV. Закрепление изученного материала
1. Разноуровневые задания.

Для группы сильных учащихся
Сгруппируйте слова соответственно правилам: (не) приятель,
(не) нависть, (не) воля, (не) брежный, (не)правда, (не)взрач-
ный, (не)ряшливо.
Подберите к словам синонимы и запишите их.
Составьте два предложения с предлагаемыми словами.

Для группы средних учащихся
Выпишите из упражнения имена существительные с не , к
которым можно подобрать синонимы.
Составьте предложение с любым словом.

Для группы слабых учащихся
Выпишите из упражнения имена существительные, которые не употребляются без не.
Составьте предложение с любым словом.

2. Работа с учебником.
Упражнение 181( выписать только прилагательные с не, объяс-
нить правописание).

3. Работа у доски.
Задание: записать предложения, определить, в чем сложность
орфографии.
Речка была не глубокая, а мелкая. Речка была неглубокая, а
быстрая.
Все в тающей дымке: холмы, перелески. Здесь краски неярки
и звуки нерезки. ( Н. Рыленков)

4. Диктант-миниатюра.
Из густой травы вылетела небольшая рыжеватая птица. Она по-
ходила на цыпленка, такая была нескладная. Полетела над самым
лугом, ноги повисли вниз и болтались, словно она забыла их подо-
брать. Весь вид этой невзрачной забавной птицы был на редкость
смешной и нелепый. Дедушка сказал: «Зовут эту птицу корос-
тель».
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
Учебник, параграф 24, упражнение 181( выписать оставшиеся
словосочетания), упражнение 182.




15