Методическая рекомендация в помощь педагогам дополнительного образования и методистам по введению регионального компонента в образователные программы


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
дом детского творчества
Методическая рекомендация
Введение в образовательные программы
регионального компонента



2016 год
Основой для разработки методической рекомендации стала государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Ростовской области на 2011-2015 годы».
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи.
В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние подрастающего поколения.
Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Национально-культурные традиции, их позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие обучающихся как нигде лучше всего может проявиться в образовательном процессе через организацию цикла занятий, воспитательных мероприятий казачьей направленности.
Рекомендуется перераспределить количество часов внутри программы с целью введения в образовательный процесс необходимого количества часов на изучение данных тем.
Примерные разделы и учебные темы, раскрывающие особенности истории и культуры донского казачества:
«Гимн. Герб. Флаг»: изучение гимна, флага, герба Ростовской области, Тацинского района, исследование, как они соотносятся с историей казачества.
«Животные нашего края»: значение животных для казачьих семей, конь – верный друг казака.
«Труд и быт жителей Дона»: труд знаменитых казаков своего района в различное время года, трудовые династии, строительство жилищ казаками, особенности их строения, православные храмы, традиционные православные праздники, почитаемые казаками, промыслы и ремесла, которыми владеют казаки, живущие в районе, донская кухня, традиционная в казачьих семьях.
«Населенные пункты»: названия станиц, хуторов, улиц, связь их с историей и бытом казачества.
«Красота окружающего мира»: казачья тематика в произведениях талантливых людей.
«Лента времени»: исторические события, связанные с жизнью казаков на Дону.
«История на карте»: переселение казаков.
«Основание городов и станиц»: образование городов и станиц, особенности казачьих поселений, православные храмы, история которых связана с казачеством.
«С верою в сердце»: значение веры для казака, устройство православного храма, правила поведения в храме.
«Семья»: исследование своей семьи, кто в семье является казаком, как зовут, какие они по характеру, их любимые занятия и увлечения; уклад казачьей семьи, донской говор, семейные казачьи традиции.
«Ты и твое имя»: изучение своего имени, православные святые – покровители имени, именины.
«Из истории донских фамилий»: казачьи фамилии, распространенные фамилии твоей местности, связь истории казачества с фамилией твоего рода.
«Кто ленится, тот не ценится»: значение труда для казаков, казачьи сказки, сказы и др., связанные с трудом казака.
«Донские умельцы»: промыслы и ремесла, распространенные в казачьих семьях.
«Народные обычаи и традиции»: традиции и обычаи, распространенные в казачьих семьях.
«Казачий фольклор»: фольклор, диалект, казачьи игры.
«Родная станица, хутор»: улица, на которой я живу,  основание родной станицы, хутора, связь истории родной улицы с историей казачества.
«Достопримечательности»: достопримечательности родной станицы, хутора, связанные с историей казачества.
Основными тематическими разделами программы могут быть:
«Донское казачество: устройство общества»;
«Занятия донских казаков»;
«Дети в традиционной культуре донских казаков»;
«Календарный праздник глазами ребенка»;
«Дети и фольклор»;
«Календарные обряды и обрядовый фольклор донских казаков
«Обряды жизненного круга и обрядовый фольклор»;
«Молодежь в традиционной культуре донских казаков»;
«Мужской мир донского казачества»;
«Женский мир донского казачества»;
«Субкультура "особых" людей (профессии и ремесла, сиротство, вдовство, инвалидство)».
Примеры используемых фраз для написания целей и задач по патриотическому воспитанию обучающихся:
Цель - обучение и воспитание обучающихся в духе православия, верности традициям российского казачества, любви к Отечеству, почитания родителей, умеющих ориентироваться в общественной обстановке, имеющих свои суждения и взгляды, ответственных за свои поступки и действия перед собой, близкими, обществом и окружающей природой.
Цель – формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся.
Цель – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Дона на основе изучения исторически сложившихся традиций донского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.
Цель – создание  представления у обучающихся о фольклоре и традиционной культуре донского казачества.
Цель - воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем с её   казачьими корнями.
Целями  программы являются:
- воспитание патриота России, Кубани, уважающего культурные традиции своего народа;
- показать, что без идеалов, веры, духовности жизнь человека бессмысленна;
- обратить внимание учащихся на врожденное стремление человека к красоте, доброте;
- помочь найти каждому ученику свое место в жизни;
- познакомить с православным образом жизни, православными духовно-нравственными ценностями.
Цель: воспитание гармонически развитой и творчески активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей и творческих задатков посредством обучения игре на фортепиано.
Для достижения основной цели выполняются следующие ЗАДАЧИ:
- создание условий для организации образовательного процесса на основе историко-культурных традиций донского казачества;
- воспитание патриота Дона, знающего, любящего, бережно относящегося и приумножающего его культуру, природу, традиции;
- воспитание у обучающихся высоких духовно-нравственных качеств: милосердия, доброты, отзывчивости, уважительного отношения к старшим, честности, искренности;
- формирование потребности в здоровом образе жизни, занятиях спортом, участиях в оздоровительных мероприятиях;
- выработка у обучающихся активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, мотивации на учебную деятельность.
- работа с родителями по пропаганде использования в семейном воспитании историко-культурных традиций донского казачества;
- изучение основ военного дела и правил безопасного поведения при ЧС;- изучение истории казачества, быта и обычаев казаков;- развитие физических качеств обучающихся: силы, выносливости, быстроты,
гибкости и ловкости;- формирование морально – волевых, духовно-нравственных качеств обучающихся в лучших традициях Российского казачества;
- развитие и обогащение знаний дошкольников о нашей многонациональной станице, хуторе, дать общее представление о казаках;
- познакомить обучающихся с обычаями и традициями, историей, бытом, народным творчеством казаков;
- воспитание у обучающихся интереса, бережного отношения к природе родного края, развитие способности чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё;
- привитие интереса к событиям прошлого и настоящего, искусству, уважение к труду;
- способствовать повышению активности родителей в воспитании у обучающегося любви к родному краю, станицы, содействовать становлению желания принимать участие в жизни станицы, хутора;
- создание мини-музея истории казачества для привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края (казаков), уважения и бережного отношения к семейным ценностям;
- познакомить обучающихся с обычаями и традициями, народным творчеством народов Северного Кавказа, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов, воспитывать добрые чувства.
- содействие формированию у обучающихся представлений о социальной структуре и основных видах деятельности Донского казачества,  пониманию общественной жизни, адекватных современному уровню развития знания и культуры;
- воспитание  патриотизма, культуры межнационального общения, любви к  Малой родине, семье, соотечественникам и согражданам, толерантности;
- формирование высоких духовно-нравственных качеств: милосердия, доброты, отзывчивости, уважительного отношения к старшим, честности, искренности.
- работа по организации внеурочной деятельности обучающихся, направленной на формирование навыков культурного отдыха;
- выработка навыка бережного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России, Дона;
- воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;- учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
Введение казачьего компонента в учебные планы позволит реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:
воспитание гражданственности и любви к Родине.
защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.
формирование мировоззренческой нравственной культуры.
гуманизация и гуманитаризация процесса образования.