Консапект занятия в подготовительной группе на тему Расширение семантического поля слова Снег- Снежные родственники
Комитет по образованию администрации
Среднеахтубинского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» Р.П. СРЕДНЯЯ АХТУБА
Тема: « Расширение семантического поля слова
«Снег»- «Снежные родственники».
Составила
Учитель- логопед
Штыховская Елена Анатольевна
р.п. Средняя Ахтуба, 2014
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое рзвитие»
Тип: интегрированное
Возраст детей: 6-7 лет
Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок.
Формы организации: подгруппа.
Задачи:
формирование и расширение семантического поля слова «снег», развитие валентности слов;
формирование словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи;
уточнять и обогащать словарь по теме «Зима» в процессе формирования семантического поля слова «снег»;
введение в речь синонимов и антонимов, слов с переносным значением;
совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, употребление падежных форм существительных) ;
дать понятие орфограммы «чередование согласных в корне слова»;
совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложносочиненные предложения с союзом а) ;
расширять словарный запас путем подбора однородных определений и слов, сходных внешними семантическими характеристиками;
учить выбирать родственные слова из потока слов;
совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность, логическое мышление;
развивать фонематическое восприятие;
пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - оказать помочь персонажу, выразить свое отношение к наблюдаемому явлению;
совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества;
воспитывать навыки культуры поведения.
Предварительная работа:
Рассматривание картин.
Беседы о зиме.
Разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминуток.
Наблюдение за снегопадом
Чтение стихов и рассказов о зиме.
Дидактические игры.
Оборудование и материалы:
Проектор, карточки со словами, письмо, маркеры, листы бумаги, картинки, магнитная доска, елка, контейнеры с молоком, сахаром, мукой, мелом.
Ход непосредственной образовательной деятельности
I. Организационный момент
Вход в зал под музыку.
II.Основная часть
Логопед: Здравствуйте, детишки! Я получила письмо от Деда Мороза: он просит вас не забывать о нем, быть вам веселыми в новом году и здоровыми. Сегодня мы с вами поговорим об одном удивительном зимнем явлении природы, отгадайте, о чем пойдет речь:
Белое покрывало всю землю укрыло.
- Молодцы! Это снег! Мы с вами вспомним не только о снеге, но и о всех его родственниках – словах, очень похожих на слово «снег». Этими родственными словами мы укроем от морозов вот это дерево, назовем его «родственное дерево», у корней которого мы поставим самое главное слово в этой «снежной семье» – слово «снег».
Подбор слов-признаков к слову снег.
Ребята, вы видите снег каждый день на улице. А какой он? Давайте опишем его с помощью слов-признаков (холодный, сыпучий, белый, чистый, липкий, мягкий, пушистый, колючий, скрипучий) .
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра: «А что вчера»
Сегодня снег блестит, а вчера. тоже блестел.
Сегодня снег падает, а вчера.
Сегодня снег сверкает, а вчера.
Сегодня снег тает, а вчера.
Сегодня снег хрустит, а вчера.
Сегодня снег идёт, а вчера.
Игра «Закончи предложение» (изменение существительного снег по падежам)
Зимой часто идет (снег)
А летом не бывает (снега)
Все дети зимой рады (снегу)
За окном мы видим (снег)
Зима богата (снегом)
Летом мы мечтаем (о снеге) .
Игра «Сравни и объясни»: снег идет, человек идет, часы идут.
Игра «Что общего у предметов»: снег, сметана, сахар, мел, молоко.
Снегурочка - родственное слову «снег»? Почему? Давайте поместим это имя на ветках дерева.
Логопед: А что такое снег? Из чего же он состоит, угадайте.
Что за звездочка такая
На пальто и на платке,
Вся сквозная, вырезная,
А сожмешь – вода в руке,
Так похожа на пушинку,
А зовут ее . (снежинка)
(слово «снежинка» ставим на дерево)
Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.
Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
- А теперь давайте нарисуем снежинки, падающие с неба на листе бумаги.
Дети рисуют.
- Какие снежинки у вас получились? (Они отличаются, разные). Люди, которые изучали снежинки, утверждают, что они все разные и одинаковых нет.
Логопед: Скажите, а как ласково назвать снег? (Снежок). А еще что называют снежком? (маленькие комья, вылепленные из снега). А вы любите играть в снежки? Давайте сыграем.
Развитие мелкой моторики.
«Снежок».
Раз, два, три, четыре,
Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили.
Лепят, меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий.
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.
Грозят пальчиком.
Логопед: Чем любят заниматься дети на улице зимой? (кататься на санках, лепить снеговика)
- Из чего сделан снеговик? (из снега) (Поставить слово «снеговик»). Снеговик на слайде.
Игра «Что забыл нарисовать художник? » (упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи)
Логопед: Какой же ты красивый снеговик.
Снеговик (звучит голос) : Да, это меня нарисовал художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать моих братьев-снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Помогите, пожалуйста, художнику – дорисуйте моих братьев-снеговичков.
Логопед: Садитесь за стол и выбирайте картинки.
(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)
«У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую »
(Снеговик хвалит детей, а логопед дарит эти картинки Снеговику.)
Снеговик: Спасибо, ребята. Теперь мои братья тоже очень симпатичные. До встречи!
Логопед: До свидания, Снеговик. А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Снег идет, снег идет, дворник улицу метет.
Снег сегодня шел с утра, рада снегу детвора.
Снег на ветках , на дорожках,
на носах и на ладошках.
Логопед: Говорят, что одна снежинка еще не снег. А две? (тоже не снег). А когда можно сказать, что идет снег? Когда снежинок много, как такое явление называется? (снегопад). Это слово прикрепляет логопед.
- Из каких двух слов составлено слово «снегопад»? (Снег падает). А давайте еще поиграем в такую игру.
Игра «Объясни слово» (с помощью картинок)
Снегоход
Снегоуборка
Снегоочиститель
Снегопогрузчик
Снегомер
Снегоступы
Игра «Подбери слово»
- Что еще бывает снежным?
Снежный (ком, дом, дворец)
Снежная (зима, баба)
Снежное (покрывало, небо)
Снежные (дни, вершины, дороги, узоры)
Игра «Четвертый лишний»
На доске картинки: лебедь, утка, снегирь, журавль.
«Лишнее» слово – снегирь, потому что это зимующая птица, остальные – перелетные.
- Какое слово спряталось в названии этой птицы? (снег)
Слово СНЕГИРЬ помещаем на «дерево».
- Вспомните первый весенний цветок, который тоже родственник слову снег? (ПОДСНЕЖНИК) .
- Когда он появляется? (Появляется он тогда, когда снег еще весь не растаял, под снегом начинает распускаться) .
- Да, он появляется под снегом, поэтому называется ПОДСНЕЖНИК.
Выставляется слово.
- Если зимой очень много снега, то зима какая? (снежная)
Карточка со словом СНЕЖНЫЙ выставляется на «Словесное дерево».
Наблюдение за процессом чередования согласных Г-Ж в корне слов.
- Посмотрите на все эти слова на «дереве». Какое одинаковое слово есть у всех «родственников»? (слово снег, а в некоторых словах - снеж)
- Чем отличаются слова «снег» и «снеж»? (звуками Г и Ж)
- Да, в некоторых словах звук Г превращается в звук Ж.
- Назовите слова, в которых оно звучит как «снеж». (снежинка, снежок, снежный, подснежник) .
- В каких словах звучи «снег»? (снеговик, снегопад, снегурочка) .
Игра «Доскажи словечко»
Логопед: Давайте еще раз вспомним, с какими «родственниками» слова снег мы сегодня познакомились
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть
Они об одном говорят.
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.) »
III. Итог занятия.
- Чем занимались?
-Что узнали нового?
-Что больше всего запомнилось?