Проект Условия формирования плесневых грибов


МКОУ «КНОШ»
Проект
«Условия образования плесени на пищевых продуктах»
Выполнили: Архипова В., Тюрникова А,
Ковалевич Д., Ильясов М.
Уч-ся 2 класса
Учитель: Ковалевич И. Н.
Визитка проекта
Название проекта: «Условия образования плесени на пищевых продуктах».
Выполнил: уч-ся 2 класса
Тип проекта: информационно – исследовательский.
Вид проекта: групповой
Учебный предмет: окружающий мир (А.А.Плешаков)
Время выполнения: две недели.
Гипотеза: если в тепле плесневые грибки появляются на продуктах быстро, то холод препятствует появлению плесени.
Цель проекта: Выяснить, при каких условиях образуется плесень на пищевых продуктах.
Задачи:
Расширить свои знания о плесени через работу с научной литературой.
Определить, при каких условиях образуется на продуктах плесень, что препятствует ее появлению.
Рассказать своим товарищам о вреде плесени и как правильно хранить продукты.
Практическая значимость: знать условия хранения продуктов, забота о своем здоровье.
План работы над проектом.
1. Поиск сведений о плесени (библиотека, энциклопедии, Интернет): узнать больше о плесени, о ее вреде и пользе.
2. Провести исследование (наблюдение), данные занести в таблицу.
3. Сделать фотографии результатов наблюдений.
4. Оформить работу рефератом.
5. Защита проекта: выступление перед одноклассниками и родителями.
Содержание работы.
1. Вступление.
2. Практическая работа. Наблюдения. Выводы.
3. Заключение.
4. Источники информации.
I. Вступление. Плесень – это грибы, представители совершенно отдельного и огромного царства, которое в сравнении с животными и растениями еще очень плохо изучено. Грибы – организмы, которые всасывают жизненную энергию из внешнего мира всем телом (грибницей или мицелием). Грибница обычно скрывается под землей, а над землей находится орган размножения, содержащий миллионы спор (как раз то, что в обиходе принято называть грибами – плесень).
Плесневые грибки одними из первых привлекли внимание исследователей; они пышно растут на залежавшихся кусках хлеба, сыра, на овощах и плодах, на различных растительных остатках, кормах животных, а также на стенах сырых, плохо протапливаемых помещений в виде пушистого налета зеленого, желтого, серого, черного цвета со своеобразным земляным запахом. Повышенная влажность и температура воздуха способствуют усиленному их размножению – образованию огромного количества спор, которые, попадая в воздух, разносятся на большие расстояния ветром, насекомыми, животными.
Наибольшее распространение имеют различные виды грибков рода Аспергиллов и рода Пенициллов. Основным местом их обитания является почва, они живут также на растениях, находятся в воздухе и являются постоянными обитателями кожи и слизистых оболочек животных и человека.
Плесневые грибки широко используются в пищевой и медицинской промышленности. Так, культуры некоторых пенициллов, выращенных на питательных средах, применяют при изготовлении сыров «Рокфор» и «Каламбер». Применяют некоторые виды плесневелых грибков и в виноделии. В русской народной медицине с лечебной целью применяли сухой толченый хлеб, поросший зеленой плесенью.
В 1929 году английский бактериолог А. Флеминг выделил из зеленой плесени антибактериальное вещество – пенициллин. А в нашей стране пенициллин был получен в 1942 году Зинаидой Виссарионовной Ермольевой и Тамарой Иосифовной Балезиной. Пенициллин получил широкое применение для лечения инфекционных болезней.
Некоторые плесневые грибки выделяют опасные ядовитые вещества; вызываемые ими заболевания – Микотоксикозы разрушают живые ткани организма человека и животных. В 1954 -1955 году в Японии быстро погибло очень много свиней, которых накормили заплесневелым рисом. Если лошадей накормить зараженной плесенью стахиботриса соломой, то они могут погибнуть. Если человек будет скирдовать или перевозить такую зараженную солому, работать с заплесневелым зерном, то он тоже может заразиться.
Люди могут заразиться и при употреблении в пищу зараженных молочных и других продуктов, на которых есть плесень, могут вдохнуть пыль, содержащую споры этих грибков и тяжело заболеть. У них может начаться мучительный кашель, тошнота, рвота, кровохаркание, сильные головные боли, повышение температуры тела.
II. Практическая работа. Наблюдение.
Начало работы: 1ноября 2013 года.
Описание работы: три куска белого хлеба я смочил водой, положил в полиэтиленовые мешочки. Образец № 1 поставил в теплое место (t = +25°), образец № 2 – верхняя полка холодильника ( t = - 2°), образец № 3 – в морозилку ( t = - 16 °).
Каждый день я осматривал куски хлеба, наблюдения заносил в таблицу.
Дата Изменения
Образец № 1 Образец № 2 Образец № 3
01.11.13 на мешочке появились капельки воды на мешочке появились капельки воды хлеб замерз: затвердел и немного побелел
02.11.13 изменений нет изменений нет изменений нет
03.11.13 появились 3 небольшие желтые пятна плесени и запах изменений нет изменений нет
04.11.13 желтые пятна плесени увеличились в размере изменений нет изменений нет
06.11.13 на желтой плесени появились небольшие зеленоватые пятна изменений нет изменений нет
08.11.13 зеленой плесени стало больше, занята большая часть куска изменений нет изменений нет
09.11.13 сверху желто-зеленой плесени появилась черная плесень отдельными точками изменений нет изменений нет
10.11.13 отдельные участки покрылись плесенью розового цвета, запах сильный и неприятный появился небольшой запах изменений нет
11.11.13 черные пятна стали большими, плесень покрывает почти весь кусок с одной стороны куска появились маленькие точки плесени голубого цвета изменений нет
12.11.13 весь кусок покрылся разноцветной плесенью с неприятным резким запахом изменений нет изменений нет

Образец № 1 на конец наблюдения Образец № 2 на конец наблюдения
Образец № 3 на конец наблюдения
Выводы по наблюдению.
1.Плесень быстро появляется в теплом месте при высокой влажности.
2. Холод не дает появляться плесени.

III. Заключение.
Мое исследование подтвердило данные специальной литературы, что плесень быстро появляется на продуктах во влажной и теплой среде. Я выяснил, что холод наоборот препятствует образованию плесени.
Мы обычно относимся пренебрежительно к появлению плесени. Срезаем пораженный участок хлебной корки, снимаем белую верхнюю пенку плесени с варенья и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, насколько это опасно. Когда видишь плесень на интересующем продукте, не надо его ворошить. Лучше аккуратно закрыть чем-нибудь и выбросить. Самое главное при этом – не надышаться спорами, что содержит в себе плесень. Если же часть фрукта поражена грибком, это значит, что спорами грибка поражен весь фрукт. Нельзя есть продукты, на которых образовалась плесень, даже предварительно избавляясь от ее видимой части. И нельзя жить в доме, где постоянно растет злополучная плесень.
Споры некоторых видов могут попасть внутрь организма человека, долго там накапливаться, а потом вызвать тяжелое заболевание – рак.
Нужно правильно хранить зерно и корма, пищевые продукты, чтобы на них не появилась плесень.
Источники информации:
1. «Популярная медицинская энциклопедия». Москва. «Советская энциклопедия" 1979 г.
2. Интернет. (Сайты «Что такое», Википедия)
3. А. Ликум.« Все обо всем». Популярная энциклопедия для детей. Москва 1995 г.
Приложение
1. Презентация проекта. (Использованы фотографии с различных сайтов Интернета; фотографии опытных образцов хлеба сделаны Дерябиной В.А.)
Самоанализ урока по теме «Грибы»
окружающий мир 2 класс УМК «Перспектива»
На тему отводится 1 час.
Тип урока : приобретение новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием грибов.
Для достижения цели мною были определены следующие задачи:
Изучить особенности разных грибов и значения их в природе и жизни человека.
Продолжить учить самостоятельно находить и анализировать различные виды информации, выделять существенное, обобщать, делать выводы, преобразовывать и передавать информацию. Способствовать развитию Универсальных Учебных Действий учащихся. Создавать ситуации при которых учащиеся могли отстаивать свою точку зрения, быть контактными, смогли работать в команде. Воспитывать бережное отношение к живым организмам, прививать любовь к природе.
Объем материала, сложность выполняемых заданий соответствовали уровню развития ученического коллектива. Учащиеся материал урока усвоили. Прослеживались внутрипредметные и межпредметные связи. В ходе урока учащиеся усвоили понятия новых терминов, смогли грамотно объяснить их значение, привести примеры, объяснить их взаимосвязи. При проведении урока использовала наглядные, словесные и практические методы. На уроке была организованна проверочная работа с самопроверкой, самостоятельная работа в парах, учащиеся работали с информацией, выбирали существенную информацию опираясь на вопросы, с заданиями справились, в течении урока сумели преобразовать новую информацию в виде схемы, модели. Грамотно оформляли записи в рабочей тетради. В группе учащиеся работали слаженно, конфликтных ситуаций не наблюдала. Считаю, что цель урока была достигнута, задачи выполнены. Выбранные методы и приёмы способствовали развитию основных компетенций учащихся. Компетентностные задания урока были следующие : составление модели шляпочного гриба, схем, самостоятельная работа в парах по информационным карточкам, проверочная работа с самопроверкой, коллективное целеполагание перед уроком, элементы исследовательская работа(выращивание плесени на хлебе и наблюдение), ответы и выступления учащихся в течении всего урока, составление синквейн на заданную тему и его защита, творческая домашняя работа – подготовить доклад «Необычное о цветах». Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. У детей формировалось представление об грибах как об особой группе живой природы. Учащиеся познакомились с многообразием грибов, с их значением в жизни человека. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – организация урока в форме путешествия с Лесовичком и ИКТ-технология. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Все задания контролировались и оценивались в «кейсе». Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные ( беседа, объяснение) , наглядные, практические ( самостоятельная работа с карточками-заданиями), а также исследовательский метод изучения нового материала ( работа в группах). Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах), дифференцированная-(домашнее задание было предложены на выбор ,по степени сложности). На уроке применялись ТСО, развивались коммуникативные навыки, использовались технологии: ИКТ, рефлексивная, личностно-ориентированная, игровая. Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».