Конспект урока по всемирной истории на тему Образование централизованного государства на Руси. (7 класс)
урока_____________________ Дата проведения урока:__________________
Тема урока: Образование централизованного государства на Руси.
Цель:
Рассмотреть образование централизованного государства на Руси.
Задачи урока:
Образовательные: Объяснить причины государственных изменений на Руси. Рассказать о правлении Ивана4 и его политике. Объяснить значение - опричнины.
Развивающие: Способствовать развитию познавательной деятельности учащихся.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, чувство дружбы.
Тип урока:
Комбинированный.
Методы обучения:
Информационно-рецептивный
Оборудование
Учебник по истории «Средние века», карта.
Новые понятия, термины:
Крепостной. Опричнина.
Основные даты:
1549г. 1565г.
Ход урока
1. Организационный момент.
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку - формирование компетентности , настроить учащихся на урок, объяснение учащимся хода урока.
2. Основная часть: Проверка д/з.
1. Экономическое и политическое развитие русских земель.
2. Усиление Московского княжества.
3. Сражение на Куликовом поле.
3. Объяснение новой темы. План.
1. Государственные изменения.
2. Иван IV и его опричнина.
1. Государственные изменения.
После Кулаковского сражения процесс объединения русских земель, начатый Иваном III, был продолжен. В период власти великого князя Василия Ш Ивановича (1479-1533 гг.) расширилось влияние Московского княжества на русские земли.
1463г. – Ярославское княжество вошло в состав Русского государства.
1474г. – Ростовское княжество.
1478г. – Новгородское княжество.
1485г. – Тверское княжество.
1485г. – Вятское княжество.
Русь превратилась в мощное государство.
После смерти великого князя Василия III вновь разгорелась борьба за власть в Русском государстве.
На трон Русского государства возведен трехлетний Иван IV(1533 1584г.г.), а на деле правила его мать Елена Глинская с советниками. В 1547 году Иван IV был объявлен царем Русского государства.
Реформы Ивана IV (1549г.):
вместо Боярской думы был учрежден Земский собор( усиление дворянства);
военная реформа ( создание регулярной армии);
с 1550г. крестьяне получили право уходит со своих земель, но должны отработать свою свободу;
реформа управления страной, судебная реформа.
В стране была введена неограниченная абсолютная власть. Царь взял в свои руки и управление церковью.
П 2. Политика опричнины. Опричнина верные царю люди расселялись на государственных землях, царь отбирал земли у сопротивлявшихся его власти бояр, а их переселял в приграничные окраинные земли.
Цели внутренней политики Ивана IV.
Политика была направлена на усиление личной власти царя и ослабление власти бояр и удельных князей.
Опричники, из которых было создано особое войско, рыскали по стране. К седлу у них были привязаны собачья голова и метла. Это значило, что они, как собаки, готовы грызть «врагов государевых» и метлой выметать из государства измену. Произволу опричников не было предела. Это были годы жестокого террора и насилия.
В период правления Ивана IV хозяйство пришло в упадок, в стране царили хаос и разруха. Часто вспыхивали народные выступления против царской власти.
В 1569 1570г.г. Против произвола опричнины восстали города Клин, Торжок, Тверь.
В 1572 году опричнина была отменена.
Русское государство одержало победу в Ливонской войне 1558 1583 годов против Швеции, Польши и великого Литовского княжества. Россия вновь стала играть одну из ведущих ролей среди европейских государств.
Закончи предложения.
Русское слово «царь» произошло от латинского слова
В Русском государстве появилось сословно представительное учреждение -
Крепостной это...
Творческие задания.
Почему Русское государство называют многонациональным?
Почему реформы 50 х годов XVI в. следует считать результатом обострения борьбы внутри страны?
Какие черты жизни и быта России второй половины XVI в. запечатлел М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова»?
Закрепление материала.
1. Творческие задания.
Заключительная часть.
Выставление оценок
Домашнее задание:
:§____45_,стр 170-172; вопросы,
15