Разработка урока Образование единого Российского государства на рубеже 15-16 веков для 10 класса
Цели урока:
Понимать:
Особенности процесса развития Российского государства на рубеже 15-16 вв.;
Причинно-следственные связи основных событий и процессов в истории Российского государства;
Знать:
Особенности и значение формирования единого Российского государства;
Предпосылки объединения русских земель в единое государство;
Даты важнейших исторических событий, периоды и основные итоги деятельности Ивана 3;
Уметь:
Определять историческое значение свержения ордынского владычества;
Составлять таблицы и схемы;
Осмыслять теоретический материал, решать познавательные проблемы, формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Оборудование: учебник Журавлевой О. Н, Пашковой Т.И., Кузина Д.В. «История России 10кл.», презентация к уроку, раздаточный материал, три ватмана, фломастеры.
Форма урока: проблемный урок.
Ход урока
Учитель (5 мин): После смерти Василия Темного на московский престол взошел его 22-летний сын Иван 3, который правил с 1462 по 1505гг. Именно в это время завершился двухвековой процесс единения русских земель. В этих бурных переменах рождалось новое государство. Почему и как произошло объединение русских земель? (записывает вопрос на доске). На этот вопрос мы будем отвечать на сегодняшнем уроке.
Тема нашего урока: «Образование единого Российского государства на рубеже 15-16 вв».
План урока:
Предпосылки объединения русских земель;
Исторический портрет Ивана 3;
Политика Ивана 3.
Изучение нового материала
Предпосылки объединения русских земель
Учитель (15 мин): Ребята, сейчас вы получите текст, в котором освящены предпосылки объединения русских земель на рубеже 15-16 веков. Работая в группах, вам необходимо прочитать текст и заполнить схему (схема № 1). Затем выбрать одного представителя от группы, которой должен будет пойти в другую группу и представить свой наработанный материал. В итоге у вас должна получиться полностью заполненная схема «предпосылки объединения русских земель» (текст стр. 141-142 методического пособия).
После завершения работы один обучающийся оглашает законченную схему №1 «предпосылки объединения русских земель»
Исторический портрет Ивана 3
Учитель (5 мин). Со второй пол. 15в. наряду со старыми наименованиями – Русь, Московское княжество, стало применяться новое – Россия, Российское государство. К прежнему княжескому символу, изображению сидящего на коне Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, добавляется еще один. При Иване 3 на великокняжеской печати появился двухглавый орел, который ранее был символом Византийской империи, достался России «по наследству». Иван 3 был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, этот брак подчеркивал преемственность государственных традиций Константинополя и Москвы.
Итак, именно Иван 3 стал основателем Московского государства, его политического устройства, правовой системы и идеологии. Давайте узнаем, что пишут об Иване 3 историки.
Обучающийся выступает с заранее подготовленным докладом (методическое пособие с 143- 144.) (Бакирова Е., Шапошникова О.)
После выступления обучающиеся составляют список основных черт характера Ивана 3, учитель записывает его на доске.
Политика Ивана 3
Учитель (15 мин): теперь мы знаем, каким человеком был Иван 3. Изучая политику этого правителя, давайте попытаемся узнать, как его характер повлиял на решения, принятые им во внешней и внутренней политике.
На прошлом уроке каждая группа получила задание, изучить определенное направление в политике Ивана 3:
1гр. Объединение русских земель под властью Москвы;
2гр. Освобождение Руси от ордынской зависимости;
3гр. Создание свода законов единого государства.
Сейчас каждая группа сделает записи на ватмане и выступит со своей темой.
Слушатели должны заполнить схему «Политика Ивана 3» (схема № 2). За выступление и заполненную схему каждый получит оценку.
Выступление групп у доски
Подведение итогов
Учитель: Давайте ответим на вопрос «Как повлиял характер Ивана 3 на его политику»
И на вопрос поставленный в начале урока Почему и как произошло объединение русских земель?
Рефлексия ( мин)
1. Обучающиеся получают оценочный лист
Оценочный лист
Понимаю ли я сущность политики Ивана 3 ______________________
Смогу ли я дать оценку деятельности Ивана 3________________________
Степень понимания материала на уроке
Мне не понятно_________________________________________________________
Мое эмоциональное состояние
Домашнее задание:
На оценку «4» - прочитать пр. 9, выучить основные даты и события;
На оценку «5» - определить, что общего и в чем различия процессов образования единых государств в Западной Европе и России.
100%
50%
0%
10 баллов
5 баллов
0 баллов
15