Кузница дошкольных педагогических кадров в ТАССР (1930-е годы XX века)
Кузница дошкольных педагогических кадров в ТАССР
(1930-е годы XX века)
Одним из важных моментов при открытии любого учреждения, предприятия является поиск квалифицированных сотрудников. При расширении сети дошкольных учреждениях 1930-х годов встал вопрос, где найти воспитателей (руководительницу) с образованием? Ведь с каждым годом сеть детских площадок все расширялась и расширялась, осваивая отдаленные районы республики. Основной упор необходимо было сделать на подготовке национальных кадров. Их нехватка особенно остро ощущалась на детских площадках, так как их организовывали в основном в деревнях. Это было связано с тем, что литературы на родном языке практически не было, квалифицированных профессиональных педагогов, которые должны были учить начинающих дошкольных работников тоже не хватало. Например, группы в Казанском государственном университете были в основном смешанные, и вести лекции было необходимо на двух языках с привлечением наглядности на двух языках, что вызывало большие трудности. Интенсивное привлечение татар к получению образования началось после XVI съезда ВКП(б), проходившего в 1930 году. Одной из задач съезда было устранение элементов национального неравенства, широкого развития национальной культуры.
В Татарской республике в учебный год с 1927 по 1928 в 17 районах количество педагогов составляло: по детсадам 69 чел, детплощадка 118 чел; количество охваченных детей детсадами – 3230 чел, детплощадками – 3540 чел. Гафарова в тридцатых годах ХХ века пишет, что организация курсов не по карману некоторым районам, поэтому из 43 выбрали только 17 районов. Как говорилось ранее, сеть дошкольных учреждений развивалась быстро и поэтому, чтобы успеть за темпами роста, стали организовывать курсы по подготовке кадров (1930/31 учебный год) по дошкольному воспитанию. Однако, как можно заметить, количество кадров на детских площадках превышало количество по детским садам, что говорило о востребованности сезонных учреждений.
В Чистопольском педагогическом техникуме числилось 212 человек, из них 92 татар, 82 русских и 38 и представителей других национальностей. Спасский район проводил курсы только для своего района. В Елабужском районе на курсах было 141 ч. из них 77 татар и 64 русских. В Бугульме из расчета на 131 ч. было из них 76 татар и 55 русских. В Тетюшском районе из 70 человек - 43 татар и 27 русских.
В 1936 были организованы 3х месячные курсы при Казанском педагогическом техникуме (120 чел. из них 50% татары и 50% русских) и одногодичные при Казанском Городском отделе народного образования для педагогов детсадов. Эти курсы могли пройти только женщины с образованием 7-10 классов по возрасту, от 18 и не старше 35 лет. Вступительных экзаменов не было, но запись осуществлялась заранее. При себе необходимо было иметь документ об образовании, метрическую выписку и справку о состоянии здоровья в соответствии с требованиями педагогического техникума. Стоимость курсов была 175 рублей, из них стипендия курсанта составляла 120 рублей. Начало обучения было с 1 сентября 1936 года. Для подготовки специалистов, у которых не было семилетнего образования, для национальной детской площадки были организованы курсы длительностью 3 месяца. Видимо, критерии приема были поначалу занижены в рамках эксперимента, а впоследствии с увеличением уровня образования в республики критерии приема соответственно повысились. Следовательно, повышается уровень квалификации выпускаемых специалистов.
В это время было подготовлено 1250 человек, большинство из них имели начальное образование. В 1939 году через курсы прошли 1013 человек. Эти цифры приводятся в документах национального архива. Внимание уделялось подбору поступающих, так как выпускники иногда не шли работать по своим новым профессиям. Таких называют в современном мире «коллекционерами дипломов».
В соответствии с требованиями второй пятилетки по развитию сети дошкольных учреждений длительность курсов была минимальной от 1 до 1,5 месяцев. Например, в Шугуровском районе (сейчас Лениногорский район) подбору кадров было уделено большое внимание. Из 37 человек курсантов 21 имели образование 7 классов, а это более 50% учеников, что говорило об уровне грамотности и осознанности будущих курсантов. Еще в нескольких районах была 100% посещаемость на курсы подготовки – Чистопольский, Бугульминский, Шугуровский. А вот в Тюличинском районе на курсы явилось лишь 6 человек, в Заинском районе - 7 человек из заявленных. Руководители курсов объясняли такую ситуацию тяжелым экономическим положение в колхозах. В это время не хватало рабочих рук на полях и председатели просто не отпускали людей учиться.
Для работников, которые ранее прошли курсы, были организованы практикумы длительностью 7 дней в лучших детсадах. Скорее всего, это для сезонных сотрудников. Им необходимо было вспомнить структуру работы с детьми на детских площадках, повысить уровень подготовки и ознакомиться с нормативами на новый учебный год, получить методические рекомендации.
Несмотря на то, что курсы по подготовки дошкольных работников проходили каждый год (в среднем по каждому году это 1500 человек), наблюдалась большая текучесть кадров. Кадры, подготовленные для работы на детплощадках, ежегодно «исчезали». Это происходило по той простой причине, что РОНО теряло с работником связь. Зачастую работники образования уходили на другие курсы по животноводству, полеводству, предпочитали работу в избыха-читальнях. Иногда сами председатели колхозов подходили несерьезно при подборе кадров на детские площадки или при выборе активисток для педагогических курсов. Например, по данным архива НАРТ в Первомайском районе на детплощадке колхоза «Кызыл-Юлдуз» воспитателями работали неграмотные женщины. В Тюлячинском районе на детплощадке деревни «Балыкны» воспитательницей работала 12 летняя девочка. А вот заведующая детплощадкой в деревне «Кзыл-Яр» Шереметьевского района Шарафеева за детьми присмотра и воспитательной работы не проводила, поэтому дети приходили и уходили в любое время, так как сама Шарафеева часто во время рабочего дня уходила домой. Во время посещения детской площадки представителями НКП ТР заведующей не оказалось на рабочем месте.
На ряду с отрицательным опытом были и положительные примеры: в Шугуровском районе колхоза «Спартак» руководительница Рахимова работала на детплощадке с 1936 года и завоевала большой авторитет среди колхозников и их детей.
В 1930 годы данная проблем активно обсуждалась на страницах журналов, в том числе в журнале «Дошкольное воспитание». Предлагалось установить продолжительность курсов на1 год педагогических дошкольных кадров. Но, напрмере Татарской автономной республики сроки были значительно сокращены (от 1 месяца до 6), это было сделано с целью оперативного привлечения кадров, так как сеть дошкольных учреждений непрерывно росла, что явилось позитивными последствиями индустриализации.
В журнале «Дошкольное воспитание» на протяжении 30-х годов активно обсуждалась тема сроков подготовки педагогических дошкольных кадров. Предлагалось установить продолжительность курсов на один год, но на примере Татарской автономной республики сроки были значительно сокращены (от 1 месяца до 6). Это было сделано с целью оперативного привлечения кадров, так как сеть дошкольных учреждений непрерывно росла, что явилось позитивными последствиями индустриализации.
Таким образом, можно говорить о сознательном развитии сети дошкольных учреждений по инициативе правительства.
Подготовила Бадулина М.С /учитель истории/