Организация психокоррекционных занятий с детьми с ранним детским аутизмом
Организация психокоррекционных занятий с детьми с ранним детским аутизмом.
Сложная специфика аффективной дезадаптации аутичных детей предъявляет высокие требования к организации психокоррекционной работы.
Организация психокоррекционных занятий с детьми с ранним детским аутизмом заключает в себе определённые трудности. Потому, что аутизм в чистом виде практически не встречается.
Можно выделить три основных типа психологической коррекции для детей с проблемами в развитии: общая, специальная и дифференцированная.
Специальная психологическая коррекция - система оптимального возрастного развития личности ребёнка в целом. Она включает в себя правильную организацию жизнедеятельности ребёнка и подростка с аутизмом в социуме с учётом их реальных и потенциальных психофизических возможностей. Например, психолог не только занимается с ребёнком, но и формирует охранительно-стимулирующий режим, даёт рекомендации родителям о формировании социума вокруг ребёнка, организации досуга ребёнка и его развлечений.
Специальная психологическая коррекция направлена на организацию конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игровой терапии, семейной терапии, музыкотерапии, арт-терапии и пр.
Дифференцированная психологическая коррекция ориентирована на исправление различных нарушений у ребёнка и подростка. Она предполагает создание индивидуальных психокоррекционных программ.
При составлении психокоррекционной программы для детей с аутизмом необходимо учитывать следующие методические требования:
1.Должны быть чётко сформулированы основные цели психокоррекционной работы.
2. Круг задач следует определить таким образом, чтобы они конкретизировали основную цель.
3. Разработанная программа занятий и её содержание должны учитывать степень тяжести аффективной патологии.
Цели и задачи психокоррекционной работы в значительной мере зависят от степени тяжести аффективной патологии у ребёнка. Например, у детей первой группы наблюдается тяжелая степень дезадаптации, проявляющаяся в полной отрешенности от окружающего мира. У аутичных детей четвёртой группы отмечаются трудности организации общения не только со сверстниками, но и с взрослыми, а нередко и с близкими людьми.
Действия психолога по разработке психокоррекционной программы обязательно предполагают следующую последовательность шагов:
1. Определение формы работы с ребёнком (групповая, семейная, индивидуальная).
2. Регламентация формы и направления профессиональных контактов с другими специалистами, работающими с ребёнком (логопедом, педагогом-дефектологом, врачом, воспитателем, социальным педагогом и пр.).
3. Разработка соответствующих психокоррекционных технологий с учётом возрастных, речевых, аффективных и интеллектуальных возможностей ребёнка.
4. Продумывание формы участия родителей в процессе.
5. Разработка методов анализа и оценки динамики психокоррекционного процесса.
6. Подготовка специального помещения, необходимого оборудования и материалов для занятий.
Важным требованием к составлению психокоррекционной программы является определение формы работы с ребёнком:
индивидуальная, групповая или семейная. Следует отметить, что групповая психокоррекция решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью других средств. Выбор той или иной формы работы зависит от конкретных задач психологической коррекции. Например, для детей с глубокой аффективной патологией, с выраженными фобиями на начальных этапах работы рекомендуется проводить индивидуальные занятия, подготавливая ребёнка к групповому взаимодействию.
В процессе психологической коррекции детей с аутизмом необходимо обязательное участие родителей. Следует подчеркнуть, что вся деятельность психолога должна быть направленна как на ребёнка с аутизмом, так и на его близкое окружение (родителей, братьев, сестёр, персонал детских учреждений, где пребывает ребёнок). Непосредственное участие родителей в занятиях открывает дополнительные возможности:
Смягчение того эмоционального дискомфорта, который испытывают родители в связи с тяжёлым психическим состоянием ребёнка;
Формирования у родителей позитивных установок на активную помощь ребёнку;
Обнаружение наиболее эффективного подхода к ребёнку, понимание причин его дезадаптивных форм поведения.
Адекватность оценки потенциальных возможностей ребёнка.
Задача психолога состоит, прежде всего, в том, чтобы не только оказывать ребёнку психологическую помощь, но и суметь показать родителям его потенциальные возможности.
Занятия должны проходить в специально оборудованном зале. Обязательными являются мягкое освещение, палас или ковёр на полу. В зале не должно быть острых и тяжёлых предметов, неустойчивой мебели. Не рекомендуется выставлять много игрушек в пространстве, доступном ребёнку.
Результативность психологической коррекции зависит от конкретных целей. В процессе психокоррекции детей с аутизмом необходимо ориентироваться не на симптомы, а на причины, их порождающие.