Конспект: Тема: Ф.И. Тютчев Чародейкою Зимою… (Учебник Свиридовой В.Ю. 3 класс).
Урок литературного чтения. 3-й класс.
Тема: "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."" (Учебник Свиридовой В.Ю. 3 класс).
Подготовила: учитель начальных классов, МОУ «СОШ№5», г.Саратов
Недовесова Александра Владимировна
Цель: обучать анализу поэтического произведения
Задачи:
Учить детей осознанно воспринимать содержание произведения;
Развивать в детях творческую фантазию;
Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;
Развивать монологическую речь, творчество и воображение;
Обогащать словарный запас;
Воспитывать положительные качества в процессе работы в парах;
Приобщать детей к миру поэзии, приучать слушать стихи, испытывать чувства радости и волнения при встрече с ними, пробуждать интерес к ним;
Обогащать личный опыт ребёнка авторским видением мира, учить детей замечать прекрасное в окружающем мире.
Тип урока: урок новых знаний
Форма урока: урок – беседа
Методы и приемы:
- слово учителя;
- эвристическая беседа;
Формы работы: - групповая работа;
- индивидуальная работа;
Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка.
Оборудование: репродукция картины Шишкина «Зимний лес», музыкальные произведения П.И.Чайковского, портрет Ф.И.Тютчева, проектор.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент
Эмоциональный настрой на работу. Звучит запись пьесу П.И. Чайковского «Зима- Декабрь» из цикла «Времена года».На доске репродукция картины И.И. Шишкина «Зима».
А) Беседа эмоционально-оценочного характера:
– Что вы представили себе, слушая музыку?– Что почувствовали?– Кто узнал эту пьесу?
Б) Выделение темы, идеи стихотворения:
– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь на уроке?– Какие зимние месяцы вы знаете?– Что вы знаете о каждом месяце?– Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Месяц январь – зиме государь.Береги нос в большой мороз.Мороз не велик, а стоять не велит.Декабрь зиму встречает, а год провожает.
– Какие народные приметы знаете?
Много снега – много хлеба.
– Какие знаете загадки о зиме?
Кто снег белый разбросал,Речку крепким льдом сковал?С вьюгой, холодом пришла…Как зовут её? (Зима)
Не колючий, светло – синий,По кустам развешан? (Иней)
Без досок, без топоров,Через реку мост готов,Мост как синее стекло,Скользко, весело, светло. (Лёд)
2. Сообщение темы урока
А. – Рассмотрите репродукцию картин Ивана Ивановича Шишкина.
– Что хотел нам сказать художник? – Кто догадался, как называется эта картина? («Зима») – Сегодня, мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа. Какими же средствами , приёмами пользуется авторы , чтобы «очеловечить» природу ?
Д. Это сравнения , метафоры, приём олицетворения .
Б. А как А.С.Пушкин в своем стихотворении «Вот север, тучи нагоняя..» описывает зиму-какая она…? (ответы детей)
Давайте прослушаем выразительное чтение данного стихотворения. (ответы детей- д/з).
Каждый поэт описывает зиму по-разному, использует разные приемы.
Мы с вами уже успели познакомиться с творчеством Ф.И.Тютчева и говорили о том , что очень часто в лирике природа оживает . Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания , тревоги . Природа деятельная , будто сама ведёт свой календарь .
(На доске портрет Ф.И.Тютчева)
Ф.И.Тютчев 22 года прожил за границей , но и вдали от России он не переставал любить её и восхищаться русской природой . Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы» , как вы думаете , почему ?
Д. Многие стихотворения Ф.И.Тютчева очень напевны, мелодичны . Такое чувство , что он поёт о природе .
3. Первичное восприятие
А. Сегодня мы с вами познакомимся с новым для нас Тютчевым , с новым состоянием природы, с её таинством и чарующим волшебством . Послушайте , пожалуйста , новое для вас стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою...» . Закройте глазки и попытайтесь нарисовать в своём воображении картину к услышанному , прочувствуйте настроение стихотворения .
. Учитель читает стихотворение наизусть. (Тон , жесты, мимика учителя при чтении стихотворения должны околдовать ,заворожить учащихся).
Околдован, лес стоит –И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –Не мертвец и не живой –Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛегкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещетНа него свой луч косой –В нем ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой.
- Понравилось вам стихотворение?
- Поделитесь своими впечатлениями?
– Какое настроение создаёт стихотворение?– Нарисуйте картины, возникающие в вашем сознании.– Какими красками ты рисовал бы иллюстрацию?– Попробуйте создать картину зимнего леса. Опишите его.
Б. Чтение стихотворения про себя. Словарная работа.
Откройте учебники (Учебник стр.127) и прочитайте стихотворение про себя.
– Какие слова вам показались непонятными?
Чародейка (то же, что и волшебник, колдунья)
– Если зиму поэт назвал чародейкою, то как она должна проявить себя? (Как живое существо. Она околдовала лес)
Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Слова близкие по значению (прекрасная, удивительная, волшебная)
Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.
– Что такое, снежная бахрома? ( это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)
Мещет (форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная форма глагола – мечет)
Затрепещет – задрожит.
– Так, значит, лес задрожит, когда на него упадёт луч? (Нет, лес только заблещет, засверкает, но будет оставаться в покое, ведь Ф.И. Тютчев написал «в нём ничто не затрепещет»)
Анализ стихотворения
А. Работа над лексическим уровнем текста.
Давайте еще раз прочитаем данное стихотворение. (ребенок, который хорошо читает – прочитывает стихотворение).
У. Прочитайте ещё раз первую строфу . О ком или о чём мы узнаем из первой строфы ?
Д. О Чародейке -Зиме, которая околдовала лес .
У. Итак, Тютчев называет зиму - Чародейкой . Подберите синонимы к слову «чародейка» .
На доске появляется запись: Чародейка Зима - волшебница, колдунья .
У. А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе ?
Д. Да.
У. Докажите текстом .
Д. «... Чудной жизнью он блестит...»
Лес «...под снежной бахромою...»
Итак, Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим . Но ведь за красотой и блеском не всегда стоят добрые силы . Вспомните сказку «Снежная королева» . Замок Снежной королевы тоже сверкал, блестел, искрился. И королева сама была прекрасна . А был ли счастлив Кай в том замке ?
Д. Нет.
У. Итак, произошло превращение, волшебство ... Но каково оно мы пока не знаем .
У. Прочитайте вторую строфу . О чём в ней рассказывается ?
Д. О лесе. Автор описывает лес .
У. Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован» . Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом . Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес?
Д. Читают почти всю вторую строфу .
На доске появляется запись : Лес - околдован.
У. А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки- Зимы . Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса?
(Детские мнения разделились )
Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...»,
«Весь опутан, весь окован...»
Чародейка Зима - добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» - лёгкие, пуховые .
У. подводит итог
У. Итак, автор опять же не даёт возможности до конца понять , нравится ли лесу его новое состояние. Мы только можем сказать , что в превращении леса некое отсутствие и жизни и смерти («Не мертвец и не живой...»). Он весь во власти волшебного сна . Лес вроде и «окован» , но тут же автор поясняет, что «цепи» то лёгкие, пуховые. Наше читательское любопытство всё увеличивается , мы всё ещё не можем разгадать тайну этого стихотворения . Автор запутывает нас всё больше и больше . Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы .Какой знак препинания вы видите ?
Д. Три точки .
У. Кто знает, что обозначает этот знак ?
Д. Незаконченность мысли ; пауза .
У. Правильно. Автор как бы останавливает нас, заставляет нас задуматься над тем , что произошло с лесом.
Прочитайте третью строфу.
У. Появляется ли новое в характеристике леса и в характеристике Чародейки Зимы ?
Д. Лес так же околдован. Он полностью во власти Чародейки Зимы .
У. Прочитайте описание леса .
Д. « Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой...» .
У. Посмотрите сколько света в этих последних строчках . Даже хочется зажмуриться , прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса .
А как вы думаете, от чего так светится лес?
Д. Солнце освещает его .
Чародейка Зима так его околдовала .
У. возвращает детей к началу строфы , и обращает их внимание на то , что Солнце действительно « мещет на него свой луч косой » . Но лес не реагирует на Солнце - «в нём ничто не затрепещет...» лес полностью покорён Чародейкою Зимой . Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по своим волшебным законам .
ИТОГ : Солнце - это символ жизни . Вспомните, что раньше на Руси говорили так : Солнце - батюшка, Земля - матушка . Для жизни человека очень важны эти символы . Если бы не было Солнца , то и жизни бы не было . Для нас с вами это очень важно . А так ли это важно для данного леса ?
Ф.И.Тютчев очень любил природу , много стихотворений ей посвятил . И в этом он попытался нам объяснить , что природа всё же живёт по своим законам . Её жизнь и похожа на нашу и нет . Эта жизнь никогда не прекращается и она похожа на сказку .
Б. Работа над Фонетическим уровнем текста .
У. Прочитайте ещё раз третью , заключительную строфу .Какие слова имеют значение света , блеска ?
Д. Солнце , луч косой , вспыхнет , заблещет , ослепительной красой .
У. Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ?
Д. С-Ч-Щ
У. Давайте прочитаем эту строфу так , чтобы не только значение слова , но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса .
Солнце зимнее ли меЩет На него Свой луч коСой - В нём ниЧто не затрепеЩет,
Он весь вСпыхнет и заблеЩет Ослепительной краСой.
У. А теперь определим темп и тон чтения стихотворения . Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ? .
Д- Нет.
У. Вы правы .Его следует прочесть неторопливо . А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ?
Д. Тон - спокойный , неторопливый , таинственный ...
Настроение - волшебное , торжественное , тревожное ...
У. А как вы думаете, в какой строфе проявляется чувство волшебства?
Д. В первой строфе.
Выразительное чтение учащимися первой строфы.
У. А как вы думаете , в какой строфе более проявляется тревожное чувство?
Д. Во второй строфе .
Выразительное чтение учащимися второй строфы .
У. А в какой строфе чтение должно быть более торжественное ?
Д. В третьей строфе .
Выразительное чтение .
У. Прочитайте , пожалуйста , весь текст про себя . Обратите внимание на пунктуацию , на перенос интонации . Подготовьтесь к выразительному чтению всего стихотворения .
( Выразительное чтение стихотворения .)
– Посмотрите внимательно ещё раз на картину И.И. Шишкина «Зима».– Как вы думаете, поэт Тютчев и художник Шишкин рассказали нам об одном и том же зимнем лесе?– Таким ли вы себе представляли лес после чтения стихотворения Ф.И. Тютчева?– Соответствует ли изображённое на картине описанию зимнего леса в стихотворении?– Какие особенности зимнего леса, описанные Ф.И. Тютчевым, вы можете найти на картине И.И. Шишкина?– Какие строчки из стихотворения Тютчева можно использовать как название картины?
Работаем в группах. Каждая группа подберёт в качестве подписи к картине такие строки из стихотворения Тютчева, которые особенно близки полотну живописца. («Сном волшебным очарован», «Чародейкою Зимою околдован лес стоит» и т.д.)- Молодцы, вы все превосходно справились с заданием!
В. Прочитав данное стихотворение, проанализировав его – давайте найдем те средства (сравнения , метафоры, олицетворения), которые использовал автор, чтобы показать нам всю красоту природы зимнего леса.
Метафоры:
«под снежной бахромой»
«опутан, весь окован лёгкой цепью»
Эпитеты:
«неподвижная, немая»
«не мертвец и не живой»
«косой»
Олицетворение:
«чародейкою Зимою околдован лес стоит»
«сном волшебным очарован»
«чудной жизнью он блестит»
1.Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему.2.Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.
3.Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.
Обобщение и домашнее задание.
У. Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь - вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить .
Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть и нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению «Чародейкою зимою…»