Урок литературного чтения по теме: «А. Н. ПЛЕЩЕЕВ «ДЕТИ И ПТИЧКА»» (4 класс)


Урок по литературному чтению в 4 «Б» классе
по теме: «А. Н. Плещеев «Дети и птичка»».
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышленияПланируемые результаты
Предметные:
познакомятся с творчеством А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»;
научатся: выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения)
Метапредметные:
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания
Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о природе; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к живому
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Психологическая установка.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно и повторяйте за мной.
(Читаю по одной строке, дети повторяют).
– Я в школе на уроке.
– Я радуюсь этому.
– Внимание моё растёт.
– Я как разведчик, всё замечу.
– Память моя крепка.
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я готов к работе.
Подготовка к работе на основном этапе.
- Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.
1) Дыхательная гимнастика.
«Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
«Шумит осенний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.
2) Артикуляционная разминка
«Губы»
- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.
3) Упражнение для дикции.
Муха - горюха села на ухо.
- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.
– Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
- Посмотрите, какое чудо-дерево вырастили мы.
(На доске дерево с осенними листочками, на которых написаны фамилии поэтов: Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский, Иван Саввич Никитин) - Что вы можете сказать об этом дереве?
(на листочках этого дерева написаны фамилии поэтов)
- Какие произведения написаны этими поэтами?
– К какому разделу относятся эти произведения?
(Поэтическая тетрадь)
– К этому уроку вы готовили чтение наизусть произведение Ивана Саввича Никитина. Как называется это произведение?
(Автор не дал название произведению, поэтому мы называем его по первой строке)
- С какой целью мы учим стихи наизусть?
(развиваем память, речь, умение грамотно излагать мысль)
- Поработаем в парах. Прочитайте друг другу стихотворение наизусть.
- А теперь от каждого ряда один представитель выступит на сцене перед всем классом.
- Какие строчки произведения помогают понять мысли и чувства поэта Никитина?
Сообщение темы урока. Определение целей урока
- Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия. Я попрошу выйти к доске: мальчика, у которого в имени есть эта (П) буква
девочку, у которой эта буква (Л) в имени вторая
мальчика, у которого имя начинается на эту букву (Е)
девочку у которой имя начинается на эту букву(Е)
мальчика, у которого эта буква (Е) в имени вторая
мальчика, у которого имя начинается на эту букву (В)
ученик, которому нравится эта буква (Щ)
- А теперь из предложенных букв составьте фамилию поэта..(На экране портрет А. Н. Плещеева.)
- Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро?
- Алексей Николаевич Плещеев. А называется его произведение «Дети и птичка»
-Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.
(Мы познакомимся …с произведением А. Н. Плещеева)
- Это и будет целью нашего урока.
- Определите задачи урока, используя опорные слова.
(На доске запись: Мы научимся…
Мы будем учиться…)Мы познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.
Мы научимся самостоятельно определять интонацию, которая соответствует произведению; находить в тексте средства художественной выразительности.
Мы будем учиться наслаждаться поэзией, понимать ее
Мы будем учиться читать произведение по ролям, передавая настроение героя.
– Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: зачем поэт написал это произведение?
- Это и будет планом нашего урока.
III. Знакомство с творчеством А. Н. Плещеева
- Ребята, а что вы знаете о самом поэте?
- Юля расскажет нам об этом поэте.
Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье. В 18 лет поступил в Петербургский университет на восточный факультет.
В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет. Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А. Н. Плещеева. Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии К. Ф. Рылеева и М. Ю. Лермонтова. В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы, фельетоны. Через 12 лет (1858 г.) выходит второй сборник стихов Плещеева, а вскоре (1861г., 1863 г.) – новые сборники стихотворений, а также собрание прозы в двух томах (1860 г.). Плещеев не только пишет сам, но и много переводит с разных языков.
- Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель.
- Какие стихотворения А. Н. Плещеева вы знаете, помните наизусть?
(ответы ребят)
- Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новым автором и его произведением?
V. Первичное усвоение новых знаний.Прослушивание аудиозаписи.
- Сейчас мы с вами прослушаем произведение в исполнении актера театра. Вы могли бы конечно и сами прочитать, но почему важно услышать это произведение в исполнении актера?
(ответы ребят)
(слушание аудиозаписи)
- Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?
- Можете ли вы ответить, какое по настроению это произведение?
(однозначно утверждать нельзя: 1 часть – грустное, задумчивое, 2 часть – веселое, радостное)- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?
(стихотворение – ритм, рифма)
Физкульминутка.
Слайд (тренажер БазарногоВ. Ф.)
Работа с офтольмотренажером.
Анализ произведения
Чтение и работа по тексту.
- Прочитайте самостоятельно текст произведения.
Для чего вам нужно прочитать это произведение?
(чтобы понять, глубже прочувствовать)
(чтение стихотворения)
- Почему улетает птичка?
- Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.
- Можем ли мы с помощью текста определить, куда улетает птичка? Прочитайте.
- Объясните значение слова «понесёмся».
(двигаться очень быстро, стремительно)
- Почему птичка выбрала именно юг для спасения от холода?
- Как говорит она об этом, прочитайте.
- Получается, ради спасения своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там счастлива?
- Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.
- С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении?
- Прочитайте, передав это настроение.
- Объясните значение слова «вешним» «под вешним солнцем»
(весенним солнцем)
- Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?
(хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению)
Физкульминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
- Не поворачивая головы, скажите, картинки с изображением каких птиц вы заметили? Какие из этих птиц от холода улетают на юг?
Подготовка к выразительному чтению.
- Сядьте по группам. Выберите командира.
- Возьмите в руки карандаш и отметьте в тексте паузы и логические ударения. Для чего нам это нужно?
(работаем над выразительностью)
- А теперь прочитаем это произведение по ролям. Распределите роли.
- Сколько куплетов в нашем стихотворении? (3)
1 группа – 1 куплет
2 группа – 2 куплет
3 группа – 3 куплет
(выразительного чтения по ролям)
Отзыв о прочитанном произведении.
Работаем по группам.
- Давайте проанализируем прочитанное вами произведение. И мы возьмем красную шляпу. Что это значит?
(выразить эмоции, чувства)
- Напишите отзыв о прочитанном стихотворении.
(проверка)
- С какой целью поэт написал это произведение?
VII. Итог урока.– Назовите автора и произведение, с которым мы сегодня познакомились.
- Выполнили ли мы поставленные в начале урока цель и задачи?
– Зачем мы знакомимся со стихотворениями, учим их?
- А для чего нужны полученные знания, когда они вам пригодятся?
(Чтобы много знать, быть добрыми, чтобы рассказывать своим друзьям, а когда вырастем, детям и внукам, как наши родители и бабушки…)
VIII. Рефлексия.
- Рядом с чудо - деревом вырастим цветок нашего настроения. Выберите себе лепесток – покажите своё настроение. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Синий – вам грустно (если повесят, узнать, почему).
- Стихотворение Алексея Плещеева воспитывает драгоценную способность доброго душевного общения. А без этой способности человек – не человек. Об этом говорят и ваши выступления на сегодняшнем уроке.