Урок по литературному чтению на тему Путаница К.И. Чуковский (2 класс)
Дата: 20. 01. 2016
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 «Б»
Учитель: Аксентьева О.В.
Тема: Шутливое искажение действительности. К. Чуковский «Путаница»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: продолжить знакомство с биографией К. Чуковского; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора;
Задачи урока:
Образовательные – развивать умения бегло, правильно, выразительно читать, анализировать текст, уметь понимать поступки героя и характеризовать их.
Развивающие – развивать память, речь, мышление, воображение.
Воспитательные – воспитывать интерес к чтению книг.
Планируемые результаты урока
Предметные: прогнозирование содержания произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.
Метапредметные:
Познавательные – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли.
Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала и учебника.
Коммуникативные – ответы на вопросы учителя на основе художественного текста, сотрудничество с одноклассниками и учителем.
Личностные – формирование системы нравственных ценностей, уважение к старшим.
Средства обучения: учебник Л. Ф. Климанова и др., презентация.
ПК
ОК
ПО
У
1.1;1.2;1.3;1.4;1.5;4.1; 4.2
1.2.4;7
1;2;3;6;7
1-12; 21-26
Ход урока
Педагогическая деятельность учителя
Учебно-познавательная деятельность учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята!
- Прозвенел звонок для нас,Потрудиться в самый раз!Эй, дружочек, не зевай,Новые знания добывай!
Приветствуют учителя
Эмоционально настраиваются на урок.
2.Актуализация знаний.
- Что вам было задано на дом?
- Молодцы! Сегодня мы с вами начинаем вторую часть учебника.
- Как называется раздел, с которым мы будем работать?
- Прочитайте, чему мы научимся.
- Выучить стихотворение
Читают стихи
- Писатели детям.
Читают
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
- Сегодня мы будем читать стихи замечательного детского поэта К.И. Чуковского. Вы знакомы с ним с раннего детства, его стихи, загадки и сказки читали вам, когда вам было два-три года.
-Что вы знаете из жизни писателя? Каким он был человеком? (Дети рассматривают портрет.)
- В русской литературе его называли дедушкой. Его день рождения – 1 апреля 1882г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорино горе», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи», «Телефона».
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей». Наст. Фамилия Корнейчуков.
- Прочитайте в учебнике на с. 4, что авторы учебников пишут про произведения К. Чуковского.
- Сегодня нам предстоит познакомиться с необычным произведением, в котором все перепутано. Как вы думаете, что это за произведение?
- Молодцы, это произведение «Путаница». О чем оно?
Словарная работа.
Ковш - округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости, сыпучего.
Ушат – небольшая кадка с ушами.
Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.
- Начну читать я, а вы продолжите.
Воспринимают информацию
Читают
Воспринимают информацию
- Путаница.
Рассуждают
Слушают
Чтение
4. Первичный синтез
- Понравилось вам стихотворение?
- Что необычного в этой сказке?
- Какими строчками заканчивается сказка?
- Что показалось самым смешным?
- Что запомнилось сразу?
- Назови персонажей сказки?
- Кто из них самый серьезный?
- Как его называет автор?
- Чем «Путаница» похожа на небылицу?
- Что случилось с героями произведения?
-Почему им надоело говорить своими голосами?
-Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?
-К чему привела их шалость?
-Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?
-Смогли бы они потушить море? Почему?
-Кто потушил море? Зачитайте. Почему ей удалось затушить?
-Как веселились звери?
-Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?
-Прочитайте, как автор передал радость зверей?
- Да
- Животные перепутали голоса
- Баю – баюшки
Рассуждают
Высказывают свое мнение
- Котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заинька, рыбы, жабы, мыши, лисички, кит, крокодил.
Отвечают
- Паинька
Рассуждают
- Они стали говорить не своим голосом
- Им надоело
Читают
- К пожару
Отвечают
- Топали ногами, хлопали ушами.
Зачитывают
5. Первичное закрепление во вешней речи
Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмы к словам.
- Рифма – это созвучие слов к конце стихов. - Например: птичка-синичка, роза-мимоза, улитка-нитка.
- Подберите рифмы к словам: пирожок, котенок, глаза, золотой.
- Проверим, что у вас получилось.
Рассуждают
Придумывают рифмы
Пирожок – рожок, котенок – орленок, ребенок, глаза – бирюза, золотой – стрелой, деловой, молодой.
5. Рефлексия
- Какой раздел мы начали изучать?
- С каким произведением мы начали работу?
Продолжите фразы:
- Было интересно
- Я запомнил
- Было трудно
- Молодцы!
- Писатели детям
- Путаница
Продолжают фразы
Отметка: ____________
Подпись учителя: ____________