Лит. чтение К.И.Чуковский. Путаница. Небылица.
Лит. чтение 19.01.16г.
Тема: К.И.Чуковский. Путаница. Небылица
Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского.
Задачи: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; развивать образное мышление, память, внимание; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному; прививать любовь к книге.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника; выражать своё отношение к прочитанному; определять особенности юмористического произведения.
Оборудование: аудиозапись сказки, выставка книг К.Чуковского, карточки (текст для речевой разминки, текст знакомство с биографией, слова для рифмовки).
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.-1 мин
У. Ребята, что значит «рабочее настроение»?
Д. Настроение хорошо поработать.
У. Я, надеюсь, у всех рабочее настроение?
У. Я рада, что вы готовы хорошо потрудиться на уроке.
II. Проверка домашнего задания. Какие стихи Даниила Хармса читали? Прочитайте одноклассникам. (Дети читают весёлые стихи)
III. Актуализация знаний, фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Начнём урок чтения с речевой разминки.
-Мы будем разговаривать
Мы будем выговаривать
Всё правильно и внятно
Чтоб было всё понятно
Дыхательная гимнастика
«Озябшие руки»: пальцы одной руки сжать в кулак, который обхватить ладонью другой руки; поднести руки к губам, сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.
-Прочитайте на одном выдохе три раза: шепотом, тихо, громко:
ЛА-ЛЭ-ЛЫ-ЛУ-ЛО
АЛ-ЭЛ-ЫЛ-УЛ-ОЛ
КЛА-КЛЭ-КЛЫ-КЛУ-КЛО
(Раздать карточки)
- Прочитайте «жужжащим» способом
Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
У. К какому жанру относится это произведение?
Д. Стихотворение - загадка.
У. Кто хочет прочитать эту загадку с удивлённой интонацией?
Д. (читает).
У. Кто отгадал загадку?
Д. (яйцо и цыплёнок).
У. Кто хочет прочитать эту загадку с весёлой интонацией?
Д. (читает).
У. Кто хочет прочитать скороговоркой?
У. Кто знает автора этой загадки?
Д. Мы встретились с затруднением.
У. Как нужно относиться к затруднениям?
Д. Не бояться, т.к. они помогают открывать новые знания.
IV Построение проекта выхода из затруднения.-
У. Какую цель урока поставим?
Д. Узнать автора загадки, познакомиться с новыми произведениями этого автора.
V. Реализация построенного проекта.
1. Подведение к теме урока.
- Вспомним, что влючает в себя «Устное народное творчество»
- Вспомните, строчки этого произведения и определите его жанр:
«По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит»
-Докажите, что это небылица.
Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка.
1) То, чего не бывает в действительности; вымысел.
2) Вранье, сплетня.
-Где мы можем найти необходимую нам информацию? (интернет, толковый словарь)
- Сегодня, мы познакомимся с авторской небылицей.
-Как вы думаете, что будет отличать её от народной небылицы. (её придумал один человек, автор)
- Угадайте автора по произведениям, отрывки из которых я подобрала.
Пришла Муха на базар
И купила – самовар
Ехали медведи
на велосипеде
А за ними кот
Задом наперёд
Ох, нелёгкая эта работа
Из болота тащить бегемота
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
- Узнали, кто автор этих строк.
- Конечно, это К.И. Чуковский.
-Назовите тему урока:
«К.И.Чуковский. Небылица»
У. Что вам известно про этого человека?
Д. Это детский поэт.
У. Правильно. Вы догадались, чья была загадка?
Д. К.Чуковского.
Работа над биографией. Знакомство с биографией писателя.
Работа в группах. На чтение – 1 минута. Чтение про себя, текст на карточках.
- Корней Иванович Чуковский – русский писатель, переводчик, сказочник, критик. От рождения он – Николай Васильевич Корнейчуков. А Корней Иванович Чуковский – псевдоним. Он родился в Петербурге.
Его мать переехала в Одессу. Мальчика отдали в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключён. Чуковский перепробовал много профессий. В 19 лет начал печататься в газете «Одесские новости». Газета направила его в Англию. Там он самостоятельно выучил английский язык.
У Корнея Ивановича было четверо детей. Общение с детьми он считал лучшим отдыхом. Сказочником он стал совершенно случайно. Заболел его сынишка. Мальчик плакал, стонал. Корней Иванович, чтобы его развлечь, стал на ходу сочинять сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Крокодил, Крокодил Крокодилович…
Это первые строчки его сказки «Крокодил».
И второй случай. Работая в своём кабинете, Чуковский услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться.
Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появился «Мойдодыр».
В народе Чуковского называли «дедушкой» ещё при жизни.
Добавление учителя
Важно отметить, что в русской литературе лишь два писателя получили в народе почётное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи», «Телефона».
Знакомство с авторской небылицей «Путаница».
Одна из любимейших детских сказок – «Путаница». В «Путанице» все поменялись голосами, пережив грозную, хоть и комическую катастрофу – море загорелось, затем все радостно вернулись к норме.
- Прежде чем познакомиться с небылицей Чуковского проведём словарную работу, в тексте встретятся слова, значение которых может быть непонятно.
Словарная работа
Ковш - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.
Кадка - бочка с прямыми боками и одним дном.
Ушат – небольшая деревянная кадка с ушами (ручками)
- Мы будем читать текст, а вы внимательно следите, и подчеркнёте слова, которые покажутся вам непонятными.
(текст читают сильные дети)
Или
У. Сейчас прослушайте аудиозапись. (прослушивание).
У. Кто был прав?
Д. (отвечают).
У. Каков жанр произведения?
Д. Стих, сказка.
У. Докажите.
Д. (отвечают).
У. А можно это стихотворение отнести к небылицам?
Д. Да.
У. Докажите. Какая это небылица
Д.(отвечают).
У. Понравилось небылица?
Д. Да.
У. А почему вы улыбались? Что вам показалось смешным?
Д.(отвечают).
VI. Физминутка.
VII. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Словарная работа.
У. Какие слова были непонятны?
Д.(отвечают).
У. Как узнать лексическое значение этих слов?
Д.(отвечают).
У. Давайте поработаем со словариками
Паинька – ласковое название послушного ребёнка
Лопотал - говорить много, быстро, неясно
2. Обсуждение стихотворения.
У. Назовите персонажей сказки.
Д. (котята, утята, свинки, курочки, воробышки, медведь, кукушка, заинька, медвежата, ерши, жабы, лисички, мыши, кит, крокодил, лягушки, бабочка, гуси, лошади, мухи). - 20
У. Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?
Д. Заинька – паинька.
У. Какое настроение создаёт поэт?
Д. Весёлое.
VIII. Самостоятельная работа
1. Чтение учащимися стихотворения по «цепочке» по 4 строчки и по ролям (котята-2, утята-2, свинки-2, курочки-2, медведь, кукушка, заинька, кит, гуси-2, воробышки, лошади-2, мухи, лягушата) – 19, а в конце все: «Баюшки-баю!».
У. Постарайтесь прочитайть текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает.
Д. (читают выразительно).
2. Работа над произведением «Путаница», выборочное чтение.
У. Что случилось с героями произведения?
Д. Они захотели разговаривать голосами других животных.
У. Почему им надоело говорить своими голосами?
Д. Наверное, они неразумные. От безделья. Пошалить захотелось.
У.Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?
Д. Кому велено чирикать –
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать –
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!
У. К чему привела их шалость?
Д. К пожару.
У. Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?
Д. Да.
У. Смогли бы они потушить море?
Д. Нет.
У. Кто потушил море? Зачитайте.
Д. Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать –
И потухло.
У. Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей?
Д. Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
У. Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?
Д. Звери не шалите!
IX. Включение в систему знаний.
Самостоятельная работа Определите героя, который говорит следующие слова, соедините стрелочкой название героя и реплики.
«Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!» заинька
«Кому велено чирикать – не мурлыкайте!» медведь
«Мы хотим, как лягушата, квакать!» кит
«Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!» утята
Проверка по эталону .
Творческое задание. Игра «Подберите рифмы».
У. Работа в парах (раздать карточки). С партнёром по плечу
Подберите рифмы к словам:
Пирожок (творожок)
Котёнок (мамонтёнок, утёнок)
Ушко (подушка, лягушка, кружка, мушка)
Золотой (молодой, дорогой)
XI. Домашнее задание. –
У. Подготовить выразительное чтение по ролям.
По желанию – выучить понравившийся отрывок наизусть.
X. Рефлексия УД.
Закончите предложения: скажите своему партнеру по лицу
На уроке я узнал, что…
Мне запомнилось…
У. Что нового узнали на уроке?
- За что себя похвалили бы?
- Кого хотели бы похвалить?
- Что из работы на уроке больше всего запомнилось?
- Какие произведения К.Чуковского запомнили?
- С каким настроением заканчиваете урок? Покажите смайлики смайлика.
У. -Закончить урок хочу строчками из сказки К.Чуковского, которую автор написал для своей больной дочери Муры «Чудо - дерево»
А у наших у воротЧудо-дерево растёт.Чудо, чудо, чудо, чудоРасчудесное!Не листочки на нём,Не цветочки на нём,А чулки да башмакиСловно яблоки!
-Давайте украсим нашего Чудо –дерево сапожками разного цвета:
Урок прошёл плодотворно, всё понятно
Есть небольшие проблемы
Скучно, неинтересно
Я рада, что у вас отличное настроение. Желаю вам с этим настроением проучиться весь этот день.
Благодарю за работу.