Выступление на педагогическом совете Особенности организации проектной деятельности01.11.2011
Вступительное слово.
СЛАЙД 1
Почему так важно каждому из нас уметь организовать проектную работу с учениками? Почему именно сейчас важность формирования специфических навыков проектной деятельности у учащихся выходит на первый план?
Раньше можно было более-менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, повторяя действия, уже принесшие успех ранее, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Нужно было только заранее хорошо выучить, в чём состоят эти решения и нормы и как применять их на практике.
Сегодня ситуация изменилась кардинально. Набитые знаниями головы, ходячие эрудиты, ходячие энциклопедии, заученные рецепты решения давно решённых проблем оказались не востребованными на рынке труда. Почему? Жизнь ускорилась, теоретические знания стремительно устаревают.
Что требуется от человека, чтобы он был успешен? В первую очередь – гибкость мышления: быстрота реагирования на новые вводные, стремительная адаптация к постоянно меняющемуся миру. В чём выражаются такие способности? В умении самостоятельно увидеть проблему, находить способы её решения, совершенствовать свой опыт и знания.
Этому ли учит современная школа? Над нами довлеет традиция дать детям большой объём информации, академических знаний. Учим мы детей хорошо, знаний у них достаточно. Но учим мы, надо честно признаться, не тому, что требуется от выпускника, чтобы он стал успешен. Основная идея новых стандартов образования состоит именно в том, чтобы всё содержание образования служило базой для формирования у детей метапредметных умений и соответствующих компетенций. Иными словами, мы должны научить каждого ученика действовать компетентно – т.е. со знанием дела. Значит, надо так организовать свою работу, чтобы дети получали знания не ДО начала деятельности, а ВО ВРЕМЯ неё, непосредственно в процессе деятельности. Знания становятся лишь средством обучения действиям.
СЛАЙД 2
Если мы сумеем так перестроить свою работу, то мы сами для себя создадим таких учеников, о которых мечтаем:
- активных;
- инициативных;
- ответственных и заинтересованных не только в результате, но и в процессе своего учения;
- с высокой учебной мотивацией.
Именно деятельностный подход в обучении позволяет ученику сформировать свою субъектную позицию.
СЛАЙД 3
Это система его отношений к миру, к другим людям, к самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы.
Мы должны дать детям современное образование. А что такое образование?
СЛАЙД 4
Это то, что остаётся в человеке, когда всё выученное им забыто.
Как гласит известная китайская пословица, «Путь длиною в тысячу ли начинается с первого шага». И нам поможет в этом применение метода проектов.
СЛАЙД 5
Роль учителя при этом меняется: мы перестаём быть единственным источником знаний, а лишь подсказываем детям пути поиска необходимой информации и опыта.
СЛАЙД 6
Несмотря на долгий исторический путь, пройденный этим методом в педагогике, суть его осталась неизменной:
СЛАЙД 7
Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в неё вносят СМИ, в которых проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у нас, учителей, не складывается чёткого представления о проекте как методе обучения, а у наших учеников – о проекте как о вполне определённом виде самостоятельной работы.
Чтобы избежать всех этих проблем, давайте чётко определим, что такое проект, каковы его признаки, в чём его отличие от других видов самостоятельной деятельности ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей.
СЛАЙД 8
Ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Внесём ясность.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определённого оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Но это не одно и то же.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов. При работе над проектом есть реферативный этап, но это только часть всего проекта.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, методик проведения опытов, экспериментов. Такая работа имеет большое сходство с проектом, но, однако, исследование – лишь этап проектной работы.
Наконец, проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
СЛАЙД 9
Итак, сделаем выводы.
Для ученика проект – это возможность максимально возможного раскрытия своего творческого потенциала, возможность проявить себя индивидуально или в группе, попробовать приложить свои силы, применить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Для учителя проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее выработать специфические навыки проектирования:
СЛАЙД 10
Проблематизация
Целеполагание
Планирование деятельности
Рефлексия, самоанализ
Презентация и самопрезентация
Поиск информации
Практическое применение академических знаний
Самообучение
Исследовательская и творческая деятельность
(Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 №2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы).
Начиная работу над проектом, учителю необходимо чётко представлять себе этапы проекта.
СЛАЙД 12
Хочу обратить Ваше внимание на то, что ученикам не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у них нет никаких знаний и умений, при том, что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Для начала работы над проектом автор должен иметь исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, проектом не может быть работа очень знакомая, многократно ранее повторявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Считаю необходимым прокомментировать каждый этап работы над проектом.
1.Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причём не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдёт, когда исходная проблема приобретёт личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником. Материалом для обсуждения может быть житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.д. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, её неявно сформулированная цель.
Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия проектов. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Но если это не так, то вся работа над проектом, а иногда это длительная работа, превращается в тяжкую повинность – в этом случае все преимущества проекта как метода развития, воспитания и обучения будут сведены к нулю…
Надо иметь в виду, что для учителя метод проектов – довольно трудоёмкая технология. Поэтому желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать детям возможность обсудить её и домыслить, может быть, переформулировать или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно работать.
Этот этап является самым сложным для детей. Трудность для нас, учителей, в том, что на данном этапе ребёнок практически никак не мотивирован к работе. Самый неэффективный способ – прямое принуждение. Оно может обесценить всю предстоящую работу, лишить её смысла, как творческую. Поэтому в самом начале работы над проектом надо максимально проявить педагогический такт и помочь ребёнку выбрать среди его интересов то, что могло бы воплотиться в работе.
2.Следующий этап – целеполагание. Когда проблеме проекта удалось придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный мотив к деятельности. (Из-за наличия личностной проблемы у ребёнка возникает дисгармония, отсюда – потребность что-то предпринять, чтобы избавиться от этой дисгармонии).
На этом этапе дети высказывают большое количество идей, зачастую самых фантастических. Увлёкшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои желания и возможности. Иногда полезно некоторым детям столкнуться с последствиями такой «гигантомании». Если учитель уверен, что ребёнок сможет преодолеть возникшие трудности без ущерба для работы, может быть, не стоит его одёргивать. Если такой уверенности нет, надо сразу внести ясность в цель работы. В любом случае необходимо, чтобы ученик помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.
На этом же этапе надо определиться с проектным продуктом, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Для этого необходимо представить себе как можно больше способов достижения цели проекта и выбрать из них самый оптимальный.
Что может быть проектным продуктом? Альбом с фотографиями («Мои любимые пушкинские места»), макет некоторого предмета, устройства («Альтернативные источники энергии»); брошюра с советами, как преодолеть некую проблему («Как накачать квадратики на прессе»); плакат-рекомендация-комиксы; спектакль; спортивный праздник; песня; некий сборник с информацией, например, «Права юного покупателя»; «кафе» с дегустацией блюд, статья и т.д. Поскольку проектная деятельность носит творческий характер, то ограничений в форме проектного продукта нет.
3. Прежде чем начать работу по достижению желаемого результата, т.е. получения проектного продукта, надо разработать план. В результате ясные очертания приобретает не только отдалённая цель, но и ближайшие шаги на пути к ней.
Разрабатывая план, надо учесть ресурсы (материалы, рабочие руки, время), которые есть, и определить недостающие ресурсы. Составить чёткий график реализации плана с указанием времени и способов решения пошаговых задач. Важно только не начать планировать ВМЕСТО ребёнка. Иначе у него возникнет ощущение, что ему предстоит реализация чужого плана, поэтому он не отвечает за работу.
Для того чтобы научить учеников планированию, я предлагаю Вам воспользоваться вот такой памяткой. Хороший план – половина работы!
СЛАЙД 13
Теперь, имея перед собой ясную цель и чёткий план действий, можно приступать непосредственно к работе.
СЛАЙД 14
4. Четвёртым этапом проекта является его реализация. Это период максимального колебания мотива. У некоторых учеников наличие чёткого плана повышает мотив к деятельности, а у других – возникает ощущение лёгкости и желание не напрягаться. Иногда автор проекта мысленно уже достиг результата работы, успел эмоционально пережить это достижение. Иногда, наоборот, увидев после этапа планирования, сколько ему предстоит сделать, ученик опускает руки, у него пропадает уверенность в успешном завершении проекта. Особенно это касается подростков. Поэтому учителю надо учесть на этом этапе индивидуальные особенности своих учеников, следить, чтобы дети не потеряли мотив к работе.
Трудности возникнут обязательно! Но это не причина для простоя в работе. Придётся внести изменения в первоначальный план, конечно, они должны быть обоснованными.
Как правило, самым интересным является создание проектного продукта. Иногда этот процесс затягивается, т.к. автора очень увлекает эта работа, он постоянно что-то совершенствует, придумывает оригинальные решения. Необходимо обращать внимание ребёнка на время, оставшееся до защиты.
5.После того, как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, наступает этап самооценки и рефлексии. Необходимо написать отчёт о работе над проектом, т.е. оформить его письменную часть.
Отчёт о работе – очень важная часть проекта. Написание отчёта представляет значительные трудности, особенно для тех, кто не имеет опыта работы над проектом. Часто даже те ребята, кто хорошо владеет устной речью, с трудом излагают свои мысли на бумаге. Подробно обсудите каждую часть отчёта и предложите своему ученику работать над письменной частью в соответствии с совместно выработанным алгоритмом. Умение точно выполнять инструкции – важнейший навык, который будет многократно востребован в дальнейшем.
В целом на написание отчёта надо оставить примерно треть всего времени работы над проектом. Задача учителя- помочь ребёнку корректно и лаконично описать весь ход работы.
Для облегчения Вашей работы на этом этапе я напечатала некий шаблон, которым можно пользоваться в качестве черновика уже начиная с 5 класса. С его помощью можно научить писать отчёт о работе. Конечно, необязательно пользоваться этим шаблоном в полном объёме.
Для того чтобы проще было составлять отчёт, рекомендуют каждому учащемуся завести так называемую проектную папку, куда складываются все материалы работы от первого этапа и до написания отчёта, в том числе фиксируются все мысли, идеи, трудности, с которыми пришлось столкнуться, способы их решения и т.д. и т.п. (См. приложение).
СЛАЙД 15
Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нём самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрёл. Письменный отчёт в виде портфолио предоставляется жюри на защите проектной работы. С материалами портфолио жюри знакомится во время презентации.
Наконец, 6 этап работы над проектом – презентация и самопрезентация.
Презентация – витрина проекта. Всё должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность её автора, которую он приобрёл в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык.
Регламент презентации, как правило, составляет 7-10 минут на выступление. За это короткое время надо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями – по этой причине многие часто не укладываются в регламент.
Итак, две основные проблемы презентации – регламент и речь. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать всё подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями, чтобы ничего не упустить.
В ходе презентации автору, возможно, придётся отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос надо начинать, поблагодарив того, кто его задаёт. Любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики и даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность.
Презентацию необходимо отрепетировать.
В некоторых источниках указывается для удобства запоминания признаков проекта - «ПЯТЬ П»:
Проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
И добавляется отдельно ещё одно «П» -
Портфолио
На чём я очень хочу ещё остановить Ваше внимание – на вопросе о позиции учителя в ходе проектной работы как методе воспитания.
В вопросе взаимодействия учителя и ученика возникает две крайности: полностью предоставить учащихся самим себе, или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребёнка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Здесь, я думаю, будет уместно обратиться ко всем нам известной идее Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития. Применительно к проектной деятельности её иллюстрируют так:
СЛАЙД 16
Если ребёнок сегодня часть работы выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе со взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;
Если сегодня ребёнок всю работу, даже ту часть, которая ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;
Если сегодня ребёнок выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребёнок так и не научится выполнять эту работу.
Поэтому только совместная с учителем работа в ходе выполнения проекта даст ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.
СЛАЙД 17
Методическими рекомендациями Департамента образования г. Москвы проектную деятельность рекомендовано с определёнными ограничениями начинать со 2-го класса начальной школы. Таким образом, предполагается, что к 5-му классу учащиеся владеют определёнными приёмами проектирования. Тем не менее… Особенно трудно даётся детям этого возраста выделение проблемы, формулирование цели, планирование деятельности. Ребята не могут рационально распределить время, объективно оценить свои силы. Им трудно на протяжении длительного времени сохранять интерес к работе, многие медленно читают, не умеют анализировать, обобщать, классифицировать. Младшие подростки недостаточно рефлексивны, не умеют анализировать свои чувства и эмоции, давать объективную оценку своим достижениям.
Поэтому значительный объём работы над проектом учителю придётся осуществлять вместе с ребёнком, постоянно его поддерживая и вдохновляя.
СЛАЙД 18
7-8-классники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта, трудность может возникнуть на этапе планирования, особенно при разработке детального плана: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения.
Самое слабое место у учащихся этого возраста – мотив к деятельности. Подростки быстро теряют интерес, особенно если работа кажется им рутинной, а результат не вдохновляет. Незначительные трудности вызывают самооценка и анализ, т.к. рефлексивные способности в этом возрасте находятся ещё в стадии формирования.
СЛАЙД 19
9-10-классники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Но помощь учителя может понадобиться для промежуточной оценки хода проекта, обсуждения различных гипотез, версий и т.п.
Итак, позиция учителя может быть следующей:
СЛАЙД 20
В последнем случае учащийся является полноправным автором проекта и в полной мере несёт ответственность как за успех, так и за провал своей работы. Так можно работать с инициативными, ответственными, хорошо успевающими учениками независимо от их возраста.
Несколько комментариев по поводу формулировок тем проектных работ:
СЛАЙД 21
Ещё примеры тем из практики:
Сколько стоит стакан чистой воды? (8 кл.)
Есть ли чувства у растений? (6 кл.)
Почему люди не любят червей? (7 кл.)
Охота на хищников – это хорошо или плохо? (8 кл.)
Пропорции вокруг нас (6 кл.)
Законы симметрии в искусстве (7 кл.)
Какая геометрия нужна кассирам в метро? (7 кл.)
Правдолюбцы и лжецы: математическая логика (9 кл.)
Математика в казино (10 кл.)
Лечат ли растения? (5 кл.)
Я благодарю Вас за внимание к моему сообщению. Если у Вас появятся вопросы, связанные с проектной деятельностью, Вы можете задавать их не только мне, но и тем учителям – асам проектной деятельности, которые в прошедшем учебном году достигли высоких успехов в работе со своими воспитанниками и были по достоинству оценены в образовательном пространстве нашего округа и города.
Я прошу поделиться опытом работы над проектами наших коллег:
Минаеву Наталью Львовну, Суслову Наталью Анатольевну, Страмнову Наталью Вадимовну.
Приложение
ОТЧЁТ О РАБОТЕ
Введение
Тема моего проекта…………………………………………………………………………………
Я выбрал эту тему, потому что………………………………………………………………..
Цель моей работы - ……………………………………………………………………………………
Проектным продуктом будет - ……………………………………………………………………
Этот продукт поможет достичь цели проекта, т.к. ……………………………………..
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
Выбор темы и уточнение названия…………………………………………………
Сбор информации (где и как искал информацию)………………………..
Изготовление продукта (что и как делал)………………………………………
Написание письменной части проекта (как это делал)…………………
Основная часть
Я начал свою работу с того, что…………………………………………………………………….
Потом я приступил к …………………………………………………………………………………….
Я завершил работу тем, что…………………………………………………………………………...
В ходе работы с толкнулся с такими проблемами:……………………………………….
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я………………………………………….
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)……………
План моей работы был нарушен, потому что…………………………………………………
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как…………………………………………………………………………………………………………………….
Но всё же мне удалось достичь цели проекта, потому что…………………………….
Заключение
Закончив свой проект, я с уверенностью могу сказать, что не всё из того, что было задумано, получилось, например,………………………………………………………..
Это произошло, потому что……………………………………………………………………………
Если бы я начал работу заново, я бы……………………………………………………………..
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы……………………………………………………………………………………………………….
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как…………………………….
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)………………………………………………………………………………………………..