Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по разделу Н.В. Гоголь. Мертвые души в 9 классе


Планирование серии последовательных уроков по русской литературе в 9 классе по разделу «Н.В.Гоголь. «Мертвые души»( 6 часов)
Период _______________
Тема и основные цели обучения по уроку (по таксономии Блума) Какие активные формы вы будете использовать? Как планируете включать ИКТ и модули? Как вы будете включать всех детей в обучение (в том числе учеников АВС) Как вы будет оценивать (формативно или суммативно)? Каких результатов вы планируете достичь в обучении? Какие ресурсы планируете использовать?
Основные цели обучения в целом по теме: с помощью организации диалога в классе рассмотреть особенности поэмы «Мертвые души» и своеобразие образа Чичикова в системе других образов ( помещиков)
1 урок Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя.
Цель: знают биографические сведения о жизни и творчестве писателя, умеют разделять творчество Гоголя на периоды, выделять ключевые произведения по периодам.
Диалог по теме урока
Работа в 3 группах ( деление по цвету – группы смешанные – АВС)
Ассоциативная карта.
Актуализация знаний с опорой на жизненный опыт учащихся. Обмен мнениями по материалам постера.
ИКТ Презентация
«Жизнь и творчество Гоголя» Диалог Кумулятивная беседа Обсуждение
Распределение ролей в группе
Ученики уровня А – работают с интернет-ресурсами, лидируют в группах.
Ученики уровня В –участвуют в обсуждении.
Ученики уровня С – с помощью стикеров отмечают в тексте учебника информацию по плану. Формативно – суммативное
Актуализация
ЗУН
3 постера по периодам
Синквейн
«Гоголь в разные периоды жизни» Учебник «Русская классическая литература 9 класс»
Рабочие тетради
ПостерыПрезентация
ноутбук
2 урок «Мертвые души» (главы из поэмы) История создания поэмы. Особенности жанра и композиции произведения.
Цель: знают историю создания поэмы, особенности жанра и композиции, умеют находить информацию о произведении самостоятельно, понимают, в чем смысл названия поэмы. Диалог по теме урока
Работа в 3 группах ( деление по номерам – группы смешанные – АВС) – создание коллаборативной среды.
«Вопросы, направляющие ход мышления»
Обмен мнениями по материалам постера.
ИКТ
Физ. минутка Диалог
Кумулятивная беседа
Обсуждение
Распределение ролей в группе
Ученики уровня А являются «лидерами» в группах, координируют работу в группах, изучают дополнительную информацию.
Ученики уровня В – выполняют роль докладчиков, оформителей.
Ученики уровня С осуществляют таймменеджементработают с литературоведческим словарем.
Формативное
Суммативное«Литературный диктант»
Актуализация
ЗУН
3 постера по теме урока
Запись в словарь: Оксюморон
Учебник «Русская классическая литература 9 класс»
Рабочие тетради
Словарь литературоведческих терминов
Дополнительный материал по теме урока
Постеры
«История создания поэмы»
«Жанр и композиция произведения»
«В чем смысл названия поэмы?»
ноутбук
3-4 урок Образы помещиков, приемы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога).
Цель: учащиеся имеют представление об образах - персонажах помещиков, умеют характеризовать образ по плану, акцентируя внимание на портретной и речевой характеристике, пейзажном и интерьерном антураже, художественных деталях, понимают значение образов для всего произведения.
Диалог по теме урока
Работа в 5 группах ( деление по стикерам – группы смешанные – АВС) – создание коллаборативной среды.
ИКТ Презентация
«Образы помещиков»
«Мозговой штурм»
«Викторина»
«Кроссворд»
Синквейн ( по выбору – любой из образов) Диалог
Кумулятивная беседа
Обсуждение
Распределение ролей в группе
Ученики уровня А координируют работу групп и формулируют выводы по образам, зная текст – участвуют в викторине, решают кроссворд;
Ученики уровня В – выполняют роль докладчиков, оформителей, работают с планом, участвуют в обсуждении с «мотивированным» учениками.
Ученики уровня С
находят информацию в тексте и учебнике.
Формативное ( жетоны – викторина)
Суммативное
Критериальное Актуализация
ЗУН
5постеров по теме урока
Манилов
Коробочка
Ноздрев
Собакевич
Плюшкин
( по плану)
СинквейнУчебник «Русская классическая литература 9 класс»
Рабочие тетради
Дополнительный материал по теме урока
Постеры по образам помещиков
Ноутбук
Художественный текст поэмы
5 урок
Особое место образа Чичикова. Чичиков – новый герой эпохи
Цель:
Учащиеся имеют представление об образе главного героя,
Знают основные характеристики героя, представленные в поэме, умеют работать с текстом, высказывать свое мнение о поступках героя, отвечать на поставленный вопрос, работать в группе, оценивать свою деятельность на уроке, понимают, что Гоголь хотел показать процесс «обездушивания» главного героя.
Дискуссия по теме урока ( ключевой вопрос урока - Чичиков – «живая» или «мертвая» душа?
Работа в 4 группах ( деление «Атомы, молекулы» – группы смешанные – АВС) – создание коллаборативной среды.
«Кроссворд»
Синквейн «Чичиков»
Диалог
Кумулятивная беседа
Обсуждение
Дискуссия
Распределение ролей в группе
Ученики группы А организуют всю работу, хорошо знакомы с текстом.
Ученики группы В знакомят с результатом работы весь класс
Ученики группы С делают записи, следят за временем, активные наблюдатели.
Формативное
Суммативное
Оценочные листы
Актуализация
ЗУН
СинквейнОбразная характеристика Чичикова
Учебник «Русская классическая литература 9 класс»
Дополнительный материал по теме урока
Художественный текст поэмы
6 урок
Образ автора. Роль лирических отступлений.
Цель: Учащиеся имеют представление о содержании «лирических отступлений»( Птица –тройка и др.), умеют внимательно читать отрывки, понимают авторскую позицию в поэме. Проблемные вопросы:
«Зачем писателю понадобились лирические отступления?»
Какова главная тема поэмы?
Что такое Лирическое отступление?
Работа в 3 группах
1гр – «Какой русский не любит быстрой езды?»
2 гр. «Птица –тройка»
3 гр – «Русь, куда несешься ты..»«Анализ и выразительное чтение текста»
Эссе (тема по выбору учащихся)
«Толстые и тонкие вопросы»
Диалог
Кумулятивная беседа
Обсуждение
Распределение ролей в группе( лидер, чтец, литературовед, докладчик, оформитель)
Ученики группы А организуют работу группы, принимают ведущую роль в анализе текста с позиции литературоведовУченики группы В выступают в роли докладчиков, чтецов.
Ученики группы С оформляют работы, участвуют в обсуждении.
Критериальное
Критерии для групп по работе с текстом:
Выразительное чтение отрывка.
Ассоциации
Образы –символы
Выразительные средства.
Позиция автора
Чтение отрывка наизусть по критериям :
1. Автор, название –
1балл
2. Знание текста – 1 балл
3. Выразительность – 1 балл
4. Правильность чтения – 1 балл
5. Артистизм – 1 балл
Формативно – суммативное
Актуализация
ЗУН
Эссе
Постеры
Чтение наизусть «Отрывок о Птице – тройке» Учебник «Русская классическая литература 9 класс»
Дополнительный материал по теме урока
Художественный текст поэмы