Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по разделу «Синтаксис и пунктуация. Культура речи» по предмету «Русский язык» в 5 классе


Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по разделу «Синтаксис и пунктуация. Культура речи» по предмету «Русский язык» в 5 «А» классе
Учитель Романенко И.В.,
учитель русского языка и литературы,
КГУ «НИСЦ РО «Восток»
для одаренных детей» УО ВКО

Пояснительная записка
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков русского языка составлено на основе ГОСО основного среднего образования РК, утвержденного постановлением Правительства РК, и по учебным программам для основной школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК.
Учебно-методический комплекс использован согласно приказу Министра образования и науки РК «Об утверждении Перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования в 2015-2016 уч.г.».
В серии последовательных уроков использованы наиболее эффективные методы обучения и стратегии 7 модулей Программы.
Цель преподавания: интегрирование идей 7 модулей Программы в серию уроков русского языка по разделу «Синтаксис и пунктуация. Культура речи».
Цель обучения: развитие коммуникативных навыков (формулировать монологическое высказывание, аргументировать ответ) у учащихся через осмысление особенностей синтаксиса и пунктуации.
Запланировано вовлечение учащихся в групповую работу через активные методы обучения и анализ, как на уроках русского языка идет развитие критического мышления посредством внедрения новых подходов. Запланированные уроки по среднесрочному планированию серии уроков должны показать положительные результаты обучения учащихся: вовлечение всех учеников в активную учебную деятельность через стратегии: «Карусель», «Один посол», «Мозаика творчества», написание текстов. Примененные стратегии позволят вовлечь учащихся в учебный диалог, организовать дискуссию, закрепить ЗУН. В ходе групповой работы лидеры распределят роли и проконтролируют выполнение заданий. Ученики оценят работу групп (разработка критериев успешности, само и взаимооценивание, модуль ОдО).
Модуль «Обучение талантливых и одарённых» предусматривает использование творческих, исследовательских, проблемно-поисковых заданий на опережение, углубление, проблематизацию и расширение знаний. Выполнение индивидуальных заданий, разработка и представление презентаций и тестов позволит реализовать творческий потенциал талантливых и одаренных учащихся в образовательной области «Русский язык».
Критическое мышление учащихся планируется развивать через групповую и парную формы взаимодействия, организацию учебного сотрудничества, использование диалога, исследовательской беседы, эффективных стратегий, постановку вопросов высокого и низкого порядка, рефлексивную деятельность.
Подбор заданий соответствует возрастным особенностям пятиклассников, это позволит на всех уроках обеспечить позитивный настрой учащихся и создать рабочую доброжелательную обстановку. Мотивация и интерес к предмету должны повысится.
Перспективами работы являются критическое самооценивание учащихся, активное вовлечение в работу всех учеников, расширение используемых активных методов учебной деятельности, работа над умением анализировать и синтезировать учебный материал школьниками, излагать свои гипотезы и комментарии по заданиям, саморегуляция и рефлексия своей деятельности на уроках.
№ уро-ка Тема, основные цели и ожидаемые результаты обучения Обучение талантливых и одаренных учащихся
Лидерство и управление Вовлеченность всех учащихся Активные формы Исполь-зование ИКТ ОдО, ОО Ресурсы, оборудова-ниеСинтаксис и пунктуация. Культура речи – 16 ч. (из них 4 ч. – развитие речи, 1 ч. – сочинение-описание; 1 ч. – диктант)
Урок 17 17. Словосочетание. Строение словосочета-ния.
Цели: знать определение понятия «СС», особенности его строения, уметь определять главное и зависимое слово, задавать вопрос, отличить СС от предложения, оценивать результаты деятельности. 1. Проведение теста по теме «Стили речи» – 3 одаренных учащихся.
2. Индивидуальное д/з (по ИОМ)
Лидерство прослеживается в индивидуальных заданиях для одаренных детей, в парной работе, вовлечении всех в диалог.
1. Проверка д/з в паре, взаимооценивание.
Совместное целеполагание и разработка критериев оценивания.
2. Учащиеся вступают в диалог, высказывают мнение, аргументируя ответ.
3. Индивидуальная работа по заполнению таблицы «ЗХУ».
4. Взаимооценивание в паре по разработанным критериям работы.
5. Просмотр презентации.
6. Индивидуальная работа по решению составленного одаренным ребенком теста, самопроверка и самооценка. 1. Парная работа – проверка д/з Презентация по теме «Строение словосоче-тания» – один одаренный ученик.
1. Самооценивание за работу по тестам.
2. Взаимооценка выполнения д/з в паре по стратегии «Две звезды и 1 пожелание».
2. По разработанным совместно критериям самооценка решенного теста, суммативное оценивание одноклассником с комментированием. Учебник, интерактив-ная доска, проектор, ПК, стикеры.
Урок 18 Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.
Цели: знать способы выражения грамматической связи в словосочета-ниях, план синтаксического разбора СС, уметь выполнять синтаксический разбор СС, оценивать результаты деятельности. 1.Представление индивидуального д/з (по ИОМ): презентация, тест.
Лидерство прослеживается в индивидуальных домашних заданиях для одаренных детей, в парной работе, вовлечении всех в диалог.
1.Совместное целеполагание.
2.Выполнение заданий, разработанных ОД
2. Учащиеся вступают в диалог, высказывают мнение, аргументируя ответ.
3.Индивидуальная работа по выполнению разработанных одаренными детьми карточек, проверка одаренными учениками и выставление суммативной оценки. 1.Парная работа – проверка д/з Презентация по теме урока 1. Взаимооценка в паре по выполнению д/з по критериям.
Учебник, интерактив-ная доска, проектор, ПК.
Урок 19 Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения.
Цели: знать понятия: «Предложение», «Грамматическая основа предложения», «Двусоставные и односоставные предложения», уметь различать СС от предложения, определять ГО предложения, тип предложения. Разработка теста по теме урока, критериев оценивания, после выполнения учащимися теста проверка по критериям оценивания, 1 одаренный ученик – создание презентации «Двусоставные и односоставные предложения».
Лидерство прослеживается в индивидуальном задании для одаренных детей, в групповой работе, вовлечении всех в диалог.
1. Проверка д/з в паре, взаимооценивание.
Совместное целеполагание.
2. Учащиеся вступают в диалог, высказывают мнение, аргументируя ответ.
3. Групповая работа по проверке д/з (составление текста, синтаксический разбор предложения).
4. Защита и взаимооценивание по разработанным критериям работы групп.
5. Индивидуальная работа по выполнению разработанного одаренными детьми теста, проверка одаренными учениками и выставление суммативной оценки.
6. Выполнение тренировочных упражнений. 1. Групповая работа – проверка д/з.
Создание и представление даренным учащимся презента-ции по теме «Двусоставные и односоставные предложения».
1. Взаимооценка деятельности групп по стратегии «Похвальный бутерброд».
2. По разработанным совместно критериям самооценка решенного теста, суммативное оценивание с комментирова-нием.
Учебник, интерактив-ная доска, проектор, 1 ноутбук, стикеры, листы самооценивания, листы А4 для разработки критериев оценивания.
Урок 20 - 21 Работа с текстом.
(Подбор заглавия к тексту. Определение его темы и идеи. Составление плана текста, деление текста на части, запись по абзацам, составление текста).
Цели: знать понятия «Тема текста», «Основная мысль», особенности составления плана, уметь составлять план к тексту, писать текст в заданном типе, озаглавливать его. 1.Индивидуальная карточка.
2. Ученик – тьютор.
1. Совместное целеполагание и разработка критериев оценивания.
2. Групповая работа по созданию постера (1 задание для всех групп).
3. Защита и взаимооценивание по разработанным критериям работы групп.
4. Выполнение тренировочных упражнений. 1. Групповая работа по поиску решения поставленной задачи - создание постера
(у каждой группы одно задание).
2. Защита созданного группой постера
по стратегии «Мозайка творчества» (возможность доработать составленный постер, обменяться идеями). - 1. Взаимооценка деятельности групп по стратегии «Пирамида приоритетов» (2 ключевых слова и вопрос группе).
2. По разработанным совместно критериям взаимооценка составленных текстов, проверке выполненного задания, суммативное оценивание с комментированием.
3. ОД- взаимооценивание по стратегии «Похвальный бутерброд». Учебник, интерактив-ная доска, проектор, 1 ноутбук, маркеры, листы А3 для групповой работы, стикеры.
Урок 22 Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели: знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь применять теоретические знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым на практике.
1.Составление одаренными учащимися (2 пары) алгоритма по определению тире между подлежащим и сказуемым.
2. Презентация учащимися алгоритма.
1. Совместное целеполагание.
2. Учащиеся вступают в диалог, высказывают мнение, аргументируя ответ.
3. Выполнение тренировочных упражнений, анализ информации презентации.
4. Самостоятельная работа – тест. Стратегия «Снежный ком» Презента-ция по теме урока. 1.Взаимооценивание по критериям.
2. Самооценивание теста по ключам.
4. ОО – выставление итоговой оценки за урок с комментированием
Я научился
Я затрудняюсь Учебник, интерактив-ная доска, проектор, ПК.
Урок 23 Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Распространенные и нераспространенные предложения.
Цели: знать понятия: «Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство)», «Нераспространенные и распространенные предложения» уметь различать второстепенные члены предложения, определять тип предложения. 1.Индивидуальная самостоятельная работа по теме урока. 1. Совместное целеполагание.
2. Учащиеся вступают в диалог, высказывают мнение, аргументируя ответ.
3. Выполнение тренировочных упражнений, анализ информации презентации.
4. Самостоятельная работа – составление схемы-опоры (кластера). 1. Парная работа – проверка д/з.
Презента-ция по теме урока. 1.Взаимооцени-вание по критериям.
2. ОО – самооценивание с комментированием. Учебник, интерактив-ная доска, проектор, ПК.
Урок 24 Анализ изобразительно-выразительных средств в тексте: сравнение, олицетворение, эпитет. 1.Индивидуальная поисковая работа по подбору текстов для работы групп. Формулирование задания для групповой работы – 3 учащихся.
2. Разработка памятки по различению ИВС в тексте 3 учащихся. 1. Совместное целеполагание.
2. Групповая работа
(создание постера и его защита, анализ текста).
3. Защита постера
4. Выполнение тренировочных упражнений, анализ информации по презентации памятки.
Групповая работа по поиску решения поставленной задачи - создание постера
(у каждой группы разное задание)
2. Защита созданного группой постера
по стратегии «Карусель». Презента-ция памятки (ОД). Взаимооценива-ние работы групп по стратегии «Три медали и миссия».
Памятка маркеры, листы А3 для групповой работы, стикеры.
Урок 25 Сочинение-описание
Цели: знать особенности структуры сочинения-описания, уметь писать сочинение в заданном типе речи. Разработка алгоритма написания сочинения-описания.
Написание сочинения. Разработка слайдовой поддержки. 1. Совместное целеполагание.
2.Составление плана (в паре).
3.Написание сочинения (индивидуально). Работа в паре – составление плана сочинения. 1.Представление разработанного алгоритма написания сочинения-описания.
2.Представ-ление образца работы с презентацией (ОД). Стратегия «Незаконченные предложения»
ОД- взаимооценива-ние с комментированием. Учебник, интерактив-ная доска, проектор, ПК.
Урок 26 Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Обобщающее слово.
Цели: знать понятия: «однородные члены предложения», «Обобщающее слово», правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающем слове, уметь расставлять знаки препинания при однородных членах и обобщающем слове в предложениях. Индивидуальная работа по ИОМ. 1. Совместное целеполагание.
2.Групповая работа - создание постера.
2. Защита постера
3. Выполнение тренировочных упражнений, анализ информации по презентации.
4. Контроль: графический диктант с взаимооцениванием. 2.Групповая работа по поиску решения поставленной задачи - создание постера
(у каждой группы одно задание) по стратегии «Фишбоун».
2. Защита созданного группой постера
по стратегии «Один посол».
Презента-ция по теме урока. 1.Самооценива-ние по разработанным самостоятельно критериям успешности.
2. Взаимооценива-ние работы групп по стратегии «Две звезды и пожелание».
Учебник, интерактив-ная доска, проектор, ПК, стикеры, листы А4 для разработки критериев оценивания.
Урок 27 Предложения с обращениями.
Цели: знать понятие «обращение», правила постановки знаков препинания при обращении, уметь расставлять знаки препинания при обращениях, составлять схемы предложений с обращениями. 1.Составление одаренными учащимися (2 пары) алгоритма по теме урока.
2. Презентация учащимися алгоритма.
3. Разработка задания для одноклассника.
1. Совместное целеполагание.
2. Самостоятельная работа по составлению схемы-опоры по теме урока.
3. Обмен мнениями в паре, группе, учебный диалог.
3. Выполнение тренировочных упражнений, анализ алгоритма, подготовленного ОД.
5. Контроль: анализ предложений, расстановка знаков препинания, составление схем. Учебный диалог в паре, группе. - 1.Взаимооцени-вание в паре, группе по критериям по стратегии «Незаконченные предложения».
2. ОД – самооценивание с комментированием. Учебник, стикеры, листы А3, маркеры.
Урок 28 Синтаксический разбор простого предложения.
Цели: знать порядок выполнения синтаксического разбора ПП, уметь производить синтаксический разбор ПП. 1.Индивидуальная работа по ИОМ.
2. Проверка выполнения одноклассниками задания. 1. Совместное целеполагание.
2. Выполнение задания для одноклассника, разработанного ОД.
3. Самостоятельная работа – выполнение синтаксического разбора ПП.
1.Парная работа – проверка выполнения синтаксического разбора ПП. Памятка «Порядок выполнения синтаксического разбора ПП». 1.Взаимооценивание в паре с комментированием по стратегии «Неоконченные предложения».
2.ОД- взаимооценива-ние с комментированием. Учебник, интерактив-ная доска, проектор, ПК, стикеры.
Урок 29 Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Цели: знать понятие «СП», «союзные и бессоюзные предложения», «ССП», «СПП», правила постановки знаков препинания в СП, уметь определять вид СП, расставлять знаки препинания в СП, составлять схемы СП. 1.Индивидуальная работа по ИОМ.
2. Опережающее д/з- разработка памятки «Порядок выполнения синтаксического разбора СП».
1. Совместное целеполагание.
2.Групповая работа - создание постера.
2. Защита постера
3. Выполнение тренировочных упражнений. 2.Групповая работа по поиску решения поставленной задачи - создание постера по стратегии «Диаграмма Венна»
(у каждой группы одно задание)
2. Защита созданного группой постера
по стратегии «Один посол». 1.Самооценива-ние по разработанным самостоятельно критериям успешности.
2. Взаимооценива-ние работы групп по стратегии по стратегии «Три медали и миссия».
Учебник, стикеры, листы А3, маркеры.
Урок 30 Синтаксический разбор сложного предложения.
Цели: знать порядок выполнения синтаксического разбора СП, уметь производить синтаксический разбор СП. 1.Презентация опережающее д/з- разработка памятки «Порядок выполнения синтаксического разбора СП».
2. Опережающее д/з- текст –диалог; презентация «Прямая речь».
1. Совместное целеполагание.
2. Обмен мнениями при обсуждении памятки.
3. Индивидуальное выполнение тренировочных упражнений. 1.Самооценива-ние по разработанным самостоятельно критериям успешности.
2. ОД – взаимооценива-ние. Учебник, интерактив-ная доска, проектор, ПК, стикеры.
Урок 31 Предложения с прямой речью. Диалог.
Цели: знать понятие «прямая речь», правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, особенности построения предложений с прямой речью, уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, строить схемы. 1.Презентация опережающее д/з- текст-диалог; презентация «Прямая речь».
2. Составление открытого теста из 5 вопросов по теме урока.
1. Совместное целеполагание.
2. Групповая работа по стратегии «Пазлы» (собрать предложения).
3. Парная работа.
4. Обмен мнениями по осмыслению материала презентации.
4. Индивидуальная работа – решение теста.
1.Групповая работа по стратегии «Пазлы» (собрать предложения)2.Парная работа – составление диалога. ОД – презента-ция «Прямая речь».
1.Самооценива-ние.
2. ОД – взаимооценива-ние. Учебник, интерактив-ная доска, проектор, ПК, стикеры.
Урок 32 Диктант.
Цель: знают особенности раздела «Синтаксис и пунктуация» (согласно требованиям ГОСО), умеют применять теорию на практике. Диктант с индивидуальным грамматическим заданием. 1. Совместное целеполагание.
2.Диктант с грамматическим заданием по вариантам. Индивиду-альное задание грамматической работы Самооценивание по критериям успешности. Тетрадь №3 для контроль-ных работ.
Использованная литература:
1. Кондубаева М.Р., Брулева Ф.Г., Абжанова Т.А. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы, 2015г.
Руководство для учителя, первый (продвинутый) уровень. ЦПМ АОО НИШ и факультет образования университета Кембридж. Издание второе, 2012.