Дополнительное образование в школе
Организация системы дополнительного образования как структурного звена социально-реабилитационного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья
Заместитель директора
по воспитательной работе
Гайнуллина Гульфия Насыховна
Одной из составляющих структуры социально-реабилитационного пространства является организация воспитательного пространства учреждения.
При организации воспитательного пространства педагогический коллектив стремится создать условия, которые стали бы благоприятными для оптимального развития личности, его физического и духовного потенциала, индивидуальности каждого ребёнка для дальнейшей успешной социализации в обществе.
Поэтому воспитательное пространство школы представляет систему взаимосвязанных звеньев, объединённых организацией работы по школьному соуправлению.
внеклассные мероприятия
предметные недели
дополнительное образование
программа «Каникулы»
Связь с социальными институтами
Взаимосвязь с системой профилактики
Работа с родителями
Я остановлюсь на одном из главных звеньев воспитательного пространства-организации работы системы дополнительного образования в школе.
Дополнительное образование как специфическая органическая часть системы образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребёнка, представляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения является одним из основных средств для достижения поставленных в образовательном учреждении задач.
Дополнительное образование мы рассматриваем не только как перспективу развития ребёнка с ОВЗ, на сегодняшней день оно является составной частью образовательного пространства школы, мощным средством развития творческого потенциала ребёнка
Дополнительное образование, мы рассматриваем не как совокупность отдельных кружков, студий, а как целостную структуру, являющуюся частью всей воспитательной системы школы.
Дополнительное образование это место:
куда ребята приходят добровольно, охотно, с радостью;
где есть возможность заняться интересным делом;
где серьезное, настоящее дело можно самим придумать, организовать совместно с педагогом и каждый день идти вперед;
доступного общения и взаимодействия с единомышленниками, независимо от возраста, опыта, уровня мастерства;
где можно еще раз начать все сначала, с «нуля» формировать мнение окружающих о себе;
где каждый ребенок чувствует себя личностью и может компенсировать свои неудачи в школе;
где поощряется инициатива, самостоятельность;
где можно получить допрофессиональную подготовку или расширить сферу углубленной трудовой подготовки
его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой.
Дополнительное образование решает образовательные, воспитательные, коррекционные, рекреационные, профориентационные задачи но несколько в иной специфике
1.Образовательная – обучение ребенка с учетом его индивидуально – типологических особенностей по дополнительным образовательным программам, получение учащимися новых знаний.
2.Воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их и личный пример педагога приобщение к культуре.
3.Коррекционная – исправление недостатков в личностной и эмоционально – волевой сферах через предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах деятельности.
4.Рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка.
5.Профориентационная – формирование интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию.
6.Интеграционная – создание единого образовательного пространства школы.
7.Функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни.
Педагогами школы разработана инновационная модель
дополнительного образования
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Педагоги активно привлекают в работу системы дополнительного образования родителей. Проводится консультирование родителей о творческих способностях детей, перспективах их развития. Родители знакомятся с содержанием деятельности дополнительного образования, оказывают помощь руководителям кружков
Игра «Школьная планета» имеет соревновательное начало. Она объединяет учащихся и педагогов в коллективные творческие дела. Под эгидой этой игры в школе проходят различные праздники, конкурсы, выставки, спортивные соревнования.
Направления дополнительного образования решают главную задачу школы-работа по профориентации учащихся и развитию личности учащихся через внеурочную деятельность
Направления внеурочной деятельности
.
направления
название кружка
класс
художественно- эстетическое
«Мастерица»
«Умелые ручки»
«Палитра»
«Ажурные ленточки»
«Бисероплетение»
«Юные поварята»
1,2, 3
5, 7
6-8
3-9
6,8-11
научно-техническое
«Самоделкин »
«Юный конструктор»
4-6
эколого-биологичское
«Занимательная география»
«Зелёный дом»
7-9
3-4
физкультурно-оздоровительное
«Ловкость, смелость и упорство»
«Спортивные игры»
3-5
7-11
туристко - краеведческое
«туризм »
5
социально- педагогическое
«Школа юного пешехода»
«Этикет»
«Мой компьютер»
«Книголюбы»
6,7
9
9,10-11
культурологическое
«Грация»
«Весёлые нотки»
«Интеграл»
5-11
2-4
5-8
экономико-правовое
«Юный адвокат»
8,9
Обязательным условием организации работы системы дополнительного образования является связь с социальными институтами.
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей- детская художественная школа-педагоги школы разработали индивидуальные программы обучения учащихся с ОВЗ . обучаются учащиеся с ДЦП ( класс поддерживающего обучения)
На базе школы функционирует кружок декоративно-прикладного искусства, преподавателем которого является педагог художественной школы.
Районная организация Кировской областной организации Всероссийского общества инвалидов-праздники, выступления перед ветеранами, изготовление подарков.
Кировское областное государственное учреждение «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения» клуб «Найди себя», ЛФК, праздники для учащихся.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей- детско- юношеский центр «Ровесник»-секция «Туризм»,ОФП, тренажёрный зал.
Музыкальная школа- специальные программы для обучающихся, работают на базе нашей школы.
Исторический музей- музейные занятия
Детская библиотека-библиотечные уроки, праздники
Центр занятости населения-работа трудовых бригад, профориентация.
Культурно-досуговый центр «Мир»-кукольный кружок, конкурсы.
Дополнительное образование школы - открытое пространство - дружественная для всех участников педагогического процесса, культуроёмкая, компетентная эффективная среда активной жизнедеятельности, в которой происходит обучение, воспитание и социализация личности.
Результат работы системы дополнительного образования –это участие в конкурсах, как муниципального, так и межрегионального, областного и всероссийского уровней.
По направлению художественно-эстетическое
«Арт-хлам», «От Полян и до Амура-валенки предмет гламура», «Волшебный перезвон», «Кормушка», конкурс поделок «Зимняя сказка», деловая игра »Вятские хватские»), конкурс рисунков «Тайны далёких галактик»
Выставка конкурс декоративно-прикладного творчества «Вязание крючком и спицами»
эколого-биологичское -«Экологическая сказка»,акция «Неделя добра»
социально- педагогическое викторина «Тайны далёких галактик» Конкурс рисунков «Творчество юных- за безопасность дорожного движения», «Путешествие на зелёный свет», конкурс рисунков и поделок по пожарной безопасности, командное первенство по пожарной эстафете
культурологическое- конкурс патриотической песни «»Честь имею», «ШФИ», «Зажги свою звезду», конкурс художественного слова «Любовь моя Россия»
физкультурно-оздоровительное соревнованиях по армреслингу, городские спортивные соревнования среди учащихся коррекционных классов 7 и 8 вида
Межрегиональные , областные, всероссийские конкурсы
межрегиональной олимпиаде по художественному творчеству детей с ОВЗ «дымковское чудо», межрегиональной выставке «Мир детства» (работы наших учащихся из класса поддерживающего обучения заняли призовые места и отмечены дипломами победителей), областной конкурс «Мастеровые Вятки»спортивные соревнования «Улыбка»-для детей инвалидов». Летние зональные соревнования по полиатлону.
Конкурс рисунков «Олимпийский мир и я»
Областной конкурс социальной рекламы «Мой город-мой дом» , конкурс «Голос ребенка» 2012
Работа школы по данной способствует формированию социально успешной личности.
За последние три года уменьшилось количество правонарушений –было 6 учащихся, стоящих на учете, осталось 2., повысилось качество обученности.
Так как учащиеся школы постоянно в поиске, движении, у них расписана каждая свободная минута.
И конечно, же главным фактором социализации учащихся является дальнейшее трудоустройство выпускников. За последние годы наши учащиеся продолжают обучение в специальных учебных заведениях (Кумены, Сосновка, Киров
Работают на предприятиях города, района и страны ( Строят мосты, олимпийские объекты в г.Сочи, на машиностроительном заводе «Молот». «Домостстроитель», в ремонтных бригадах, продавцами, швеями,санитарками, поварами, кондукторами в общественном транспорте. слесарями).
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
Заместитель директора по воспитательной работе
развитие личности учащихся, воспитанников
экономико-правовое;
физкультурно-оздоровительное;
культурологическое;
туристко-краеведческое.
профориентация
художественно- эстетическое;
научно- техническое;
социально-педагогическое;
эколого-биологическое.
Соуправление «Школьная страна»
Направления дополнительного образования
Творческий совет
старшеклассники;
родители;
члены профсоюза;
педагоги
Связь с социумом
Районная организация Кировской областной организации Всероссийского общества инвалидов
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей- детская художественная школа
Кировское областное государственное учреждение «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей- детско- юношеский центр «Ровесник»
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей- Центр дополнительного образования детей
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей- детско- юношеская спортивная школа
Исторический музей
Военно-спортивный клуб «Эдельвейс»
Досуговый центр «Мир»
Детская библиотека
Центр занятости населения
Компьютерный клуб «Компьютер –центр»
15